Дело № 2а - 1398/2016
Решение
именем Российской Федерации
14 декабря 2016 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Пестречинского района РТ Осипова И.Н.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пестречинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по РТ о признании информации размещенной на интернет-странице, запрещенной к свободному распространению на территории РФ,
установил:
Прокурор Пестречинского района РТ обратился в суд с административным исковым заявлением в вышеизложенной формулировке указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере борьбы с распространением запрещенной информации в международной телекоммуникационной сети «Интернет». Находясь в кабинете прокуратуры Пестречинского района РТ по адресу: <адрес>, пользуясь служебным компьютером в корпусе черного цвета, подключенным к информационно - телекоммуникационной сети при помощи сетевого кабеля, была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершенное коррупционное преступление. В ходе проверки установлено, что на сайтах: <данные изъяты> размещены материалы, содержащие информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершенное коррупционное преступление. Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом. Доступ к этим ресурсам был свободен для неограниченного круга пользователей.
В судебном заседание помощник прокурора Осипов И.Н. поддержал административный иск, при этом не согласился с доводами, изложенными в отзыве ответчиком, указав на то, что Управление Роскомнадзора по РТ является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в своем отзыве указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ граждан к ней с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон).
Согласно части 1 статьи 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Нормой ч. 5 ст. 15 названного закона предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 указанного закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 названного закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст.15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч.2 ст.15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских; социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Уголовным законом установлена ответственность соучастников преступления (подстрекателей и пособников), которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника, наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью на ст. 33 УК РФ.
Таким образом, распространение информации, содержащей алгоритм действий по получению и даче взятки, то есть совершению деяний, которые законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием сети Интернет, является подстрекательством и пособничеством к совершению преступления.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере борьбы с распространением запрещенной информации в международной телекоммуникационной сети «Интернет».
Так, находясь в кабинете прокуратуры Пестречинского района РТ по адресу: <адрес>, пользуясь служебным компьютером в корпусе черного цвета, подключенным к информационно - телекоммуникационной сети при помощи сетевого кабеля, была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершенное коррупционное преступление.
В ходе проверки установлено, что на сайтах: <данные изъяты> размещены материалы, содержащие информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершенное коррупционное преступление. Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом. Доступ к этим ресурсам был свободен для неограниченного круга пользователей.
Данные обстоятельства подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и распечаткой интернет - страниц.
Анализ положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Закона позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (в данном случае, информация о пропаганде взяточничестве, за которое предусмотрена уголовная ответственность), является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В административном иске указывается, что вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Таким образом, размещенные на страницах указанных сайтов материалы, направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленных законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно ст.9, п.п.1,6 cт.10,15 Закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к указанным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
Признание тех или иных информационных материалов, направленных на предоставление неопределенному кругу граждан информации о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершенное коррупционное преступление, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством (ФЗ «О противодействии коррупции»), и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Следовательно, системное толкование вышеприведенных норм права в совокупности с обстоятельствами гражданского дела позволяют суду сделать вывод о необходимости признания вышеизложенной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а следовательно исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом, суд не находит оснований для перевода ответчика в категорию третьих лиц, поскольку Управление Роскомнадзора по РТ является федеральным органом исполнительной власти, на которого в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Роскомнадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, возложены функции по созданию, формированию и ведению «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать размещенную на интернет-страницах <данные изъяты> информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Роскомнадзор, <адрес>) для внесения в Единый реестр.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: