№ 2а-137 (2а-1867/2021)
УИД 35RS0009-01-2021-002987-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2022 года. г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Ботиной В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чащиной Н.А. к администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности,
установил:
Чащина Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1305 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Чащиной Н.А. отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с тем, что образование земельного участка приведет к нерациональному использованию земель общего пользования, а именно ограничит доступ к поверхностному водному объекту – роднику.
Не согласившись с отказом Чащина Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, в утверждении схемы расположения земельного участка; обязать административного ответчика принять решение с соблюдением требований земельного законодательства.
В судебном заседании административный истец Чащина Н.А. заявленные требования поддержала, дополнив, что целью перераспределения земельного участка является увеличение его площади.
Представитель административного ответчика администрации Вологодского муниципального района по доверенности Агафонова Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что в случае перераспределения земельных участков будет ограничен доступ граждан к роднику.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
В частности, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм следует, что целью перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является устранение недостатков в землепользовании, и не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Из пункта 12 статьи 85 ЗК РФ следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, нормы действующего законодательства не содержат ограниченного перечня объектов, которые могут являться землями общего пользования.
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 6 Водного кодекса РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что при перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, по варианту, желаемому истцом, будет ограничит доступ к поверхностному водному объекту – роднику, предназначенному для общего пользования, при этом, каких-либо недостатков в землепользовании, являющихся основанием для перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена не установлено, суд находит обжалуемый отказ соответствующим требованиям законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований Чащиной Н.А. о признании незаконным отказа администрации Вологодского муниципального района в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности принять решение отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья И.Б. Лукьянова
Изготовлено: 17.01.2022.