Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2а – 74/2020
с. Армизонское 5 июня 2020 г.
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Рахимовой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Армизонского района Тюменской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокурор Армизонского района Тюменской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой в ходе проведения проверки путем мониторинга информации в сети «Интернет» установлены факты размещения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно установлены сайты с адресом <данные изъяты>
с информацией (видеоролики), содержащей способ изготовления и продажи электроудочек, являющихся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных и растений. Беспрепятственный доступ к страницам интернет-сайта может побуждать общество к истреблению водных биологических ресурсов запрещенным способом, что фактически способствует совершению преступлений и является прямым нарушением действующего законодательства, в административном исковом заявлении поставлен вопрос признания размещенной в сети Интернет информации запрещенной на территории РФ. Ссылаясь на ст. ст. 39, 291 КАС РФ, просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленные требования удовлетворить.
От представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства в установленный срок не поступило.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 ФЗ № 149).
Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 ФЗ № 149).
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 9 ФЗ № 149).
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет» (часть 1 статьи 15.1 ФЗ № 149).
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 ФЗ № 149).
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 ФЗ № 149).
В заявлении прокурор указал, что целью его обращения с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании размещенной в сети Интернет информации - вовлекающей неограниченный круг граждан в истребление водных биологических ресурсов запрещенным способом, - запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Судом установлено.
Прокуратурой в ходе проверки, проведенной на основании поступившего обращения гражданина, выявлены электронные адреса https://www.youtube.com/watch?v=ln77v5ez7A8, https://www.youtube.com/watch?v=VIjQ-gwzbnQ, https://www.youtube.com/watch?v=Dbz3cgsad4Q, на страницах которых размещена информация о способах изготовления орудия лова – электроудочки.
В ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дано понятие водных биологических ресурсов - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы; добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания; уловы водных биоресурсов - водные биоресурсы, извлеченные (выловленные) из среды обитания. В силу ст. 43.1 ФЗ № 166 основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В Правилах рыболовства устанавливаются: 1) виды разрешенного рыболовства; 2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; 3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; 4) требования к сохранению водных биоресурсов;
Согласно Правил рыболовства Дальневосточного, Волжско-Каспийского, Западно-Сибирского, Северного и других рыбохозяйственных бассейнов, утвержденных приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 43.1 ФЗ № 166, при любительском рыболовстве запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов с использованием осветительных приборов различных конструкций и видов (в том числе фонарей, ламп, прожекторов) с поверхности и в толще воды в темное время суток (астрономическое, с захода до восхода солнца), за исключением осуществления подводной охоты, рыболовства с использованием удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований, а также раколовок.
Согласно ст. 52 ФЗ № 166 лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.
К нарушениям правил осуществления рыболовства, согласно разъяснений, изложенных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», относятся, например: нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением; несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).
Пунктом Б ч. 1 ст. 256 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)», под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 ФЗ № 149 предусмотрено, что основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан, в то числе несовершеннолетних, от такой информации не предусмотрен.
Судом установлено, что посещение указанных прокурором сайтов, на которых размещена информация о способах изготовления электроудочек, которая является незаконной, свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии. Вход на страницы сайта и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и скопировать содержащуюся на данном сайте информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствуют.
Имеющимся в материалах дела скриншотом официального сайта Роскомнадзора России, подтверждается, что интернет - страницы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
Учитывая изложенное и установив, что на указанных прокурорм страницах сайтов размещена информация, содержащая сведения о способах изготовления электроудочек, распространение которой противоречит целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения законопослушного поведения граждан Российской Федерации, потворствует совершению правонарушений и преступлений, а также то, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к информации, как к незаконной, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся на Интернет-страницах по указанным выше адресам, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно информации от 08.06.2020, решением Ершовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> сведения о сайте <данные изъяты> внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Армизонского района Тюменской области удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на сайтах: <данные изъяты>
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить обязанность на Роскомнадзор в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО о включении информации, распространенной в сети Интернет по адресам: <данные изъяты>
в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение привести к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения, с подачей жалобы через Армизонский суд Тюменской области.
Председательствующий Л.А. Рахимова