Решение по делу № 33-2271/2021 от 09.02.2021

Судья: Васильева Н.В. Дело № 2-1492/2020

Докладчик: Карболина В.А. Дело № 33-2271/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Карболиной В.А.,

судей Черных С.В., Давыдовой И.В.,

при секретаре Гартиг О.В.

с участием прокурора Вакорина М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 22 апреля 2021 года гражданское дело по апелляционным жалобам Трушкиной А.А., администрации Октябрьского района г. Новосибирска на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 октября 2020 г. по делу по иску Трушкиной А.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Трушкиной А.А., Трушкина Д.А. к мэрии г. Новосибирска, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска, администрации Октябрьского района г. Новосибирска, МКУ "ДЭУ № 1", МКУ "Октябрьское”, МУП "УЗСПТС" о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения Трушкиной А.А., представителей администрации Октябрьского района г.Новосибирска Манохиной Е.Н., Колмаковой А.Б., представителя Мэрии г.Новосибирска и Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска Кулика И.В., представителя МУП «УЗСПТС» - Сотникова Ю.В., представителей МКУ «ДЭУ №1» – Гамулинского К.А., Гридиной А.А., заключение прокурора Вакорина М.О., полагавшего решение суда отменить и принять новое решение, которым возмещение морального вреда в пользу истцов взыскать с МКУ «ДЭУ №1», судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Трушкина А.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Трушкиной А.А., Трушкина Д.А. обратилась в суд к мэрии г.Новосибирска, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, администрации Октябрьского района г.Новосибирска, МКУ "ДЭУ № 1", МКУ "Октябрьское”, МУП "УЗСПТС" о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что 08.08.2018 года около 19-30 часов ее дети возвращались домой по адресу: Травяная, дом 11, проходя по ул. 3-ий Камышенский переулок, в Октябрьском районе г. Новосибирска после занятий у репетитора по адресу: 3-ий Камышенский переулок, дом 38, Трушкина Алена Андреевна упала в открытый неогороженный ливневый люк, который не был оборудован металлической решеткой. В результате падения в открытый, неогороженный ливневый люк, который не был оборудован металлической решеткой, Трушкина Алена Андреевна получила телесные повреждения: <данные изъяты>

Указанные телесные повреждения в совокупности согласно п. 6.1.2 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 г. № 194н, по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни человека, поэтому оцениваются как тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни.

Несовершеннолетний Трушкин Добрыня Андреевич был свидетелем произошедшего, предпринял возможные меры для помощи сестре, отчего сын испытал, как физические, так и нравственные страдания. Таким образом, указанным выше происшествием истцу и ее несовершеннолетним детям был причинен моральный вред.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, истец просила взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, в пользу несовершеннолетней Трушкиной Алены Андреевны компенсацию морального вреда в размере 600 000 рублей, в пользу несовершеннолетнего Трушкина Добрыни Андреевича компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 октября 2020 года исковые требования удовлетворены частично.

Взыскана с администрации Октябрьского района г. Новосибирска в пользу Трушкиной Анны Александровны компенсация морального вреда в размере 150 000,00 руб.

Взыскана с администрации Октябрьского района г. Новосибирска в пользу Трушкиной Алены Андреевны компенсация морального вреда в размере 250 000,00 руб.

Взыскана с администрации Октябрьского района г. Новосибирска в пользу Трушкина Добрыни Андреевича компенсация морального вреда в размере 50 000,00 руб.

В удовлетворении исковых требований к мэрии г. Новосибирска, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска, МКУ «ДЭУ №1», МУП «УЗСПТС», МКУ «Октябрьское» отказано.

С указанным решением не согласились обе стороны.

В апелляционной жалобе Трушкина А.А. просит решение суда изменить.

В обоснование доводов жалобы апеллянт выражает несогласие со взысканной судом суммой компенсации морального вреда.

Также в апелляционной жалобе ссылается на судебную практику по аналогичным делам.

В апелляционной жалобе администрация Октябрьского района г.Новосибирска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе изложен довод о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, не установлены ответственные лица, обязанные содержать систему ливневой канализации как единую систему - сооружение и объект инженерной коммуникации, кому и на каком праве она принадлежит и основания освобождения ответственных лиц от ответственности за ненадлежащее содержание принадлежащего (переданного собственником) имущества.

Полагает, что допущенные судом нарушения привели к неверному определению лица, ответственного за причиненный вред, в том числе с учетом того, что следственными органами вина администрации района не установлена.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 08.08.2018г. в результате падения в открытый неогороженный ливневый люк, который не был оборудован металлической решеткой Трушкина А. А., <данные изъяты>, получила телесные повреждения: <данные изъяты> указанные телесные повреждения в совокупности согласно п. 6.1.2 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 г. № 194н, по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни человека, поэтому оцениваются как тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни. Несовершеннолетний Трушкин Добрыня Андреевич был свидетелем произошедшего, предпринял возможные меры для помощи сестре, отчего он испытал, как физические, так и нравственные страдания.

Место происшествия находится на проезжей части дороги, расположенной в г. Новосибирске, Октябрьский район, 3-й Камышенский переулок, и представляло собой, согласно пункту 3.4 "ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия", дождеприемник ливнесточного колодца без решетки (открытый).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Разрешая вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком по делу, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 9 Устава города Новосибирска к вопросам местного значения города Новосибирска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из положений части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.    

Согласно статье 13 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

В соответствии с пунктом 1.2 «Правил дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Приказом Госстандарта Российской Федерации от 26.09.2017 N 1245-ст утверждены Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности Дорожного движения (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Указанные требования (ГОСТ Р 50597-2017) устанавливают перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, в том числе установок наружного освещения. Требования Стандарта обязательны и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Исходя из содержания пункта 4.4 ГОСТ Р 50597/2017 отсутствие решетки дождеприемника относится к дефектам покрытия проезжей части, препятствующим проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения).

Пунктом 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

Не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3-х часов с момента обнаружения (пункт 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017).

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет его собственник.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения и других дефектов) покрытий входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, надлежащее содержание дорог обеспечивается при условии систематических объездов (осмотров) группой работников и оперативном реагировании на выявленные отклонения от нормативных требований (в том числе установкой ограничивающих проезд знаков, с последующим устранением дефектов дорожного полотна).

При рассмотрении дела судом было установлено следующее:

на спорной дороге в момент происшествия находился дождеприемник ливнесточного колодца без решетки, принимающий поверхностные сточные воды в систему ливневой канализации, переданной в хозяйственное ведение МУП «УЗСПТС».

В соответствии с п.п. 2.3.8.1, 4.1 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27 сентября 2017 г. № 469, смотровые люки, решетки дождеприемных (ливнеприемных) колодцев относятся к уличному техническому оборудованию.

Содержание объектов благоустройства города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска.

В силу п. 3 Постановления мэрии города Новосибирска от 08.07.2013 N 6455 "Об Утверждении Порядка организации работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска" (действовавшего на момент происшествия) классификация работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска устанавливается в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".

В соответствии с подп. «в» п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов).

Согласно п. 4 Порядка организации работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска, утвержденных постановлением мэрии г. Новосибирска от 08 июля 2013 г. № 6455, производство работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска осуществляется муниципальными учреждениями города Новосибирска сферы осуществления дорожной деятельности.

В свою очередь Приказом Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска № 71-од от 05.04.2018 года (далее - Приказ) предусмотрено, что содержание дождеприёмных колодцев и открытых лотков на автомобильных дорогах возложено на муниципальные дорожно-эксплуатационные учреждения по территориальной принадлежности.

Перечень работ, выполняемых дорожно-эксплуатационными учреждениями, включает в себя, в том числе, замену решетки и корпуса дождеприемника при их повреждении.

Пунктом 2 Приказа предусмотрено, что содержание дождеприемных колодцев должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Замена поврежденных и отсутствующих решеток должны проводиться в течение суток, прочие работы определяются сезонностью и выполняются по необходимости.

Следовательно, обязанность по содержанию дождеприёмных колодцев и открытых лотков на автомобильных дорогах у ответчика - МУП «УЗСПТС» отсутствовала на момент происшествия.

Представитель ответчика - мэрии города Новосибирска, собственника муниципального имущества, в возражениях на исковое заявление подтвердил установленный порядок обслуживания и содержания дорог, включая дождеприемные колодцы.

Согласно постановлению мэрии города Новосибирска от 05.12.2011 № 11564 «О создании муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 1» путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 1», было создано муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 1».

Основной целью создания МКУ «ДЭУ № 1» определено содержание и ремонт улично-дорожной сети Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов города Новосибирска.

Видами деятельности МКУ «ДЭУ № 1» определены, в том числе:

-     содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов города Новосибирска;

-     содержание и ремонт улично-дорожной сети в пределах территорий Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов города Новосибирска;

-     осуществление функций заказчика на проведение работ по содержанию улично-дорожной сети в пределах территорий Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов города Новосибирска.

Уставом учреждения на муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 1», на основании муниципального задания, возложены обязанности по содержанию и ремонту улично-дорожной сети Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов города Новосибирска.

Из представленного ответчиком - МКУ «ДЭУ № 1» перечня территорий Октябрьского района, ответственность за содержание которых несет МКУ «ДЭУ № 1», усматривается, что дорога, на которой расположено место происшествия, не обслуживается ответчиком - МКУ «ДЭУ № 1».

Как пояснили представители ответчиков - Администрации Октябрьского района и МКУ «Октябрьское» участок дороги, на котором расположен дождеприемник ливнесточного колодца, передан на обслуживание МКУ «Октябрьское».

В свою очередь, МКУ «Октябрьское» как муниципальный заказчик заключило соответствующий договор с организацией непосредственно осуществляющей содержание дорог, не включенных в перечень территорий Октябрьского района, ответственность за содержание которых несет МКУ «ДЭУ № 1».

Из пояснений ответчиков - Администрации Октябрьского района и МКУ «Октябрьское» следует, что в задании на проведение работ по содержанию спорного участка дороги отсутствуют работы по поддержанию элементов системы водоотвода в порядке, устранению мелких повреждений, что является нарушением Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402, (подпункт "в" пункта 6).

В свою очередь, согласно пункту 2.9. Положения об администрации района города Новосибирска, утвержденных Решением №207 от 22.02.2006 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска" в полномочия администрации района города Новосибирска входит организация на территории района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на лиц, ответственных за содержание дорог и дорожных сооружений, возложена обязанность не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных сооружений, но и постоянно поддерживать их в безопасном для участников дорожного движения, включая пешеходов, состоянии, при этом установив отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии в месте и в момент происшествия ограждений, предупреждающих об имеющемся открытом дождеприемном колодце, суд пришел к выводу, что Администрация Октябрьского района и МКУ «Октябрьское» не исполнили обязанности по содержанию дорог и дорожных элементов, ответственность за содержание которых возложена на них, не обеспечили безопасность дорожного движения, в том числе для пешеходов, в связи с чем, допустили виновное противоправное поведение (бездействие), которое привело к причинению ущерба здоровью несовершеннолетней Трушкиной Алене Андреевны в результате падения в открытый дождеприемный колодец, расположенный на проезжей части дороги.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что следует признать обоснованным наличие причинно- следственной связи между причиненным ущербом здоровью и бездействием ответчика - администрации Октябрьского района г.Новосибирска при исполнении обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Судом в решении указано, что отсутствие в нарушение действующего законодательства в регламентирующих документах по содержанию дорог Октябрьского района, за содержание которых отвечает ответчик - Администрация Октябрьского района, работ по содержанию дождеприёмных колодцев не может являться основанием освобождения от ответственности за последствия происшествия.

В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что ответственным по возмещению компенсации морального вреда, является именно Администрация Октябрьского района г. Новосибирска.

Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав представленные ими дополнительные доказательства, заключение прокурора, не соглашается с выводами суда, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Октябрьского района г.Новосибирска, исходя из следующего.

Так, судом установлено, что дождеприемник ливнесточного колодца без решетки (место падения) входит в систему ливневой канализации Бугринского моста и передан в хозяйственное ведение МУП «УЗСПТС» согласно Приказа ДЗИО мэрии города Новосибирска от 01.08.2017г. №578-од «О передаче и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП города Новосибирска «УЗСПТС», приложение Перечень ливневых канализаций, порядковый номер 15, 16 таблицы (т.1, л.д.178-189,т.3 л.д.44-47).

В решении место происшествия указано как «проезжая часть дороги, расположенной в Октябрьском районе, 3-ий Камышенский переулок. Исходя из содержания искового заявления падение было в ливневый колодец, расположенный под виадуком Бугринского моста.

Привязка места происшествия к адресу была в материалах дела следующая: ул.Бугурусланская,19 (сообщение врача скорой помощи диспетчеру ЕДДС, журнал МУП «УЗСПТС» (т.4 л.д.41). Объект по ул.Бугурусланская,19 – МБУ МОУ СОШ №115, ближайший к месту падения объект, имеющий адресное наименование, позволяющее сделать привязку к местности.

Исходя из протокола осмотра места происшествия от 09.08.2018 привязка места падения указана, как « участок местности 3-го Камышенского переулка» и даны географические координаты.

Место падения исходя из географических координат и самого места падения также исследовалось специалистом ООО «Новосибирский топографический центр», которым составлен инженерно-топографический план, указано место падения, и установлено, что «смотровой колодец является дождеприемником и относится к ливневой канализации».(т.4 л.д.22).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 12.04.2021 №29672 правообладателем участка автодороги ул.Бугурусланская, от участок автодороги пер.4-ый Камышенский,24 по ул.Бугурусланская,19 является МКУ «ДЭУ №1». Указанный участок относится к дорогам общего пользования местного значения согласно Постановления мэрии г.Новосибирска от 13.09.2017 №4265 «О внесении изменений в постановление мэрии г.Новосибирска от 29.01.2009 №35 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, относящихся к собственности города Новосибирска».

До строительства Бугринского моста и прилегающих к нему развязок данный участок дороги ул.Бугурусланская являлся 3-им Камышенским переулком.

Исходя из представленных в деле доказательств, место падения судом установлено верно.

Согласно п.2.3.8.1, абз.4 п.1.3 правил благоустройства, утвержденным решением Совета депутатов г.Новосибирска от 27.09.2017 №469 (действовали на момент происшествия), решетки дождеприемных (ливнеприемных) колодцев относятся к уличному техническому оборудованию, являются элементом благоустройства.

Исходя из пункта 1.2.Правил, правила устанавливают требования к объектам и элементам благоустройства.

Ответственными лицами за благоустройство территории города Новосибирска являются юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, сооружений, элементов благоустройства, подземных инженерных коммуникаций; физические и юридические лица, не являющиеся собственниками указанных объектов, несущие права и обязанности по благоустройству территории г.Новосибирска в пределах обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством (абз.2 пункта 1.3.Правил).

Согласно п.4.1 Правил, содержание объектов благоустройства города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями законодательства и предусматривает выполнение работ по благоустройству в соответствии с Перечнем работ по благоустройству и периодичностью их выполнения, предусмотренных приложением к Правилам.

В перечень включены работы по содержанию территории при эксплуатации подземных инженерных коммуникаций (таблица 5 приложений к правилам). Исходя из пункта 1 контроль за наличием крышек люков смотровых колодцев, содержание их закрытыми и в исправном состоянии с обеспечением их безопасной для транспортных средств и пешеходов эксплуатации ответственными лицами осуществляется ежедневно (строка 1 табл.), установка ограждения смотровых колодцев в случае их повреждения или разрушения осуществляется немедленно при появлении повреждений (строка 5 табл.), очистка дождеприемных (ливнеприемных) колодцев, коллекторов ливневой канализации – ежедневно ( строка 2 табл.).

В силу п.3 Постановления мэрии города Новосибирска от 08.07.2013 №6455 «Об утверждении порядка содержания улично-дорожной сети города Новосибирска (действовал на момент происшествия) классификация работ по содержанию УДС устанавливается в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012г. №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». В соответствии с подп. «в» п.6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке.

Согласно п.4 Порядка организации работ, установленном Постановлением мэрии №6455 производство работ по содержанию УДС осуществляется муниципальными учреждениями города Новосибирска сферы осуществления дорожной деятельности, основной целью создания которых определено осуществление дорожной деятельности в части содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержание и ремонт улично-дорожной сети районов города Новосибирска. К такому МКУ относится МКУ «ДЭУ №1».

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких коммуникаций и за их счет на основании договора заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.

Владельцем дороги является МКУ «ДЭУ №1». Ливневая канализация принадлежит МУП «УЗСПТС». Содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек, согласно п.1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999г. №168, отнесены к функциям организации водопроводно-коммунального хозяйства.

Таким образом, исходя из указанного правового регулирования ответственными лицами являются МУП «УЗСПТС» и МКУ «ДЭУ №1».

Однако, исходя из содержания Приказа Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска от 05.04.2018г. №71-од «Об эксплуатации водоприемных устройств» замена поврежденных и отсутствующих решеток производится МКУ «ДЭУ №1» в течение суток, и содержание дождеприемных колодцев, колодцев в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется МКУ «ДЭУ №1». Ранее действующим приказом ГУБО мэрии города Новосибирска от 27.03.2007 №10 «Об эксплуатации водоприемных устройств» содержание дождеприемных колодцев, замена решеток, контроль за их сохранностью, осуществление иных обязанностей было возложено на дорожно-эксплуатационные учреждения по территориальной принадлежности.

Следовательно, содержание водоприемных устройств с 2007 года на территории города Новосибирска возложено на ДЭУ по территориальной принадлежности, обязанность распространяется на все водоприемные устройства независимо от их места нахождения и отнесения автомобильной дороги к определенной категории, вне зависимости от перечня автомобильных дорог.

Указанные правовые акты не наделяют администрацию Октябрьского района полномочиями по осуществлению контроля за наличием решеток и нормативным состоянием ливневой канализации.

Причиной получения травм Трушкиной Алены и причинение тяжкого вреда здоровью явилось ее падение в открытый люк в результате отсутствия решетки люка ливневой канализации, возникшее в результате ненадлежащего и не отвечающего требованиям безопасности содержания указанного объекта МКУ «ДЭУ №1».

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что, исходя из специального правового регулирования, наличия права на дорогу и возложенных в соответствии с правовыми актами полномочий, надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является МКУ «ДЭУ №1», которое, исходя из указанного выше приказа Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии г.Новосибирска от 05.04.2018г. №71-од должно осуществлять ежесуточно проверку водоприемных устройств улично-дорожной сети Октябрьского района г.Новосибирска и при обнаружении отсутствия крышек-решеток дождеприемных колодцев в течение суток обязано поставить отсутствующие решетки на дождеприемных колодцах.

Так, производство работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска в соответствии с п.4 Постановления мэрии города Новосибирска от 08.07.2013 №6455 «Об утверждении Порядка организации работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска» осуществляется муниципальными учреждениями города Новосибирска, относящимися к сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска, на основании муниципального задания, составленного в соответствии с технологией уборки улично-дорожной сети в зависимости от транспортно-эксплуатационных категорий дорог.

Так, согласно постановления мэра города Новосибирска от 26.06.2000 1201 «О создании муниципальных учреждений», в целях реализации своих полномочий по осуществлению дорожной деятельности, используя право, предусмотренное пунктом 2 части 2 и пунктом 5 части 4 статьи 42 Устава города Новосибирска мэрией города Новосибирска созданы муниципальные дорожно-эксплуатационные учреждения.

В соответствии с указанными постановлениями, основной целью создания муниципальных казенных учреждений города Новосибирска определено осуществление дорожной деятельности в части содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержание и ремонт улично-дорожной сети районов города Новосибирска. Согласно постановлению мэрии города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1» путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1» было создано Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1».

Основной целью создания муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1» определены содержание и ремонт улично-дорожной сети Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов.

Видами деятельности муниципального казенного учреждения города Новосибирска «ДЭУ №1» определены в том числе: содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов; содержание и ремонт улично-дорожной сети в пределах территорий Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов; осуществление функций заказчика на проведение работ по содержанию улично-дорожной сети в пределах территорий Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов.

Уставом учреждения на МКУ «ДЭУ №1», на основании муниципального задания возложены обязанности по содержанию и ремонту улично-дорожной сети Центрального, Железнодорожного, Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов.

В соответствии с содержанием и ремонтом улично-дорожной сети Октябрьского района города Новосибирска был согласован с начальником Главного управления благоустройства, озеленения и правового обеспечения мэрии г.Новосибирска и утвержден начальником Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска перечень территорий Октябрьского района, финансируемых за счет средств городского бюджета, ответственность за содержание которых с 01.01.2018г. несет МКУ «ДЭУ №1».

Согласно приказа Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска №71-од от 05.04.2018г. об эксплуатации водоприемных устройств, в целях разграничения эксплуатационной ответственности и обеспечения содержания водоприемных устройств на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, находящихся в ведении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, содержание дождеприемных колодцев и открытых лотков на автомобильных дорогах возложено на муниципальные дорожно-эксплуатационные учреждения по территориальной принадлежности: муниципальное казенное учреждение «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1»; муниципальное казенное учреждение «Дорожно-эксплуатационное учреждение №3»; муниципальное казенное учреждение «Дорожно-эксплуатационное учреждение №4»; муниципальное казенное учреждение «Дорожно-эксплуатационное учреждение №5»; муниципальное казенное учреждение «Дорожно-эксплуатационное учреждение №6»; муниципальное казенное учреждение «дорожно-эксплуатационное учреждение Советского района».

Перечень работ, выполняемых дорожно-эксплуатационными учреждениями, включает в себя очистку колодцев дождеприемников от мусора и иловых отложений, консервацию дождеприемных колодцев на зимний период, ликвидацию ледяных образований, замену решетки и корпуса дождеприемника при их повреждении.

Содержание дождеприемных колодцев должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Замена поврежденных и отсутствующих решеток должны производиться в течение суток. Прочие работы определяются сезонностью и выполняются по мере необходимости.

Исходя из данного приказа, ответственность за отсутствие решетки люка ливневой канализации в месте происшествия на участке автодороги Октябрьского района города Новосибирска должен нести ответчик по делу МКУ «ДЭУ №1», поскольку именно на данное учреждение возложено содержание и ремонт автомобильных дорог Октябрьского района г.Новосибирска.

Судебная коллегия не соглашается в данной части с доводами представителей МКУ «ДЭУ №1», Мэрии г.Новосибирска, которые указывают, что в соответствии с перечнем территорий Октябрьского района, ответственность за содержание которых несет МКУ «ДЭУ №1» усматривается, что дорога, на которой расположено место происшествия, не обслуживается ответчиком МКУ «ДЭУ №1», поэтому МКУ «ДЭУ №1» не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Судебная коллегия считает, что с такими доводами ответчиков по делу согласиться нельзя, поскольку приказом №71-од Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска от 05.04.2018г., содержание дождеприемных колодцев и открытых лотков на автомобильных дорогах возложено на муниципальные дорожно-эксплуатационные учреждения по территориальной принадлежности, а именно, на МКУ «ДЭУ №1» возложена замена решеток и установка отсутствующих решеток дождеприемников на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Октябрьского района города Новосибирска. Никаких исключений и приложений по проведению данных работ на определенных улицах данного района данный приказ не содержит.

Смета расходов администрации Октябрьского района г.Новосибирска на 2018 год была предоставлена в судебном заседании, приобщена к материалам дела (т.4, л.д.40).

Согласно ст.31 Решения совета депутатов г.Новосибирска от 25.12.2017 №532 «О бюджете города Новосибирска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», что при отсутствии муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства города Новосибирска, доведение лимитов бюджетных обязательств по таким расходам бюджета города Новосибирска до главных распорядителей средств и бюджета города Новосибирска осуществляется после принятия соответствующего муниципального правового акта.

В соответствии со ст.9 Решения №532 утверждена ведомственная структура расходов бюджета города Новосибирска на 2018год (приложение 7), в том числе и расходов администрации и Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. В расходной части ДТиДБК значатся расходы на: повышение уровня содержания автомобильных дорог и улучшение их технического состояния, текущее содержание автомобильных дорог, строительство, ремонт и содержание водоотводных сооружений, поддержание бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, содержание сети автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью.

Указанное распределение финансовых средств соответствует мероприятиям муниципальной программы «Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них» на 2016-2020годы», утв. Постановлением мэрии города Новосибирска от 31.12.2015 №7502.

По информации официального сайта ЕИС в сфере закупок закупка дождеприемных решеток и корпусов с дождеприемными решетками осуществлялась МКУ «ДЭУ №1» (извещение о проведение запроса котировок от 18.05.2017 №0351300079617000066).

Согласно пункта 1.1. Положения Администрация района (округа по районам) города Новосибирска является структурным подразделением (территориальным органом) мэрии города Новосибирска. Администрация является главным распорядителем средств бюджета города Новосибирска в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Администрация Октябрьского района г.Новосибирска от имени мэрии г.Новосибирска осуществляет полномочия мэрии на территории соответствующего района (районов) города Новосибирска, в том числе предоставляет муниципальные услуги и исполняет муниципальные функции в пределах компетенции (п.1.4.).

Согласно Положения администрация района принимает «2.34. Участие в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории района». При этом нужно учитывать, что степень участия определяется исходя из возложенных полномочий. Так, приказом заместителя мэра города Новосибирска от 16.04.2018 №0009-од с целью организации и проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новосибирска утвержден Технический регламент по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в части производства работ по комплексной уборке. Согласно п.4 Порядка организации работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 08.07.2013 №6455 производство работ по содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска осуществляется муниципальными учреждениями города Новосибирска, относящимися к сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска, на основании муниципального задания, составленного в соответствии с технологией уборки улично-дорожной сети в зависимости от транспортно-эксплуатационных категорий дорог. При этом, осуществляется оценка качества уборки, выполненными муниципальными учреждениями. Уборка осуществляется с периодичностью (кратностью), установленной правовыми и муниципальными контрактами.

Исходя из представленной сметы расходов администрации на 2018год, бюджетные ассигнования по разделу дорожное хозяйство выделяются на уборку.

Признавая обоснованным наличие причинно- следственной связи между причиненным ущербом здоровью и бездействием ответчика - администрации Октябрьского района при исполнении обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, суд исходил из того, что Администрация Октябрьского района не исполнила обязанности по содержанию дорог и дорожных элементов, ответственность за содержание которых возложена на администрацию, не обеспечила безопасность дорожного движения, в том числе для пешеходов, в связи с чем, допустила виновное противоправное поведение (бездействие), которое привело к причинению ущерба здоровью несовершеннолетней Трушкиной Алене Андреевны в результате падения в открытый дождеприемный колодец, расположенный на проезжей части дороги.

Судебная коллегия считает, что с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку работы по установке отсутствующих решеток на дождеприемных колодцах должны проводить на территории Октябрьского района г.Новосибирска МКУ «ДЭУ №1» в течение суток, осуществляя контроль за наличием решеток на дождеприемных колодцах, при их отсутствии именно МКУ «ДЭУ №1» должны были поставить ограждение указанного колодца до установки на него решетки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа ( ч.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, дороги квалифицируются на категории (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 №767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с «правилами классификации автомобильных дорог в РФ и их отнесении к категориям автомобильных дорог») (ч.18 ст.5 Закона №257-ФЗ).

Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в отношении автомобильной дороги местного значения – органом местного самоуправления (подп. «г» п.6 Правил классификации автомобильных дорог в РФ).

Согласно ст.8 Закона №257-ФЗ, п.3.Автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, п.6 Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются:4).органами местного самоуправления городских округов – автомобильным дорогам местного значения городских округов; п.7.Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления;п.8.Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном приказом Минтранса РФ от 07.02.2007г. №16 «Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров».

В соответствии со ст.10 Закона №257-ФЗ п.1.Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. П.4.В реестр вносятся следующие сведения об автомобильной дороге: 1). сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги; 2). наименование автомобильной дороги; 3).идентификационный номер автомобильной дороги; 4).протяженность автомобильной дороги и используемых на платной основе ее участков ( в ред. Федерального закона от 03.11.2010 №288-ФЗ); 5).сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги; 6).вид разрешенного использования автомобильной дороги; 7). Иные сведения.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.6 ст.6 Закона №257-ФЗ).

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1). осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 1.1). установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 5).утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6).осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 11).утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт. Ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12). осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления (ч.1 ст.13 Закона 257-ФЗ).

В целях реализации п.5 ч.1 ст.13 Закона №257-ФЗ мэрией города Новосибирска утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, относящихся к собственности города Новосибирска (постановление мэрии г.Новосибирска от 29.01.2009г. №35 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, относящихся к собственности города Новосибирска).

Исходя из перечня, дорога по ул.Бугурусланская (пер.4-й Камышенский,24 – ул.Бугурусланская,19) принадлежит городу Новосибирску на праве собственности, и территориально расположена в Октябрьском районе. На каком-либо вещном праве администрации Октябрьского района не передавалась, документов, подтверждающих обратное, в дело не представлено.

Исходя из присвоенной категории дороги, с учетом оценки технического состояния мэрией определяется финансовая составляющая на содержание дороги. Таким образом, в администрацию района передаются бюджетные средства (бюджетное финансирование) на содержание дорог ( в части уборки), определенных перечнем территорий (т.3 л.д.210), при этом сами дороги не закрепляются на каком-либо вещном праве.

Исходя из изложенного, администрация Октябрьского района г.Новосибирска – это территориальный орган мэрии г.Новосибирска, действующий в пределах выделенных мэрией финансовых средств на выполнение четко определенных муниципальными правовыми актами и иным законодательством полномочий. При этом администрация не является законодательным органом и не вправе принимать нормативно-правовые акты, в том числе, регламентирующие содержание дорог на территории района. Выполнение работ, не входящих в полномочия администрации приведет к нецелевому использованию денежных средств. Кроме того, правовая регламентация данной сферы уже урегулирована Приказом ДТДБК мэрии города Новосибирска от 05.04.2018г. №71-од «Об эксплуатации водоприемных устройств».

Судебная коллегия приходит к выводу, что считая решетку дождеприемника дорожным элементом, судом неправильно сделан вывод о том, что администрация Октябрьского района и МКУ «Октябрьское» не исполнили обязанности по содержанию дорог и дорожных элементов, ответственность за содержание которых возложена на них, не обеспечили безопасность дорожного движения.

Судом неправильно применено решение Совета депутатов г.Новосибирска от 27.09.2017г. №469 «О правилах благоустройства территории города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска». Согласно п.2.3.8.1.Правил, к уличному техническому оборудованию относятся смотровые люки, решетки дождеприемных (ливнеприемных) колодцев. В случае обнаружения на территории города Новосибирска открытых смотровых колодцев, люков смотровых колодцев, установленных с отклонениями от проектного уровня, провалов грунта, просадок твердого покрытия, ответственные лица обязаны сообщить об этом в администрацию района, уполномоченное структурное подразделение мэрии и владельцам соответствующих подземных инженерных коммуникаций (п.4.9. Правил).

Таким образом, судебная коллегия, дав оценку представленным сторонами доказательствам, находит правильным, что в силу положений Приказа ДТДБК мэрии города Новосибирска от 05.04.2018г. №71-од «Об эксплуатации водоприемных устройств», в соответствии с которым, замена поврежденных и отсутствующих решеток производится МКУ «ДЭУ №1» на автомобильных дорогах Октябрьского района города Новосибирска в течение суток, установленного финансирования для указанных целей, надлежащим ответчиком по заявленному иску следует признать МКУ «ДЭУ №1», именно, данное учреждение должно ежесуточно осматривать дождеприемники ливнесточных колодцев и при отсутствии на них решеток, проводить необходимые работы.

При таких обстоятельствах следует признать правильным наличие причинно-следственной связи между причиненным ущербом здоровью несовершеннолетней Трушкиной Алены и бездействием ответчика МКУ «ДЭУ №1».

Определяя ко взысканию размер компенсации морального вреда, суд исходил из следующих норм материального права и установленных обстоятельств по делу.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу абзаца 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В соответствии с абз. 1 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Учитывая, что судом установлено, что несовершеннолетняя Трушкина Алена испытала физическую боль от падения, и ей причинен вред здоровью, требования о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.

В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 32 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 26.01.2010 суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не поддается точному денежному подсчету, а взыскивается с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего.

При таких обстоятельствах, учитывая, характер телесных повреждений, их тяжесть, степень страданий, наступившие последствия, обстоятельства при которых произошло причинения вреда, степень вины нарушителя, материального положения сторон, физические данные и состояние здоровья ребенка, а также требования разумности и справедливости, суд пришел к выводу, что в соответствии со ст. ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учел характер и объем причиненного несовершеннолетней Алене повреждения здоровья, обстоятельства причинения данного вреда здоровью, длительность лечения после полученной травмы, с учетом принципов разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб. в пользу Трушкиной Алены Андреевны. Также с учетом положений ст. 151, ст. 1101 ГК РФ и очевидности причинения морального вреда Трушкиной Анны Александровны, являющейся матерью Трушкиной Алены, находящейся на момент причинения вреда в несовершеннолетнем возрасте, суд определил к взысканию в пользу Трушкиной Анны Александровны компенсацию морального вреда 150 000 рублей. Кроме того, с учетом положений ст. 151, ст. 1101 ГК РФ, а также с очевидностью причинения морального вреда Трушкину Добрыне, являющегося родным братом Трушкиной Алены, на глазах которого произошло падение сестры, отчего последний, безусловно, испытал, как физические, так и нравственные страдания, суд определил к взысканию в пользу Трушкина Добрыни компенсацию морального вреда 50 000 рублей.

Указанные, размеры компенсаций, исходя из обстоятельств дела, по мнению суда, соответствует требованиям статей 151 и 1101 ГК РФ о разумности и справедливости и достаточна для возмещения последствий перенесенных моральных страданий истцов.

Судебная коллегия в части определения ко взысканию размера компенсации морального вреда не соглашается с размером компенсации морального вреда, определенной судом в размере 250000рублей в пользу несовершеннолетней Трушкиной Алены Андреевны, и находит правильным определить ко взысканию в пользу Трушкиной Алены Андреевны денежную компенсацию морального вреда в размере 350000рублей, учитывая, несовершеннолетний возраст Трушкиной А.А.,16.03.2011 г. рождения, что согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Трушкина А.А. в результате падения получила телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма в виде ушиба головного мозга легкой степени тяжести, оскольчатый импрессионный (вдавленный) перелом лобной кости, ран лобной области, ссадины мягких тканей лица, в области правого плечевого сустава.

Указанные телесные повреждения в совокупности согласно п. 6.1.2 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 г. № 194н, по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни человека, поэтому оцениваются как тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни.

В результате падения в открытый неогороженный ливневый люк, необорудованный металлической решеткой, у девочки Трушкиной Алены имеется на лице, лобном месте вмятина, шрам на губе, при падении произошло выпадение зубов.

Учитывая возраст Трушкиной Алены Андреевны, характер и объем причиненного повреждения здоровья, судебная коллегия находит, что именно указанная компенсация морального вреда является разумной и справедливой.

Судебная коллегия считает правильным определить ко взысканию компенсации морального вреда в размере 150000рублей в пользу Трушкиной А.А. и в размере 50000рублей в пользу Трушкина Д.А., исходя из установленных обстоятельств дела, разумности и справедливости.

Таким образом, судебная коллегия находит правильным в силу положений п.3,4 части первой ст.330 ГПК РФ отменить решение в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм процессуального и норм материального права и принять по делу новое решение, которым взыскать с Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1» в пользу Трушкиной Анны Александровны компенсацию морального вреда в размере 150 000,00 руб., в пользу Трушкиной Алены Андреевны компенсацию морального вреда в размере 350000рублей; в пользу Трушкина Добрыни Андреевича компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к Мэрии г. Новосибирска, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска, Администрации Октябрьского района г.Новосибирска, МУП «УЗСПТС», МКУ «Октябрьское» отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия?

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 02 октября 2020года отменить и принять новое решение, которым исковые требования Трушкиной А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1» в пользу Трушкиной Анны Александровны компенсацию морального вреда в размере 150 000,00 руб.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1» в пользу Трушкиной Алены Андреевны компенсацию морального вреда в размере 350000,00 руб.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение №1» в пользу Трушкина Добрыни Андреевича компенсацию морального вреда в размере 50000,00 руб.

В удовлетворении исковых требований к Мэрии г. Новосибирска, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска, Администрации Октябрьского района г.Новосибирска, МУП «УЗСПТС», МКУ «Октябрьское» отказать.

Апелляционную жалобу Трушкиной А.А. удовлетворить частично.

Апелляционную жалобу Администрации Октябрьского района г.Новосибирска удовлетворить.

Председательствующий-

Судьи:

33-2271/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Новосибирской области
Трушкина Анна Александровна в интересах несовершеннолетних Трушкиной А.А. и Трушкина Д.А.
Ответчики
МКУ "ДЭУ №1"
Администрация Октябрьского района г.Новосибирска
мэрия г.Новосибирска
МКУ "Октябрьское"
МУП "УЗСПТС"
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска
Другие
МКУ г.Новосибирска "Гормост"
МУП г.Новосибирска Горводоканал
Департамент земельных и имущзественных отношений Мэрии г.Новосибирска
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
11.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
19.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Передано в экспедицию
22.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее