Решение по делу № 2а-5167/2021 от 30.08.2021

                                                 Дело № 2а-5167/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 октября 2021 г.                                     г. Махачкала

    Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего - судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,

с участием административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" по доверенности ФИО7,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 и ФИО4 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" о признании незаконным уведомления Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании разрешения на строительство двухэтажного жилого дома с мансардой по адресу: РД, <адрес>, и обязании Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" согласовать строительство индивидуального жилого дома этажность:2 с мансардой, на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000051:3, расположенном в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с административным иском к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконным отказа в согласовании разрешения на строительство двухэтажного жилого дома с мансардой по адресу: <адрес>, обязании согласовать уведомление на строительство индивидуального жилого дома.

    В обоснование иска указывается, что истцы являются собственниками земельного участка категории земель: земли населенных пунктов- для индивидуального жилищного строительства, площадью 110 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000051:3, расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке имеется жилой дом.

    В связи с тем, что указанный жилой дом приходит в непригодное для проживания состояние, истцами было направлено уведомление в Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «<адрес>» о планируемом строительстве или реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, л.Батырая, <адрес>, на что им направлено уведомление из Управления архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «<адрес>» об отказе от ДД.ММ.ГГГГ за №Н-181 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садовода дома на земельном участке по следующим основаниям: правилами землепользования и застройки в <адрес>, утвержденными Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ территориальная зона, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:3, была отнесена к Зоне озелененных территорий общего пользования, градостроительным регламентом, установленным для зоны озелененных территорий общего пользования (Р2) не предусмотрена возможность ее застройки и последующей эксплуатации индивидуальными жилыми домами в соответствии с основными видами разрешенного использования.

    С отказом истцы не согласны, считают его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.     Земельный участок предоставлен под строительство индивидуального жилого дома. Все земельный участки в зоне, где находится земельный участок истцов также застроен индивидуальными жилыми домами. Ответчиком не учтено, что земельный участок предоставлен истцам на праве пожизненно наследуемого владения еще до принятия Собранием депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Правил землепользования и землеустройства <адрес>.

    Просит суд признать уведомление МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика согласовать уведомление на строительство индивидуального жилого дома этажность: 2 с мансардой, на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000051:3, расположенном по адресу: <адрес>.

    Извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания     ФИО4 не явилась, об отложении не ходатайствовала.

    В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель административного ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил суд отказать и пояснил, что территориальная зона, в границах которой расположен земельный участок истцов была отнесена к Зоне озелененных территорий общего пользования, в связи с чем

недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000051:3.

    Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.

    В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно частям 8-9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное

исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

    Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

    Пунктом 2 ч. 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ закреплено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    Данное право собственника земельного участка ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за гр.ФИО4 и ФИО2 закреплены построенная к литеру «Е»: комната площадью 15,5 кв.м., кухня площадью 6,5 кв.м., галерея площадью 14,7 кв.м., коридор площадью 2,4 кв.м. и ванная площадью 4,2 кв.м. и переоформлено право пожизненно-наследуемого владения земельным участком площадью 113 кв.м. на право собственности в домовладении по <адрес> изменения: полезная площадь -72,1 кв.м. в том числе жилая площадь 44,3 кв.м.

    На основании указанного постановления Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлены в натуре границы земельного участка, выделенного ФИО4 и ФИО2 для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.

    Площадь земельного участка 113 кв.м. Земельный участок находится по адресу: <адрес>.

    Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:3 находится в общей долевой собственности ФИО3 (ФИО12) М.Я. и ФИО4 по ? доли каждая.

    На основании ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

    Согласно п.2 ч. 2 ст. 6 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «Махачкала» в случае если перечень видов разрешенного использования и/или наименование отдельного вида разрешенного использования, содержащиеся в Правилах застройки, не соответствуют перечню видов разрешенного использования и/или наименованию отдельного вида разрешенного использования, указанных в каком-либо правоустанавливающем или право удостоверяющем документе, выданном в установленном порядке физическому и юридическому лицу до вступления в силу настоящих Правил застройки (свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости, градостроительный план земельного участка, договор купли-продажи или аренды объекта недвижимости и т.п.), не требуется обязательного переоформления указанных правовых документов в целях приведения в соответствие с требованиями настоящих Правил застройки.     Изменение перечня видов разрешенного использования и/или формулировки отдельного вида разрешенного использования производится в добровольном порядке путем внесения изменения в соответствующий документ или путем выдачи нового документа.

    В соответствии с п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

    В силу ч.1 ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

    В соответствии с ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

    Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

    Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Н-181 ФИО8 уведомлена о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим снованиям:

    -правилами землепользования и застройки в <адрес>, утвержденными Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ территориальная зона в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:3 была отнесена к Зоне озелененных территорий общего пользования (Р2);

    -градостроительным регламентом, установленным для зоны озелененных территорий общего пользования (Р2) не предусмотрена возможность ее застройки и последующей эксплуатации индивидуальными жилыми домами в соответствии с основными видами разрешенного использования.

    Таким образом, судом установлено нарушение ответчиком ст. 209 Гражданского кодекса РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

    Более того, судом установлено, что местность, где расположен земельный участок истцов и котором они планируют возвести индивидуальный жилой дом застроена индивидуальными жилыми домами.

    Пунктом 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

    При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

    Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ).

    Между тем, при подготовке Правил землепользования и застройки городского округа "Махачкала» орган местного самоуправления не учел вышеприведенные нормы, вследствие чего территориальная зона "Р2" в данном случае установлена без учета сложившейся планировки территории.

    Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Доказательств того, что в результате использования административным истцом земельного участка и заявленного объекта капитального строительства может возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.

    Более того, судом установлено, что претензий и нарушений прав и интересов третьих лиц действиями истцов не имеется. Указанное подтверждается нотариально удостоверенным согласием соседей истцов ФИО9 и ФИО10

    Следовательно, к моменту разрешения спора в суде, стороной ответчика не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

    Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований по приведенному в оспариваемом уведомлении доводу для уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000051:3, расположенном по адресу: <адрес>.

    Отказ в согласовании документов свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.

    В соответствии с ч. 9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

    При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение (уведомление) Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №Н-181 безусловно нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.

    Истцом также ставится вопрос об обязании ответчика согласовать уведомление на строительство индивидуального жилого дома этажность:2 с мансардой, на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000051:3, расположенном по адресу: <адрес>.

    Вследствие признания обжалуемого уведомления незаконным и его отмены заявление истицы считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.

    Поскольку суд по общему правилу не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия, спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций. С учётом изложенного, суд полагает, что разрешение вопроса об оказании муниципальной услуги в судебном порядке является преждевременным.

    При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению с возложением на административного ответчика Управление архитектуры и градостроительства <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление ФИО3 и ФИО4 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" о признании незаконным уведомления Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании разрешения на строительство двухэтажного жилого дома с мансардой по адресу: РД, <адрес>, и обязании Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" согласовать строительство индивидуального жилого дома этажность:2 с мансардой, на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000051:3, расположенном в <адрес>, удовлетворить частично.

    Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ № Н-181 об отказе в согласовании разрешения на строительство двухэтажного жилого дома с мансардой по адресу: РД, <адрес>.

    Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" повторно рассмотреть заявление ФИО3 и ФИО4 о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000051:3, расположенном по адресу: РД, <адрес>.

    В удовлетворении остальной части иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме через Советский районный суд <адрес>.

    Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                         Токаева З.М

2а-5167/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдуллаева Мадина Якубовна
Якубова Сакинат Гусейновна
Ответчики
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы"
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Токаева Зумруд Магомедпашаевна
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
30.08.2021Регистрация административного искового заявления
30.08.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2021Подготовка дела (собеседование)
21.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее