Решение по делу № 3а-156/2020 от 25.02.2020

Решение суда в окончательной

форме изготовлено 19.06.2020

Дело № 3а-156/2020 25OS0000-01-2020-000091-66 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А. Медведевой,

при секретаре Е.С. Оленевой,

с участием представителя административного истца С.Л. Педорина,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лега В. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером :3111, площадью 4037 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение участка установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 85 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установленная названным актом, составляет 11654536,41 рублей.

Лега В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером :3111 в размере равной его рыночной стоимости – 2854 159 рублей. В обоснование требований указал, что он является собственником данного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 11654536,41 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчете № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года, составленном ООО КФ «КОНСАН», чем нарушаются его (административного истца) права и законные интересы, как плательщика земельного налога.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, определением судьи Приморского краевого суда от 13 марта 2020 года изменен процессуальный статус министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с заинтересованного лица на административного соответчика.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Уточнил, что административный истец просит установитькадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, в размере равной его рыночной стоимости – 2854 159 рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года.

В судебное заседание не явились административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Сведениями о неявке сторон и заинтересованного лица по уважительной причине суд не располагает. Ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не поступило.

Вместе с тем, представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края направил в суд письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать.

В соответствии со статьей 150, частями 2, 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Лега В.Н. указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у него на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер налога.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов административного дела усматривается, что Лега В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером :3111, площадью 4037 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение участка установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 85 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи ка от 10 мая 2016 года и сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра прав недвижимости об объекте недвижимости.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 21 января 2020 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:34:016301:3111 установлена кадастровая стоимость в размере 11654536,41 рублей, которая определена по состоянию на 01 февраля 2015 года, утверждена 01 января 2016 года и внесена в реестр объектов недвижимости 22 января 2016 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края».

19 декабря 2019 года Лега В.Н. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером :3111, которое было отклонено решением комиссии № 1/27 от 10 января 2020 года.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.

В обоснование своих требований административный истец представил Отчет № 05-33/11-19, составленный оценщиком ООО КФ «КОНСАН» Ситовой А.Н. 11 ноября 2019 года, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка, площадью 4 037 кв. м, с кадастровым номером :3111 по состоянию на 01 февраля 2015 года составляет 2854 159 рублей.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Доказательств несоответствия Отчета № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы, с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка, как административными ответчиками, так и заинтересованным лицом, не заявлено.

Проанализировав Отчет № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года, составленный оценщиком ООО КФ «КОНСАН» Ситовой А.Н., суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.

Кроме того, оценщиком произведен анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости земельного участка. Оценщиком проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка.

В Отчете применен только один оценочный подход – сравнительный, от применения доходного и затратного подходов оценщик обосновано отказался. В Отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведен приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Поскольку Отчет № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года составлен специалистом, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы; выводы, в соответствии с требованиями части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает его допустимым доказательством.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административных исковых требований Лега В.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:34:016301:3111, равной его рыночной стоимости в размере 2854159 рублей по состоянию на 01 февраля 2015 года.

Датой подачи административного иска, суд признает дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю – 19 декабря 2019 года.

Довод представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Данное право и было реализовано административным истцом.

Иные доводы административного ответчика также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Лега В.Н.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление Лега В. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером :3111, площадью 4037 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение участка установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 85 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной её рыночной стоимости в размере 2854159 рублей по состоянию на 01 февраля 2015 года.

Датой подачи административного искового заявления считать – 19 декабря 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева

3а-156/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лега Виталий Николаевич
Ответчики
Управление Росреестра по Приморскому краю
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Медведева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация административного искового заявления
25.02.2020Передача материалов судье
26.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Подготовка дела (собеседование)
13.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
21.04.2020Подготовка дела (собеседование)
21.04.2020Производство по делу приостановлено
12.05.2020Производство по делу возобновлено
22.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.05.2020Подготовка дела (собеседование)
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее