Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-1015/2021 (33-5017/2021)
УИД № 11RS0005-01-2021-000577-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Жуковской С.В., Костенко Е.Л.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2021 года дело по апелляционной жалобе Раджабова Р.Х. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 июня 2021 года, которым исковые требования Раджабова Р.Х. удовлетворены частично,
взыскана с Федеральной службы исполнения наказаний России, за счёт казны Российской Федерации, в пользу Раджабова Р.Х. компенсация морального вреда в сумме 5 000 руб.,
в удовлетворении остальной части иска, в т.ч. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 8 УФСИН России по Республике Коми, отказано.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителя ответчиков УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Алябушевой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Раджабов Р.Х. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период отбывания уголовного наказания в ИК-8 уровень предоставляемых коммунально-бытовых удобств не соответствовал стандартам, чем истцу причинены физические и нравственные страдания. Так, в отряде № 1 в жилой секции № 1 площадью 118 кв.м проживало 60 человек, что менее положенных 2 кв.м на каждого. Во всех отрядах отсутствуют приточная вентиляция, горячее водоснабжение, комнаты для просмотра телевизора. Туалет отряда № 1 оборудован недостаточным количеством санитарного оборудования, в нем отсутствует приточная вентиляция.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчиков с иском не согласилась.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Раджабов Р.Х. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции взыскана с ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Раджабова Р.Х. компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. Вместе с тем, на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о привлечении к участию в деле ФСИН России не был поставлен, данных о том, что ФСИН России привлекалось к участию в деле, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Частью 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 кодекса.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия привлекла к участию в деле в качестве соответчика ФСИН России и пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Раджабов Р.Х. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с января 2018 года по настоящее время. С 25.01.2018 проживал в отряде № 2, с 02.02.2018 – в отряде № 4, с 26.10.2018 – в отряде № 1, с 08.08.2019 – в отряде № 2, с 06.09.2019 – в отряде № 1, с 12.05.2020 – в отряде № 3, с 15.12.2020 – в отряде № 4, с 29.12.2020 – в отряде № 5 (СУОН).
Согласно ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Как следует из технического паспорта, площадь секции № 1 отряда № 1 составляет 118,21 кв.м (5,64*20,96). Соответственно, на 60 осужденных приходится менее 2 кв.м.
Доводы ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о том, что в связи с реконструкциями помещения жилая площадь секции № 1 отряда № 1 составляет 121,35 кв.м, судебной коллегией отклоняются как не подтвержденные надлежащими доказательствами по делу.
Представленный в материалы акт замера от 12.02.2021 судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку составлен должностными лицами ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми; акт содержит сведения о замерах, произведенных в 2021 году, в то время как истец содержался в отряде в 2018-2019 годах; в акте не указано какими измерительными приборами производились замеры, прошли ли они поверку; к акту не приложены расчеты, чертежи, схемы и.т.п., подтверждающие результаты замеров.
В течение длительного времени ( с 26.10.2018 по 07.08.2019 и с 06.09.2019 по 11.05.2020) истец проживал в отряде № 1, т.е находился в условиях, когда приходящаяся на него в камерах жилая площадь была менее 2 кв. м, что согласно нормам международного права расценивается как "фактор чрезвычайной переполненности" и создает устойчивую презумпцию утверждения истца о недостатке личного пространства.
При таком положении судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о компенсации морального вреда в связи с нарушением норм жилой площади.
По делу ответчиком не оспаривается отсутствие горячего водоснабжения в отрядах ИК-8.
В соответствии с п. 19.21 и 19.2.5 СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр) здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, [4], а также других действующих нормативных документов. Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой [умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.; ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
В нарушение требований СП 308.1325800.2017, жилые помещения ИК-8 горячим водоснабжением не обеспечены.
Поскольку обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным, отсутствие горячего водоснабжения влечет нарушение прав истца на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. В соответствии с судебной практикой Европейского Суда по правам человека данное нарушение относится к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Заслуживают внимание также доводы истца об отсутствии приточной вентиляции и комнат просмотра телевизора.
В соответствии с п. 19.3 СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр), при проектировании систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха в зданиях ИУ, а также тепловых сетей следует выполнять требования действующих нормативных документов, в том числе СП 60.13330, СП 7.13130, СП 124.13330. В помещениях зданий ИУ в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением.
В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал отсутствие механической вентиляции и комнат для просмотра телевизора, указывая, что вентиляция в отрядах естественная и воздухообмен осуществляется через оконные и дверные проемы, а просмотр телевизора организован в коридоре.
Между тем, отсутствие приточно-вытяжной вентиляции и комнат для просмотра осужденными телевизора, также нарушает права истца на благоприятные условия содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с представлением Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 18.06.2019, при проведении проверки в деятельности ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми были выявлены нарушения действующего законодательства. В отряде № 1 на 102 осуждённых имеется лишь 1 писуар и 4 унитаза, т.е. один унитаз на 26 осуждённых при нормативе 1 унитаз на 125 человек. Туалет отряда № 1 не оборудован сливными бачками, поэтому возможность смыва отсутствует.
Из представления Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 25.12.2019 следует, что в уборных отрядов №№ 1, 2, 4 отсутствует какая-либо вентиляция, отопление, не оборудованы сливные бачки, помещения требуют капитального ремонта, изоляции и замены санитарных узлов. В умывальных комнатах отрядов №№ 1,2,3, 4 краны в количестве от 1 до 3 шт. находятся в нерабочем состоянии, на стенах и на полах кафельная плитка разбита, имеются многочисленные сколы плит.
С учетом изложенного, доводы истца о нарушении санитарно-гигиенических норм в туалете отрада № 1 являются обоснованными.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" выполнение требований санитарного законодательства является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, основными задачами ФСИН России являются, в т.ч обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
Учитывая характер вышеприведенных нарушений условий содержания истца в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и длительность его пребывания в таких условиях, принимая во внимание характер и степень нравственных страданий истца, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании пользу истца компенсации морального вреда в размере 75 000 рублей, находя данную сумму отвечающей требованиям разумности и справедливости. Отбывание наказания в виде лишения свободы в указанных условиях нарушает право истца на благоприятные условия содержания в исправительном учреждении и, несомненно, унижает его человеческое достоинство, что не может не сказываться на душевном состоянии истца.
В соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний от 13.10.2004 N 1314 компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на него функций.
При таком положении в удовлетворении исковых требований истца к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Раджабова Р.Х. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Раджабова Р.Х. компенсацию морального вреда в размере 75 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Раджабова Р.Х. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи