Решение по делу № 2-184/2024 от 01.08.2024

УИД 72RS0004-01-2024-000264-42

№ 2-184/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Бердюжье 15 октября 2024 года

Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Ю.С.,

при секретаре Смирновой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-184/2024 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Тюменской области к администрации Бердюжского муниципального района о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, действующее в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском о понуждении администрации Бердюжского муниципального района - собственника скотомогильников (биотермических ям), к соблюдению требований санитарных правил и норм в части разработки и согласования в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон. Требования мотивированы следующим:

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ, факторы среды обитания - биологические, химические, физические (выбросы загрязняющих веществ, шум, вибрация и т.д.) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающие угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Скотомогильники - это специально оборудованные места, отведенные для захоронения биологических отходов, в том числе трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения её распространения. Указанные объекты, исходя из способа захоронения и инфекции, послужившей причиной гибели или убоя, относятся к объектам I или II класса опасности.

В процессе эксплуатации скотомогильника могут образовываться химические вещества и патогенные биологические агенты: азот диоксид, аммиак, сера диоксид, дигидросульфид, углерод оксид, диметилбензол, метилбензол, этилбензол, формальдегид, которые являются токсичными и ядовитыми веществами, а также инфекционные заболевания (бруцеллез, туляремия, эхинококкоз.

Согласно п.    2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - II класса опасности является обязательной, в том числе с оценкой риска для здоровья населения (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с п. 12.1.4 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» сибиреязвенные скотомогильники, скотомогильники с захоронением в ямах относятся к объектам I класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 1000 метров; в соответствии с п. 12.2.4 таблицы 7.1 скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам II класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 500 метров.

В связи с чем, для безопасной эксплуатации скотомогильников необходимо установление санитарно-защитных зон.

Скотомогильники, расположенные по адресам: <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый ); <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый ); <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый ); <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый ); <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый ); <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый ); <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый ); <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый ); <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый ); <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый ); <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый ), являются биотермическими ямами, не относящимися к сибиреязвенным.

Таким образом, в соответствии с п.12.2.4 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам II класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 500 метров.

Данные скотомогильники принадлежат администрации Бердюжского муниципального района.

Однако, до настоящего времени собственником - администрацией Бердюжского муниципального района проекты санитарно-защитных зон в отношении вышеперечисленных скотомогильников не разработаны, в установленном порядке не согласованы, решения об установлении санитарно-защитных зон отсутствуют. Таким образом, администрация Бердюжского муниципального района при осуществлении деятельности по эксплуатации скотомогильников, являясь их собственником, допустила нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В связи с чем, истец просит обязать администрацию Бердюжского муниципального района в течении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, а именно разработать и согласовать в установленном порядке (получить санитарно-эпидемиологическое заключение) проекты санитарно-защитных зон, в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, п.3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на скотомогильники, расположенные по адресам: <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый ); <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый ); <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый ); <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый ); <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый ); <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый ); <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый ); <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый ); <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый ); <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый ); <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый ); <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый ).

Определением Бердюжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление ветеринарии <адрес> (л.д.175-178, т. 1).

Представитель истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.213-214, т.1), об отложении дела не ходатайствовал.

Представитель ответчика - администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области, по доверенности Матвеева Е.С., в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд телефонограмму с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствии (л.д.136, т. 2), направила письменный отзыв на исковое заявление (л.д.226-230, т. 1), в котором указала, что с исковыми требованиями не согласна в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 22.3 Закона Тюменской области от 08.12.2015 № 135 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» администрация наделена государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения т болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям) с обеспечением исполнения переданного полномочия субвенций.

Решением Бердюжского районного суда от 11.10.2018 на администрацию района возложена обязанность поставить на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов 16 законсервированных скотомогильников. Во исполнение решения суда в муниципальную собственность Бердюжского муниципального района были оформлены недействующие, законсервированные скотомогильники.

В феврале 2019 года администрация оформила в муниципальную собственность три законсервированных скотомогильника, имеющих объект капитального строения (ОКС) (д. Босоногово, <адрес>):

- в 1200 м. от д. <адрес>;

- на расстоянии 2 км. восточнее <адрес>;

- с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес>.

Все указанные скотомогильники являются недействующими, законсервированными биотермическими ямами. Согласно выпискам из ЕГРН в отношении указанных объектов указано: наименование скотомогильник (биотермическая яма).

Остальные 13 скотомогильников представляют из себя либо обычные ямы с окопкой, обваловкой, либо просто пустыри, образовавшиеся вследствие выравнивания бульдозером бывших на этом месте ям с окопкой, обаловкой. Никаких сооружений, объектов капитального строительства по данным адресам не выявлено.

В связи с отсутствием на земельных участках объектов недвижимого имущества, 13 земельных участков, на которых биометрические ямы не были обнаружены, сформированы и оформлены в собственность как «земли промышленности»: <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное; <адрес>, в 2600 м. на запад от д.Полозаозерье; <адрес>, с южной стороны <адрес>; <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес>; <адрес>, в 1200 м на северо-восток от <адрес>; <адрес>, с восточной стороны <адрес>; <адрес>, 2000 м на восток от д.Старорямова; <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес>; <адрес>, 400 м. на запад от д. Останино; <адрес>, в 480 м на юго-запад от д. Одышка; <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес>; <адрес>, с южной стороны д. Власова; <адрес>, 1000 м. на восток от д. Глубокое.

В выписках из ЕГРН в отношении перечисленных земельных участков отсутствует наименование «Скотомогильник (биотермическая яма)», на них отсутствуют объекты недвижимости, в связи с чем, полагает, что данные земельные участки не являются скотомогильниками.

Считает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, санитарно-защитные зоны устанавливаются только на действующих скотомогильниках.

<адрес> были сделаны запросы коммерческих предложений, из ответов на которые следует, что для обустройства санитарно-защитной зоны для одного скотомогильника потребуется 1 000 000 рублей, соответственно, для 16 – 16 000 000 рублей. В настоящее время в бюджете Бердюжского муниципального района отсутствуют денежные средства на реализацию данного мероприятия. В связи с чем, полагает, что по предъявленным требованиям необходимо рассматривать только 3 недействующих законсервированных скотомогильника.

В случае удовлетворения иска, считает, что разумным сроком для исполнения заявленных требований будет являться 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является достаточным для выполнения всех необходимых мероприятий по запросу, выделению и получению бюджетных ассигнований, внесению изменений в бюджет Бердюжского муниципального района на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов, выполнения процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимых для заключения и исполнения муниципальных контрактов на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников с учетом всех необходимых работ (включая проведение лабораторных исследований).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления ветеринарии Тюменской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.212, т.1), об отложении дела не ходатайствовал, направил письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела (л.д.189-191, т. 1), в котором указывает, что заявленные исковые требования являются необоснованными, иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В муниципальной собственности Бердюжского муниципального района имеются недействующие скотомогильники, перечисленные в иске.

Государственное полномочие в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям) в соответствии с Законом Тюменской области от 08.12.2015 № 135 передано органам местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям) осуществляет Управление ветеринарии Тюменской области в форме субвенций органам местного самоуправления за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 №605-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления и расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета» по определенным направлениям расходов.

Ветеринарное законодательство не содержит нормы о необходимости установления санитарно-защитных зон. Требования законодательства по установлению санитарно-защитных зон не относится к сфере, регулируемой ветеринарным законодательством, и не является мероприятием, направленным на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Соответственно, данные мероприятия не могут быть частью переданного государственного полномочия и финансироваться за счет субвенции на реализацию переднего государственного полномочия.

Обязанность по разработке проекта санитарно-защитных зон (установлению санитарно-защитных зон) возложена на правообладателя объекта.

Согласно абз. 2 п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 04.03.2019 №158-рп утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации работы в отношении скотомогильников (биотермических ям) в Тюменской области, в том числе, по их содержанию, приведению в нормативное состояние и ликвидации, а также по оформлению бесхозяйных скотомогильников в муниципальную собственность.

В соответствии с реестром скотомогильников Тюменской области, а также согласно ветеринарно-санитарным карточкам скотомогильники (биотермические ямы), расположенные в Бердюжском районе, являются недействующими (законсервированными). Статус недействующего скотомогильника предполагает не допущение захоронения биологических отходов, запрет на эксплуатацию. Дальнейшее использование скотомогильника не планируется.

На основании приказа Управления от 06.12.2023 №527-ос «Об утверждении расчетов объемов субвенций на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Бердюжскому району выделяются средства на приведение в нормативное состояние недействующих скотомогильников (биотермических ям).

Проведение администрацией необходимых исследований в целях обоснования необходимости установления санитарно-защитной зоны правообладателем объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является обязательным. При этом указывает, что основным нормативным правовым актом в части установления санитарно-защитных зон являются Правила установления ССЗ, их которых следует, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства.

В связи с тем, что скотомогильники, расположенные в Бердюжском районе, являются недействующими, установление санитарно-защитных зон не требуется.

Изучив материалы дела, представленные отзывы на исковое заявление, суд пришел к следующему.

Согласно п. 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства-члена земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под бременем содержания понимается, в том числе обязанность собственника поддерживать безопасное состояние принадлежащего ему имущества.

Из материалов дела следует, что на территории Бердюжского муниципального района <адрес> имеются скотомогильники, находящиеся по адресам (л.д. 23 обр.-24, т.1):- <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый );

- <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый );

- <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый );

- <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый );

- <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый );

- <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый );

- <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый );

- <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый ).

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, собственником указанных выше объектов недвижимости является администрация Бердюжского муниципального района <адрес> (л.д. 42-170, т. 1).

Согласно выписке из реестра скотомогильников <адрес>, ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники (биотермические ямы) все вышеперечисленные скотомогильники законсервированы (л.д. 209-204, т. 1, л.д.48-117 т.2).

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 22.3 Закона Тюменской области от 08.12.2015 № 135 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 22 к настоящему Закону, среди который указан и Бердюжский муниципальный район, наделяются государственным полномочием по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям).

Распоряжением Правительства Тюменской области от 04.03.2019 №158-рп утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации работы в отношении скотомогильников (биотермических ям) в Тюменской области, в том числе по их содержанию, приведению в нормативное состояние и ликвидации, а также по оформлению бесхозяйных скотомогильников в муниципальную собственность. Пунктом 2 Распоряжения органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить реализацию указанного Плана мероприятий («дорожной карты») (л.д.194-199, т.1).

В соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11).

При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 12).

Таким образом, при эксплуатации имущества, в том числе скотомогильников, должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с п. 12.1.4 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники с захоронением в ямах относятся к объектам I класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 1000 метров; в соответствии с п. 12.2.4 таблицы 7.1 скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам II класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 500 метров.

Следовательно, для безопасной эксплуатации скотомогильников необходимо установление санитарно-защитных зон.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

В соответствии с п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (статья 1 Федерального закона от № 52-ФЗ).

Пунктом 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Согласно п. 3 указанных Правил, Решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Пункт 14 названных Правил предусматривает, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Из содержания п. 25 названных Правил следует, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Вместе с тем, сведения об установлении санитарно-защитных зон в отношении вышеперечисленных объектов отсутствуют.

Из информации администрации Бердюжского муниципального района от 23.05.2024 №1448 (л.д.23, т.1) следует, что проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники не разработаны. Для разработки проектов санитарно-защитных зон требуется вложение больших финансовых средств. В бюджете муниципального образования Бердюжский муниципальный район на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг. денежные средства на указанные цели не предусмотрены.

Таким образом, ответчиком осуществляется деятельность по эксплуатации вышеперечисленных объектов с нарушением установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимость разработать проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников обусловлена действующим законодательством, а ответчик, как собственник объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, обязан соблюдать требования законодательства, действующие в отношении видов основной деятельности и целевого назначения принадлежащего ему имущества, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что указанные в иске земельные участки не являются скотомогильниками, поскольку на них отсутствуют объекты недвижимости, а в выписках из ЕРГН в их отношении указана категория «земли промышленности, энергетики, транспорта…..» являются несостоятельными и опровергаются: информацией администрации Бердюжского муниципального района от 23.05.2024 № 1448, где перечисленные в иске объекты поименованы как скотомогильники (л.д.23, т.1), выпиской из реестра скотомогильников Тюменской области (л.д.203-204, т.1), ветеринарно-санитарными карточками на скотомогильники (биотермические ямы), а также представленной ответчиком копией решения Бердюжского районного суда от 11.10.2018, во исполнение которого скотомогильники были оформлены в муниципальную собственность Бердюжского муниципального района (л.д.231-234, т.1).

Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете Бердюжского муниципального района денежных средств, не могут служить основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Доводы представителя третьего лица Управления ветеринарии Тюменской области о том, что ветеринарное законодательство не содержит нормы о необходимости установления санитарно-защитных зон, являются не состоятельными.

В силу вышеприведённого, действующего на данный момент законодательства, установление санитарно-защитных зон в отношении скотомогильников предусмотрено Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные судом обязанности, суд принимает во внимание, что работы по разработке, согласованию проектов и установлению границ санитарно-защитной зоны скотомогильников требуют временных и финансовых затрат.

С учетом того, что для получения денежных средств в виде субвенций и (или) перераспределения денежных средств, имеющихся в бюджете, внесения изменений в бюджет Бердюжского муниципального района на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов, выполнения процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимых для заключения и исполнения муниципальных контрактов на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников, требуется соблюдение установленных процедур и сроков, а также с учетом представленных коммерческих предложений, согласно которых срок выполнения работ составляет от 10 до 12 месяцев с момента заключения контракта (л.д.41-46, т.2), суд полагает, что разумным сроком для исполнения ответчиком возложенной судом обязанности будет являться 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Тюменской области к администрации Бердюжского муниципального района о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники – удовлетворить.

Возложить на администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области (ОГРН 1027201554324, ИНН 7211004529) обязанность разработать проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники, расположенные по адресам:

- <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый );

- <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый );

- <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый );

- <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый );

- <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый );

- <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый );

- <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый );

- <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый );

- <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый ), и обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Бердюжский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 24 октября 2024 года.

Судья Ю.С. Тарасова

2-184/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области Светлана Викторовна Петровских
Ответчики
администрация Бердюжского МР
Другие
Управление ветеринарии Тюменской области
Суд
Бердюжский районный суд Тюменской области
Судья
Тарасова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
berduzhsky.tum.sudrf.ru
01.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2024Передача материалов судье
05.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2024Подготовка дела (собеседование)
15.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Подготовка дела (собеседование)
11.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее