Дело № 2-6728/9/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды,
установил:
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее – администрация, ответчик) с требованием обязать администрацию ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» напротив дома № по Соломенскому шоссе в г. Петрозаводске Республики Карелия с координатами 61о49"46""С, 34о18"14""В.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, сообщила, что на момент рассмотрения дела свалка не была ликвидирована. Свалка расположена на землях общего пользования Петрозаводского городского округа, не принадлежит иным собственникам. Прокурор не возражает против предоставления срока для исполнения решения суда.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в суд. В письменном отзыве просила отказать в иске. В случае удовлетворения иска просила отсрочить исполнение решения суда до 31.08.2016.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.06.2016 по заданию Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры комиссия в составе должностных лиц администрации провела обследование санитарного состояния Петрозаводского городского округа. В результате обследования была выявлена несанкционированная свалка мусора, расположенная на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» напротив дома № по Соломенскому шоссе в г. Петрозаводске Республики Карелия с координатами 61о49"46""С, 34о18"14""В.
В части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно статьям 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) отражено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 вышеназванного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 7 Закона об охране окружающей среды и также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения городского округа.
На основании пункта 5 статьи 12 и пункта 1 статьи 13 Закона об отходах запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в лесопарковых зонах; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 13 указанного выше закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03) утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88 система санитарной очистки, уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Так, при временном хранении отходов должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре – 5 град., и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре – свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Как установлено в статье 1 Закона об отходах, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст; далее – ГОСТ 30772-2001) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Вместе с тем, согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что собственник отходов, размещенных на земельном участке в виде несанкционированной свалки, не установлен. Земельный участок находится на территории Петрозаводского городского округа, не является территорией арендуемой какими-либо иными лицами, не находится в федеральной государственной или иной собственности. До настоящего времени указанная выше свалка бытовых и промышленных отходов не ликвидирована. Свалка оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку, что может отразиться на здоровье проживающего на территории г. Петрозаводска Республики Карелия населения и иных граждан. Наличие несанкционированной свалки ограничивает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, предусмотренные статьей 11 Закона об охране окружающей среды и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Суд приходит к выводу, что администрация обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования и ликвидировать несанкционированную свалку, поэтому требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При принятии решения суд учитывает Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ». Оснований для освобождения администрации от обязанности ликвидироваться свалку не установлено.
Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку от ответчика каких-либо доводов и возражений по поводу срока исполнения обязанности не было представлено, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить решение суда в течение месяца с момента вступления решения, считая срок исполнения разумным и соизмеримым с необходимыми действиями.
С учетом того, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, а администрация в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации также освобождена от уплаты государственной пошлины, суд не рассматривает вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» напротив дома № по Соломенскому шоссе в г. Петрозаводске Республики Карелия с координатами 61о49"46""С, 34о18"14""В.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2016 года.