Решение по делу № 2-234/2018 от 12.07.2017

Дело № 2-234/2018

Решение

Именем Российской Федерации

26 января 2018 РіРѕРґР°                                  Рі. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего СЃСѓРґСЊРё                     РњРёР»РѕС€РµРЅРєРѕ Рќ.Р’.,

РїСЂРё секретаре                             Р РµРµРЅС‚ Р®.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Костенко О. П. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, об истребовании земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) поступили материалы проверки прокуратуры <адрес> города Севастополя о законности приобретения прав на земельные участки обслуживающим кооперативом «ЖСТИЗ «Дружба-8» в <адрес> города Севастополя, по результатам которой установлено, что Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя выдано свидетельство на право частной собственности на земельный участок общей площадью 724 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), ранее выданный кадастровый номер земельного участка №, кадастровый №. Также, Севреестром в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об указанном участнике. Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжение о передаче в собственность гражданам - членам ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» земельных участков в городе Севастополе в районе Сапун-горы от ДД.ММ.ГГГГ №-р Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось, а распоряжение на бланке № в действительности касается вопроса «О предоставлении ОК «ЖСТИЗ» «Усадьба» разрешения на разработку комплексного проекта землеустройства относительно отвода и передачи в собственность членам кооператива земельного участка в районе <адрес>». Кроме того, в архивном фонде СГГА за 2010 год имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении разрешения гр. Петросян С.Ш. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)» на бланке №.

Согласно информации, предоставленной Государственным казенным учреждением «Архив города Севастополя» №/з от ДД.ММ.ГГГГ, в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации других распоряжений, принятых в отношении ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» не выявлено.

Истец считает, что Севастопольской городской государственной администрацией решение о передаче в собственность членам ОК «ЖТИЗ «Дружба-8» земельных участков не принималось, спорный земельный участок, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), ранее выданный кадастровый номер земельного участка 8536300000:03:009:0217, кадастровый № выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки норм законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на пункт 6 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе города -героя Севастополя», ст. 1 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», п.п. 4 п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 34 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Устав города Севастополя», п. 2 ч.1 ст. 25 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № – ЗС, п. 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12, ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, земельный участок, переданный в собственность ответчика, и на момент его выделения в собственность ответчика и в настоящее время расположен в границе земель лесного фонда, в отношении которых установлен специальный режим использования.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик Костенко О.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном процессуальным законом порядке, обеспечил участие своего представителя Реуцкой М.В.

Представитель ответчика Реуцкая М.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.

В обоснование возражений против заявленных требований считала, что проведение проверки Прокуратурой Российской Федерации является незаконной. Истец обращается с иском, не выяснив в отношении какого именно юридического лица, проведена проверка. Одним из доводов искового заявления является, отсутствие распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р, выданного Севастопольской городской государственной администрацией и заявление о его поддельности. Однако исходя из предоставленного прокурором <адрес> г. Севастополя, заверенного ГКУ «Архив города Севастополя» распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в действительности такое распоряжение издавалось Севастопольской городской государственной администрацией. Также, в материалах дела были представлены копии технической документации ответчика по делу, согласно которым он получил соответствующую регистрацию кадастра. Кадастровые планы земельных участков ответчиков с указанием границ земельного участка, также были занесены в Государственный земельный кадастр Украины, о чем имеется штемпель на кадастровом плане ответчика. Полагала, что земельный участок ответчиком был получен в соответствии с положениями действующего на момент возникновения правоотношений законодательства Украины. Полагает, что утверждение относительно того, что на момент разработки технической документации спорный земельный участок находился в составе земель лесхоза, не находит своего подтверждения, с учетом того, что составление технической документации по установлению границ земель Лесхоза подлежало бы обязательной государственной экспертизе. Считает ошибочным утверждение истца о том, что оспариваемое распоряжение отсутствует и является поддельным, поскольку оно послужило основанием для внесения сведений в государственный земельный кадастр о регистрации права собственности. Относительно утверждения истца о том, что спорный земельный участок был передан Правительством города Севастополя и отнесен к землям Севастопольского лесничества, считает данные доводы не обоснованными и не доказанными и такими, что противоречат нормам действующего законодательства, по следующим обстоятельствам. Спорный земельный участок ответчика не подпадает под понятие государственного имущества города Севастополя, в связи с чем полномочий по распоряжению указанным имуществом у Правительства Севастополя на момент вынесения распоряжения не было. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за городом Севастополем право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано. Не было оно и зарегистрировано за государством Украина до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение имуществом города, кроме всего перечисленного, требует предварительного включения такого имущества в состав имущественной казны города Севастополя. При этом Закон г. Севастополя «Об имущественной казне города Севастополя» был принят лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вынесения постановления о передаче спорного участка лесхозу. Согласно ст. 4 указанного закона г. Севастополя имущественная казна города Севастополя формируется из движимого и недвижимого имущества, которое не передано в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий города Севастополя, оперативное управление казенных предприятий города Севастополя или учреждений города Севастополя, и в отношении которого город Севастополь осуществляет права собственника; - учет имущества в Реестре имущества г. Севастополя в соответствии с постановлением № может быть осуществлен лишь в специальном порядке и по заявлению правообладателя. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственниками данного имущества являлся и является ответчик по делу. Полагала, что документы, подтверждающие право собственности ответчика являются действительными. Кроме того, считает, что истцом не доказано, что земельный участок, выделенный ответчику, относится к землям лесного фонда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзора) в судебном заседании заявленные требования поддержал. Представлены письменные пояснения по существу заявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном процессуальным законом порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), регулировались законодательством Украины.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) поступили материалы проверки прокуратуры <адрес> города Севастополя о законности приобретения прав на земельные участки обслуживающими кооперативами «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» в <адрес> города Севастополя, по результатам которой установлено, что Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя выдано свидетельство на право частной собственности на земельный участок общей площадью 724 кв.м., расположенные по <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). С присвоением кадастрового номера: ранее выданный кадастровый номер земельного участка №, кадастровый №

Правовым основанием для указанных действий послужило предоставление гражданам копий распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,0171 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе Сапун-гора», датированное ДД.ММ.ГГГГ.

На основании указанного распоряжения, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственный кадастр недвижимости внесены сведения как о ранее учтенных объектах недвижимости – спорных земельных участков.

Из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р «О предоставлении разрешения обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе Сапун-горы для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов».

Согласно постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, к документам, подтверждающим ранее возникшие права необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданам земельного участка.

Таким образом, документом, подтверждающим ранее возникшие права собственности на указанные земельные участки могут являться распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р на бланке №.

В судебном заседании установлено, что распоряжение о передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» (далее - ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8») земельных участков в городе Севастополе в районе Сапун-горы от ДД.ММ.ГГГГ №-р Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось, а распоряжение на бланке № в действительности касается вопроса «О предоставлении обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное общество индивидуальных застройщиков «Усадьба» разрешения на разработку комплексного проекта землеустройства относительно отвода и передачи в собственность членам кооператива земельного участка в районе <адрес>».

Также, согласно информации, предоставленной Государственным казенным учреждением «Архив города Севастополя» исх. №/з от ДД.ММ.ГГГГ по запросу Прокуратуры города Севастополя, в архивном фонде СГГА за 2010 год имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении разрешения гр. Петросян С.Ш. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)» на бланке №.

Согласно информации, предоставленной Государственным казенным учреждением «Архив города Севастополя» №/з от ДД.ММ.ГГГГ, в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации других распоряжений, принятых в отношении ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» не выявлено.

Доводы, изложенные в иске Департамента имущественных и земельных отношений г. Севастополя также подтверждаются ответом Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя», согласно которому в архивном фонде СГГА за 2010 год распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,0171 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе Сапун-гора» (бланк №), а также приложений к нему, а именно документов (проект землеустройства, заявления ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» и граждан-членов кооператива), послуживших основанием для издания указанного распоряжения, отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с журналом выдачи бланков СГГА, находящегося в архиве г. Севастополя, бланк № был выдан только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как представленное ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» распоряжение, издано по их данным ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 5 дней до выдачи бланка.

При рассмотрении дела также установлено, что копия распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, поданная гражданами - членами указанного кооператива в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя для постановки на кадастровый учет и регистрации права согласно российскому законодательству в 2015 году по содержанию и текстуально отличается от копии распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, послужившего основанием для регистрации права согласно украинскому законодательству в 2013 году, что также, по мнению суда, подтверждает доводы истца о том, что вышеуказанное распоряжение о выделении гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» не издавалось.

Частью 2 ст. 20 Земельного кодекса Украины предусматривалось, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 Лесного кодекса Украины и ч. 4 ст. 20 Земельного кодекса Украины, изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществлялось по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово - картографических материалов лесоустройства.

Р’ соответствии СЃ Распоряжением Кабинета Министров Украины РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ «Некоторые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ распоряжения земельными лесными участками»: «С целью недопущения фактов нарушения интересов государства Рё общества РІРѕ время отчуждения Рё изменения целевого назначения земельных лесных участков (далее - участки) Министерству экологии Рё природных ресурсов, Министерству аграрной политики Рё продовольствия, Министерству РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹, Государственному агентству лесных ресурсов Рё Государственному агентству земельных ресурсов РІ законодательное урегулирование РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предотвращения злоупотреблений РІ этой сфере:    РѕСЃС‚ановить принятие решений Рѕ предоставлении согласия РЅР° изъятие участков, РёС… передачу РІ собственность Рё аренду СЃ изменением целевого назначения».

При выделении земельного участка ответчику ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйства» своего согласия на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давал. Потери лесохозяйственного назначения ОК ЖСТИЗ «Дружба-8» не уплачивались. Таким образом, земельный участок предоставлен с нарушениями Лесного, Земельного кодексов Украины, Распоряжения КМУ от ДД.ММ.ГГГГ №-р.

В рамках полномочий определенных Федеральным конституционным законом, Законодательным собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя».

В соответствии со статьей 1 Закона Севастополя № З-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Статьей 6 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что земли, на которых располагаются леса, располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса РФ установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

На основании постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 34,332 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».

Земельный участок, на который было незаконно выдано свидетельство о праве собственности входит в состав Севастопольского лесничества, квартала 19, 21. Категория земель «земли населенного пункта», вид разрешенного использования «использование лесов».

Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории утверждены распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ, (кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ, ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусматривает исчерпывающее описание вида разрешенного использования земельного участка «использование лесов».

Предоставление земельного участка для «дачного строительства», для «строительства и обслуживания жилого дома», малоэтажной жилой застройки и т.п. в границах земельного участка с видом разрешенного использования «использование лесов», противоречит законодательству Российской Федерации.

Р’ соответствии СЃ Лесохозяйственным регламентом Севастопольского лесничества, утвержденного приказом Управления лесного Рё охотничьего хозяйства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– (опубликован РЅР° официальном сайте Правительства Севастополя), Перечнем лесных участков, отнесенных Рє защитным лесам РЅР° территории Севастопольского лесничества РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, определенных Приказом Управления лесного Рё охотничьего хозяйства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–    109, РЅР° основании статьи 81 Лесного Кодекса Р Р¤, целевое назначения лесов, расположенных РЅР° данном земельном участке - «противоэрозионные леса».

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствуют о том, что Севастопольской городской государственной администрации решение о передаче в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» земельных участков не принималось, спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). С присвоением кадастрового номера: ранее выданный кадастровый номер земельного участка №, кадастровый № выбыли из государственной собственности и перешли в собственность ответчиков вопреки норм законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

Суд полагает, что в судебном заседании также нашло подтверждение то обстоятельство, что спорный земельный участок, вошедший в состав земельных участков, переданных гражданам Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба – 8» на момент его передачи находился в собственности ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании пункта 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины и планово-картографических материалов лесоустройства, который в настоящее время на основании Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ 164 закреплен за ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество».

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон №-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон №-ЗС) установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона №-ЗС).

Истцом в материалы дела предоставлены планово-картографические материалы лесоустройства, на основании которых земельный участок лесного фонда на момент его передачи в собственность ответчика находился в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».

Кроме того, фактическое расположение спорного земельного участка в составе лесного участка подтверждается заключением специалиста на земельные участки, входящие в состав обслуживающего кооператива «ЖСТИЗ «Дружба - 8» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-р с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключение участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения.

В силу положений абзаца 3 Распоряжения Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-р отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.

Кроме того, согласно ст. 27 Лесного кодекса Украины Кабинет министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений, передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более 1 гектара, находящиеся в государственной собственности.

То есть, фактически, Кабинет Министров Украины выступает от лица собственника в отношении указанных лесных участков.

В нарушение указанной нормы земельные лесные участки в виде единого массива, площадь которого значительно превышала 1 га, и переданы членам ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8», что свидетельствует о превышении полномочий при передаче земельных участков лесного фонда.

В то же время, при передаче земельного участка в собственность ответчика Государственное предприятие «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего согласия на изъятие земельного участка из земель лесного фонда с изменением его целевого назначения не давало, в связи с чем, при передаче земельного участка в собственность ответчика были нарушены положения Земельного кодекса Украины, Лесного кодекса Украины и Распоряжения Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-р.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Статьей 12 ГК Р Р¤ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, РІ том числе, путем признания права; восстановления положения, существовавшего РґРѕ нарушения права, Рё пресечения действий, нарушающих право или создающих СѓРіСЂРѕР·Сѓ его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения Рє исполнению обязанности РІ натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения    СЃСѓРґРѕРј.

Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск в части истребования из незаконного владения ответчика спорного земельного участка подлежащим удовлетворению.

Исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные.

Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придается этому акту Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.

Возражения представителя ответчика о том, что исковое заявление подано ненадлежащим истцом по делу, суд отклоняет ввиду следующих обстоятельств.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе города - героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О правительстве Севастополя» к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.

Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органов - Севастопольского городского Совета, Севастопольской городской государственной администрации (без правопреемства), уполномоченных по распоряжению землями, находящиеся в пределах (за пределами) населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, исходя из того, что ответчик владеет спорным земельным участком, который расположен на территории города федерального значения Севастополь, чем нарушает права и интересы государства как собственника, Департамент по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя правомерно обратился с иском в суд.

Суд не соглашается с позицией представителя ответчика о пропуске срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности начинается с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.

Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.

Правительство города Севастополя не является правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано Распоряжение №-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе».

Распоряжением Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение №-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».

В ходе проведения кадастровых работ выявлено, что земельные участки, переданные в собственность граждан – членов кооперативов, в том числе ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» расположены в границах земель государственной собственности лесного назначения.

То есть факт незаконного изъятия из состава земель лесного фонда земельных участков, входящих в состав Орлиновского участкового лесничества не мог быть установлен ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что истец узнал о возможном нарушении прав на участки лесного фонда не ранее проведения кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе, после чего предпринял меры для установления нарушения и обратился в суд.

При таких обстоятельствах начало течения срока исковой давности применительно к спорным правоотношениям следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.

Возражения представителя ответчика судом во внимание не принимаются, поскольку они не основаны на требованиях вышеуказанного законодательства, которыми суд руководствовался при вынесении решения суда об удовлетворении требований истца.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения Костенко О. П. земельный участок, площадью 724 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ранее присвоенный кадастровый №, кадастровый №.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Костенко О. П. в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суда составлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-234/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Костенко О.П.
Другие
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприродонадзор)
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
12.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2017Передача материалов судье
12.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2017Предварительное судебное заседание
26.01.2018Судебное заседание
26.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее