УИД 72RS0004-01-2024-000264-42
№ 2-184/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье 15 октября 2024 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Ю.С.,
при секретаре Смирновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-184/2024 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Тюменской области к администрации Бердюжского муниципального района о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, действующее в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском о понуждении администрации Бердюжского муниципального района - собственника скотомогильников (биотермических ям), к соблюдению требований санитарных правил и норм в части разработки и согласования в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон. Требования мотивированы следующим:
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ, факторы среды обитания - биологические, химические, физические (выбросы загрязняющих веществ, шум, вибрация и т.д.) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающие угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Скотомогильники - это специально оборудованные места, отведенные для захоронения биологических отходов, в том числе трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения её распространения. Указанные объекты, исходя из способа захоронения и инфекции, послужившей причиной гибели или убоя, относятся к объектам I или II класса опасности.
В процессе эксплуатации скотомогильника могут образовываться химические вещества и патогенные биологические агенты: азот диоксид, аммиак, сера диоксид, дигидросульфид, углерод оксид, диметилбензол, метилбензол, этилбензол, формальдегид, которые являются токсичными и ядовитыми веществами, а также инфекционные заболевания (бруцеллез, туляремия, эхинококкоз.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - II класса опасности является обязательной, в том числе с оценкой риска для здоровья населения (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 12.1.4 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» сибиреязвенные скотомогильники, скотомогильники с захоронением в ямах относятся к объектам I класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 1000 метров; в соответствии с п. 12.2.4 таблицы 7.1 скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам II класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 500 метров.
В связи с чем, для безопасной эксплуатации скотомогильников необходимо установление санитарно-защитных зон.
Скотомогильники, расположенные по адресам: <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый №); <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый №); <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый №); <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый №); <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый №); <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый №); <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый №); <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый №); <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый №); <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый №); <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый №), являются биотермическими ямами, не относящимися к сибиреязвенным.
Таким образом, в соответствии с п.12.2.4 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам II класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 500 метров.
Данные скотомогильники принадлежат администрации Бердюжского муниципального района.
Однако, до настоящего времени собственником - администрацией Бердюжского муниципального района проекты санитарно-защитных зон в отношении вышеперечисленных скотомогильников не разработаны, в установленном порядке не согласованы, решения об установлении санитарно-защитных зон отсутствуют. Таким образом, администрация Бердюжского муниципального района при осуществлении деятельности по эксплуатации скотомогильников, являясь их собственником, допустила нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В связи с чем, истец просит обязать администрацию Бердюжского муниципального района в течении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, а именно разработать и согласовать в установленном порядке (получить санитарно-эпидемиологическое заключение) проекты санитарно-защитных зон, в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, п.3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на скотомогильники, расположенные по адресам: <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый №); <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый №); <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый №); <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый №); <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый №); <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый №); <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый №); <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый №); <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый №); <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый №); <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый №); <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый №).
Определением Бердюжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление ветеринарии <адрес> (л.д.175-178, т. 1).
Представитель истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.213-214, т.1), об отложении дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика - администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области, по доверенности Матвеева Е.С., в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд телефонограмму с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствии (л.д.136, т. 2), направила письменный отзыв на исковое заявление (л.д.226-230, т. 1), в котором указала, что с исковыми требованиями не согласна в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 22.3 Закона Тюменской области от 08.12.2015 № 135 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» администрация наделена государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения т болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям) с обеспечением исполнения переданного полномочия субвенций.
Решением Бердюжского районного суда от 11.10.2018 на администрацию района возложена обязанность поставить на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов 16 законсервированных скотомогильников. Во исполнение решения суда в муниципальную собственность Бердюжского муниципального района были оформлены недействующие, законсервированные скотомогильники.
В феврале 2019 года администрация оформила в муниципальную собственность три законсервированных скотомогильника, имеющих объект капитального строения (ОКС) (д. Босоногово, <адрес>):
- в 1200 м. от д. <адрес>;
- на расстоянии 2 км. восточнее <адрес>;
- с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес>.
Все указанные скотомогильники являются недействующими, законсервированными биотермическими ямами. Согласно выпискам из ЕГРН в отношении указанных объектов указано: наименование скотомогильник (биотермическая яма).
Остальные 13 скотомогильников представляют из себя либо обычные ямы с окопкой, обваловкой, либо просто пустыри, образовавшиеся вследствие выравнивания бульдозером бывших на этом месте ям с окопкой, обаловкой. Никаких сооружений, объектов капитального строительства по данным адресам не выявлено.
В связи с отсутствием на земельных участках объектов недвижимого имущества, 13 земельных участков, на которых биометрические ямы не были обнаружены, сформированы и оформлены в собственность как «земли промышленности»: <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное; <адрес>, в 2600 м. на запад от д.Полозаозерье; <адрес>, с южной стороны <адрес>; <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес>; <адрес>, в 1200 м на северо-восток от <адрес>; <адрес>, с восточной стороны <адрес>; <адрес>, 2000 м на восток от д.Старорямова; <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес>; <адрес>, 400 м. на запад от д. Останино; <адрес>, в 480 м на юго-запад от д. Одышка; <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес>; <адрес>, с южной стороны д. Власова; <адрес>, 1000 м. на восток от д. Глубокое.
В выписках из ЕГРН в отношении перечисленных земельных участков отсутствует наименование «Скотомогильник (биотермическая яма)», на них отсутствуют объекты недвижимости, в связи с чем, полагает, что данные земельные участки не являются скотомогильниками.
Считает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, санитарно-защитные зоны устанавливаются только на действующих скотомогильниках.
<адрес> были сделаны запросы коммерческих предложений, из ответов на которые следует, что для обустройства санитарно-защитной зоны для одного скотомогильника потребуется 1 000 000 рублей, соответственно, для 16 – 16 000 000 рублей. В настоящее время в бюджете Бердюжского муниципального района отсутствуют денежные средства на реализацию данного мероприятия. В связи с чем, полагает, что по предъявленным требованиям необходимо рассматривать только 3 недействующих законсервированных скотомогильника.
В случае удовлетворения иска, считает, что разумным сроком для исполнения заявленных требований будет являться 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является достаточным для выполнения всех необходимых мероприятий по запросу, выделению и получению бюджетных ассигнований, внесению изменений в бюджет Бердюжского муниципального района на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов, выполнения процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимых для заключения и исполнения муниципальных контрактов на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников с учетом всех необходимых работ (включая проведение лабораторных исследований).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления ветеринарии Тюменской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.212, т.1), об отложении дела не ходатайствовал, направил письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела (л.д.189-191, т. 1), в котором указывает, что заявленные исковые требования являются необоснованными, иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В муниципальной собственности Бердюжского муниципального района имеются недействующие скотомогильники, перечисленные в иске.
Государственное полномочие в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям) в соответствии с Законом Тюменской области от 08.12.2015 № 135 передано органам местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям) осуществляет Управление ветеринарии Тюменской области в форме субвенций органам местного самоуправления за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 №605-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления и расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета» по определенным направлениям расходов.
Ветеринарное законодательство не содержит нормы о необходимости установления санитарно-защитных зон. Требования законодательства по установлению санитарно-защитных зон не относится к сфере, регулируемой ветеринарным законодательством, и не является мероприятием, направленным на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Соответственно, данные мероприятия не могут быть частью переданного государственного полномочия и финансироваться за счет субвенции на реализацию переднего государственного полномочия.
Обязанность по разработке проекта санитарно-защитных зон (установлению санитарно-защитных зон) возложена на правообладателя объекта.
Согласно абз. 2 п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 04.03.2019 №158-рп утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации работы в отношении скотомогильников (биотермических ям) в Тюменской области, в том числе, по их содержанию, приведению в нормативное состояние и ликвидации, а также по оформлению бесхозяйных скотомогильников в муниципальную собственность.
В соответствии с реестром скотомогильников Тюменской области, а также согласно ветеринарно-санитарным карточкам скотомогильники (биотермические ямы), расположенные в Бердюжском районе, являются недействующими (законсервированными). Статус недействующего скотомогильника предполагает не допущение захоронения биологических отходов, запрет на эксплуатацию. Дальнейшее использование скотомогильника не планируется.
На основании приказа Управления от 06.12.2023 №527-ос «Об утверждении расчетов объемов субвенций на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Бердюжскому району выделяются средства на приведение в нормативное состояние недействующих скотомогильников (биотермических ям).
Проведение администрацией необходимых исследований в целях обоснования необходимости установления санитарно-защитной зоны правообладателем объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является обязательным. При этом указывает, что основным нормативным правовым актом в части установления санитарно-защитных зон являются Правила установления ССЗ, их которых следует, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства.
В связи с тем, что скотомогильники, расположенные в Бердюжском районе, являются недействующими, установление санитарно-защитных зон не требуется.
Изучив материалы дела, представленные отзывы на исковое заявление, суд пришел к следующему.
Согласно п. 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства-члена земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания понимается, в том числе обязанность собственника поддерживать безопасное состояние принадлежащего ему имущества.
Из материалов дела следует, что на территории Бердюжского муниципального района <адрес> имеются скотомогильники, находящиеся по адресам (л.д. 23 обр.-24, т.1):- <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый №);
- <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый №);
- <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый №);
- <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый №);
- <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый №);
- <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый №);
- <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый №);
- <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый №).
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, собственником указанных выше объектов недвижимости является администрация Бердюжского муниципального района <адрес> (л.д. 42-170, т. 1).
Согласно выписке из реестра скотомогильников <адрес>, ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники (биотермические ямы) все вышеперечисленные скотомогильники законсервированы (л.д. 209-204, т. 1, л.д.48-117 т.2).
В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 22.3 Закона Тюменской области от 08.12.2015 № 135 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 22 к настоящему Закону, среди который указан и Бердюжский муниципальный район, наделяются государственным полномочием по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям).
Распоряжением Правительства Тюменской области от 04.03.2019 №158-рп утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации работы в отношении скотомогильников (биотермических ям) в Тюменской области, в том числе по их содержанию, приведению в нормативное состояние и ликвидации, а также по оформлению бесхозяйных скотомогильников в муниципальную собственность. Пунктом 2 Распоряжения органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить реализацию указанного Плана мероприятий («дорожной карты») (л.д.194-199, т.1).
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11).
При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 12).
Таким образом, при эксплуатации имущества, в том числе скотомогильников, должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с п. 12.1.4 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники с захоронением в ямах относятся к объектам I класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 1000 метров; в соответствии с п. 12.2.4 таблицы 7.1 скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам II класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 500 метров.
Следовательно, для безопасной эксплуатации скотомогильников необходимо установление санитарно-защитных зон.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
В соответствии с п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (статья 1 Федерального закона от № 52-ФЗ).
Пунктом 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п. 3 указанных Правил, Решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Пункт 14 названных Правил предусматривает, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Из содержания п. 25 названных Правил следует, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, сведения об установлении санитарно-защитных зон в отношении вышеперечисленных объектов отсутствуют.
Из информации администрации Бердюжского муниципального района от 23.05.2024 №1448 (л.д.23, т.1) следует, что проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники не разработаны. Для разработки проектов санитарно-защитных зон требуется вложение больших финансовых средств. В бюджете муниципального образования Бердюжский муниципальный район на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг. денежные средства на указанные цели не предусмотрены.
Таким образом, ответчиком осуществляется деятельность по эксплуатации вышеперечисленных объектов с нарушением установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимость разработать проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников обусловлена действующим законодательством, а ответчик, как собственник объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, обязан соблюдать требования законодательства, действующие в отношении видов основной деятельности и целевого назначения принадлежащего ему имущества, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что указанные в иске земельные участки не являются скотомогильниками, поскольку на них отсутствуют объекты недвижимости, а в выписках из ЕРГН в их отношении указана категория «земли промышленности, энергетики, транспорта…..» являются несостоятельными и опровергаются: информацией администрации Бердюжского муниципального района от 23.05.2024 № 1448, где перечисленные в иске объекты поименованы как скотомогильники (л.д.23, т.1), выпиской из реестра скотомогильников Тюменской области (л.д.203-204, т.1), ветеринарно-санитарными карточками на скотомогильники (биотермические ямы), а также представленной ответчиком копией решения Бердюжского районного суда от 11.10.2018, во исполнение которого скотомогильники были оформлены в муниципальную собственность Бердюжского муниципального района (л.д.231-234, т.1).
Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете Бердюжского муниципального района денежных средств, не могут служить основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Доводы представителя третьего лица Управления ветеринарии Тюменской области о том, что ветеринарное законодательство не содержит нормы о необходимости установления санитарно-защитных зон, являются не состоятельными.
В силу вышеприведённого, действующего на данный момент законодательства, установление санитарно-защитных зон в отношении скотомогильников предусмотрено Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные судом обязанности, суд принимает во внимание, что работы по разработке, согласованию проектов и установлению границ санитарно-защитной зоны скотомогильников требуют временных и финансовых затрат.
С учетом того, что для получения денежных средств в виде субвенций и (или) перераспределения денежных средств, имеющихся в бюджете, внесения изменений в бюджет Бердюжского муниципального района на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов, выполнения процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимых для заключения и исполнения муниципальных контрактов на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников, требуется соблюдение установленных процедур и сроков, а также с учетом представленных коммерческих предложений, согласно которых срок выполнения работ составляет от 10 до 12 месяцев с момента заключения контракта (л.д.41-46, т.2), суд полагает, что разумным сроком для исполнения ответчиком возложенной судом обязанности будет являться 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Тюменской области к администрации Бердюжского муниципального района о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники – удовлетворить.
Возложить на администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области (ОГРН 1027201554324, ИНН 7211004529) обязанность разработать проекты санитарно-защитных зон на скотомогильники, расположенные по адресам:
- <адрес>, с правой стороны дороги, ведущей на кладбище за складом минеральных удобрений в <адрес> (в 3 км от <адрес>) (кадастровый №);
- <адрес> в 1200м. от д. Босоногово (кадастровый №);
- <адрес>, 160 м на север от оз. Лопушное (кадастровый №);
- <адрес>,1000 м на восток от д. Глубокое (кадастровый №);
- <адрес>, на расстоянии 2 км. восточнее <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, с восточной стороны <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, 400 м на восток от д.Останино (кадастровый №);
- <адрес>, в 1200м на северо-восток от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, в 480 м на юго- запад от д.Одышка (кадастровый №);
- <адрес>, в 450 м на юго-восток от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, в 500 м на северо-запад от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, с южной стороны д. Власова (кадастровый №);
- <адрес>, в 1000 м на запад от <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, с южной стороны <адрес> (кадастровый №);
- <адрес>, 2000 м на восток от д. Старорямова (кадастровый №), и обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Бердюжский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 24 октября 2024 года.
Судья Ю.С. Тарасова