Решение по делу № 2-2340/2017 от 18.07.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2017 года                                                                     г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И.

при секретаре - Остапенко А.А. с участием представителя истца – ФИО3, представителя ответчиков МО РФ и ФКУ «Управление Черноморского флота» МО РФ – ФИО4, представителя ответчика войсковой части 63876 МО ЧФ – ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора войсковой части 90935 в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" МО РФ, войсковой части 63876 МО РФ о возложении обязанностей по организации и проведению специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор войсковой части 90935 в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с иском к ответчикам, просит возложить на них обязанность по организации и проведению специальной оценки условий труда в отношении рабочего места техника лаборатории ремонта и регулировки (аппаратуры измерения магнитного и электрического полей кораблей) войсковой части 63876 в количестве 1 единицы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования обоснованы тем, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, в результате которой установлено, что войсковой частью 63876 в отношении рабочего места техника лаборатории ремонта и регулировки (аппаратуры измерения магнитного и электрического полей кораблей) - 1 единица не проведена специальная оценка условий труда. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что срок исполнения решения, указанный в исковом заявлении – ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае не является каким-то самостоятельным исковым требованием, поэтому может быть установлен судом по его усмотрению с учетом требований разумности.

В судебном заседании представитель МО РФ и ФКУ "Управление Черноморского флота" иск не признал в полном объеме, сославшись на то, что в соответствии с положениями Федерального закона N426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» предусмотрена возможность проведения специальной оценки условий труда в срок до 31.12.2018 г. Также указывает, что обязанность по проведению специальной оценки условий труда должна быть возложена на работодателя, которым в конкретном случае выступает командир войсковой части 63876. Также полагает, что истец необоснованно заявляет требования к МО РФ и ФКУ «Управление Черноморского флота", поскольку войсковая часть является самостоятельной организацией, имеет определенный правовой статус и в силу Федерального закона N426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» функции по специальной оценке условий труда не свойственны ни МО РФ, ни ФКУ «Управление Черноморского флота".

В судебном заседании представитель войсковой части 63876 иск не признала в полном объеме, сославшись на невозможность проведения специальной оценки условий труда ввиду отсутствия денежных средств на ее исполнение.

Заслушав представителей сторон об обстоятельствах дела, исследовав письменные материалы, суд находит, что иск прокурора является законным и обоснованным, а потому подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

       Судом установлено, что войсковая часть 63876 сформирована на основании директивы МО РФ ДД.ММ.ГГГГ №Д-030 «Об организационных мероприятиях, вводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2012 году». Войсковая часть входит в состав Черноморского флота. В соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ КИМЭС в 2012 году переформирована в структурное подразделение войсковой части 63876.

Военной прокуратурой - войсковая часть 90935 проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч 63876 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Прокурором установлено, что гражданский персонал в/ч 63876 содержится по штату в соответствии с директивами Генерального штаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ и штаба ЧФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым в в\ч 63876 введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работники) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: техник лаборатории ремонта и регулировки (аппаратуры измерения магнитного и электрического полей кораблей) в количестве 1 единицы.

О неисполнении указанной нормы закона о проведении специальной оценки условий труда в в/ч 63876 следует из сообщения командира в/ч 63876 военному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому денежные средства на финансирование проведения специальной оценки условий труда в полном объеме не поступали, в связи с чем заключение гражданско-правового договора с организацией-исполнителем и проведение специальной оценки условий труда не завершено. Аттестация всех рабочих мест в/ч 63876 не проводилась, сведений о наличии на рабочих местах вредных и(или) опасных производственных факторов не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 63876, в результате которого нарушены трудовые права техника лаборатории ремонта и регулировки (аппаратуры измерения магнитного и электрического полей кораблей) в количестве 1 единицы. Данный факт не оспаривался также и ответчиками.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны РФ от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ "Управление Черноморского флота" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

В силу п. 28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 29.07.2011 N 1290 "Об утверждении Типового общего положения о федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" и Типового положения о филиале "Войсковая часть 00000" федерального казенного учреждения "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014 г., учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира в/ч 63876 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена МО Российской Федерации в соответствии с общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота".

Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда, возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).

Таким образом, довод представителя ответчика ФКУ "Управление Черноморского флота" о неправомерности требования о возложении на ФКУ обязанности по проведению специальной оценки условий труда суд считает несостоятельным.

Согласно списку должностей, которые подлежат замещению лицами гражданского персонала (работника), в в/ч 63876 предусмотрено 1 рабочее место техника лаборатории ремонта и регулировки (аппаратуры измерения магнитного и электрического полей кораблей), подлежащее специальной оценке условий труда, при этом данная единица уже занята.

После обращения прокурора с иском в суд командиром в/ч 63876 в июне 2017 г. были направлены письма вышестоящему руководству об оказании содействия в выделении денежных средств на проведение специальной оценки условий труда.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания в/ч 63876 также несет и федеральный орган исполнительной власти - Министерство обороны РФ. Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации 02 01 99 9 0049244226 (083) является прерогативой МО РФ.

В соответствии с Положением о МО РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 17.08.2017), МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области МО РФ, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций. Согласно п. 45 данного Положения МО РФ организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил РФ.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что с момента создания войсковой части 63876 до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении рабочего места - техника лаборатории ремонта и регулировки (аппаратуры измерения магнитного и электрического полей кораблей) не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права работника, при этом на момент рассмотрения дела в суде данная единица занята.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора.

Довод представителя МО РФ и ФКУ «Управление Черноморского флота» о том, что в силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018г., не может являться основанием для отказа в иске.

По общему правилу в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, не имеется. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит.

Положения ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в силу части 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, доводы ответчиков являются несостоятельными. Данный довод не исключает обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство Российской Федерации.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В соответствии с указанной нормой закона, а также принимая во внимание, что установление срока совершения ответчиками действий по проведению специальной оценки условий труда представитель истца отнес на усмотрение суда, суд считает, что срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, будет достаточным и разумным - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, ответчики не лишены возможности использовать установленные гражданским процессуальным правом механизмы отсрочки или рассрочки исполнения решения суда (ст. 203 ГПК РФ).

Судом учтены положения ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, ч. 1 п.п. 9 и 19 ст.333.36 НК РФ, согласно которым стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому судебные расходы судом не распределяются.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя военного прокурора - войсковой части 90935 в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" МО РФ, войсковой части 63876 МО РФ о возложении обязанностей по организации и проведению специальной оценки условий труда удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" МО РФ, войсковую часть 63876 МО РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места техника лаборатории ремонта и регулировки (аппаратуры измерения магнитного и электрического полей кораблей) – 1 ед. войсковой части 63876.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья –

2-2340/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель военного прокурора - войсковая часть 90935 Пащенко А.С.
Ответчики
ФКУ "Управление Черноморского Флота"
Министерство обороны Российской Федерации
Войсковая часть 63876
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Фисюк Оксана Ивановна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
18.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2017Передача материалов судье
18.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2501Судебное заседание
21.08.2017Судебное заседание
23.08.2017Судебное заседание
25.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее