форме изготовлено 19.06.2020
Дело № 3а-156/2020 25OS0000-01-2020-000091-66 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации10 июня 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Медведевой,
при секретаре Е.С. Оленевой,
с участием представителя административного истца С.Л. Педорина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лега В. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:3111, площадью 4037 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение участка установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 85 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установленная названным актом, составляет 11654536,41 рублей.
Лега В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №:3111 в размере равной его рыночной стоимости – 2854 159 рублей. В обоснование требований указал, что он является собственником данного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 11654536,41 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчете № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года, составленном ООО КФ «КОНСАН», чем нарушаются его (административного истца) права и законные интересы, как плательщика земельного налога.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, определением судьи Приморского краевого суда от 13 марта 2020 года изменен процессуальный статус министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с заинтересованного лица на административного соответчика.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Уточнил, что административный истец просит установитькадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, в размере равной его рыночной стоимости – 2854 159 рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года.
В судебное заседание не явились административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Сведениями о неявке сторон и заинтересованного лица по уважительной причине суд не располагает. Ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не поступило.
Вместе с тем, представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края направил в суд письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
В соответствии со статьей 150, частями 2, 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Лега В.Н. указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у него на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер налога.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов административного дела усматривается, что Лега В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №:3111, площадью 4037 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение участка установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 85 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи №ка от 10 мая 2016 года и сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра прав недвижимости об объекте недвижимости.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 21 января 2020 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:34:016301:3111 установлена кадастровая стоимость в размере 11654536,41 рублей, которая определена по состоянию на 01 февраля 2015 года, утверждена 01 января 2016 года и внесена в реестр объектов недвижимости 22 января 2016 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края».
19 декабря 2019 года Лега В.Н. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №:3111, которое было отклонено решением комиссии № 1/27 от 10 января 2020 года.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.
В обоснование своих требований административный истец представил Отчет № 05-33/11-19, составленный оценщиком ООО КФ «КОНСАН» Ситовой А.Н. 11 ноября 2019 года, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка, площадью 4 037 кв. м, с кадастровым номером №:3111 по состоянию на 01 февраля 2015 года составляет 2854 159 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательств несоответствия Отчета № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы, с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка, как административными ответчиками, так и заинтересованным лицом, не заявлено.
Проанализировав Отчет № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года, составленный оценщиком ООО КФ «КОНСАН» Ситовой А.Н., суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
Кроме того, оценщиком произведен анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости земельного участка. Оценщиком проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
В Отчете применен только один оценочный подход – сравнительный, от применения доходного и затратного подходов оценщик обосновано отказался. В Отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведен приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Поскольку Отчет № 05-33/11-19 от 11 ноября 2019 года составлен специалистом, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы; выводы, в соответствии с требованиями части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает его допустимым доказательством.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административных исковых требований Лега В.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:34:016301:3111, равной его рыночной стоимости в размере 2854159 рублей по состоянию на 01 февраля 2015 года.
Датой подачи административного иска, суд признает дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю – 19 декабря 2019 года.
Довод представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Данное право и было реализовано административным истцом.
Иные доводы административного ответчика также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Лега В.Н.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Лега В. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:3111, площадью 4037 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение участка установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 85 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной её рыночной стоимости в размере 2854159 рублей по состоянию на 01 февраля 2015 года.
Датой подачи административного искового заявления считать – 19 декабря 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева