Судья Паншин Д.А. Дело № 33-2484/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Ус Е.А.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании 26 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2018 года, которым
исковые требования Осташевой И.В. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми удовлетворены.
Признано за Осташевой И.В. право на получение в порядке очередности государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды…» с датой постановки на учет 25.03.2004 на состав семьи из двух человек: Осташева И.В. и О.М.В..
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осташева И.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды…» с датой постановки на учет 25.03.2004.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено, что Осташева (ранее – З.) И.В. родилась <Дата обезличена> в г. Воркуте Республики Коми.
С 04.08.1989 Осташева И.В. сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>. Рынее Осташева И.В. сохраняла регистрацию по месту жительства по указанному адресу: с 31.03.1982 по 18.08.1982, с 27.07.1983 по 15.08.1984.
Также в указанном жилом помещении с 25.04.1990 сохраняет регистрацию по месту жительства сын истицы – О.М.В. ....
Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей совместной собственности Осташевой И.В. и О.М.В. на основании договора на передачу квартиры в собственность (в порядке приватизации) от 04.12.1998 (запись в БТИ от 04.12.1998).
Осташевой И.В. и О.М.В. дано обязательство о сдаче указанного жилого помещения при предоставлении социальной выплаты.
В период с 1983 года по 1984 год и в период с 1989 года по 2008 год Осташева И.В. осуществляла трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Осташева И.В. являлась получателем пенсии по инвалидности с 22.05.2008 по 31.05.2010 и является таковой с 17.01.2011 по настоящее время.
С 22.05.2008 по 31.05.2010 Осташевой И.В. была установлена инвалидность ... группы по общему заболеванию, с 17.01.2011 по 31.01.2013 – инвалидность ... группы по общему заболеванию.
С 14.02.2013 Осташевой И.В. бессрочно установлена инвалидность ... группы по общему заболеванию. Причина пропуска очередного освидетельствования с 01.02.2013 по 13.02.2013 была признана ФКУ «ГБ МСЭ по РК» уважительной.
25.01.2000 Осташева И.В. обратилась в администрацию МО «Город Воркута» с заявлением о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При принятии Осташовой И.В. на соответствующий учет орган местного самоуправления исходил из наличия у истицы стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью 10 лет 11 месяцев и 12 дней.
Впоследствии на основании заявления от 20.06.2007 Осташова И.В. была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», с составом семьи из двух человек, включая О.М.В.
На основании заявления Осташевой И.В. от 06.10.2011 она была переведена из категории «работающие…» в категорию «инвалиды…» с сохранением даты постановки на учет – 25.01.2000.
Осташова И.В., как житель г. Воркуты, была включена в качестве заявителя в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп и инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…» с датой постановки на учет 25.01.2000.
12.04.2017 Осташова И.В. обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением (рапортом) о предоставлении ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории ... области как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на состав семьи из двух человек (включая О.М.В.).
Учетное дело Осташовой И.В. для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата было направлено в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (правопредшественник ответчика).
Письмом № 03-11-12/5849 от 15.05.2017 Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми уведомило администрацию МО ГО «Воркута» и Осташову И.В. об отсутствии с Осташовой И.В. права на получение социальной выплаты в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ с датой постановки на учет 25.01.2000, поскольку на дату постановки истицы на соответствующий учет 25.01.2000 общий стаж работы истицы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял 10 лет 10 месяцев и 24 дня, что меньше требуемого законодательством 15-летнего общего стажа в работы в таких районах и местностях. Осташовой И.В. было предложено разрешить вопрос о наличии у нее права на получение социальной выплаты с датой постановки на учет 25.01.2000 в судебном порядке.
Несогласие с указанным выводом явилось основанием для обращения Осташовой И.В. в суд с настоящим иском.
Спорные правоотношения сторон регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 № 125-ФЗ. Данным законом установлено, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, на момент постановки Осташевой И.В. на учет 25.01.2000 стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял 10 лет 10 месяц 24 дней. 15-летний стаж работы истца образовался по состоянию на 25.03.2004, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, и принимая во внимание, что по состоянию на 25.03.2004 Осташева И.В. имела 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд пришел к выводу о признании за ней права на получение жилищной субсидии с указанной даты.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, учитывая, что истец каких-либо действий, направленных на необоснованное получение жилищной субсидии не предпринимала, жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, а истец не подавала заявление о принятии ее на учет на получение субсидии с датой постановки на учет 25.03.2004, не может служить основанием для отмены решения, поскольку в момент постановки на учет истец не была поставлен в известность о недостаточности стажа, через непродолжительный период времени после постановки на учет истец приобрела необходимый стаж и исключение ее из очереди не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-