Дело № 33-860/2013
Апелляционное определение
г. Тюмень | 13 марта 2013 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: | Лаврентьева А.А. |
судей: | Михеенко К.М. и Жегуновой Е.Е. |
с участием прокурора: | Сипиной С.Ю. |
при секретаре: | Тайшиной Ю.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ишимской межрайонной прокуратуры Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 28 ноября 2012 года, которым постановлено:
«Отказать Ишимскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявления в интересах Гоппа В.Ф. к администрации города Ишима о признании незаконным распоряжения заместителя главы города Ишима от 25.09.2012 года № <.......>-р об отказе Гоппу В.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании администрации города Ишима принять Гоппа В.Ф. и членов его семьи Гопп О.В., Гоппа А.В. на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., Гоппа В.Ф., просившего об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов Гопп В.Ф. с иском к Администрации города Ишима о признании незаконным распоряжения заместителя главы города Ишима от 25 сентября 2012 года №<.......>-р об отказе в принятии Гопп В.Ф. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании ответчика принять Гоппа В.А. и членов его семьи Гопп О.В., Гоппа А.В. на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что Гопп В.Ф. является собственником квартиры №<.......>, расположенной в многоквартирном доме №<.......> по улице <.......>, который заключением межведомственной комиссии от 3 ноября 2011 года №205 признан непригодным для постоянного проживания, в связи с чем Гопп В.Ф. 12 апреля 2012 года обратился в Администрацию города Ишима с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Уведомлением от 23 мая 2012 года №4517 Гоппу В.Ф. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с тем, что в соответствии с ч.3 ст.9 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 года №137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», учет граждан, работающих в организациях бюджетной сферы, ведется по месту их работы. 25 сентября 2012 года заместителем главы города Ишима принято распоряжение за №<.......>-р об отказе Гоппу В.Ф. в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по пп.1 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. Считает отказ незаконным, противоречащим ст.ст.51,52,49 Жилищного кодекса РФ, поскольку основанием для признания истца нуждающимся в жилом помещении является фактическое проживание его самого и членов его семьи в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а именно, непригодном для постоянного проживания.
В судебном заседании помощник Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области Пайцева Н.Н. и истец Гопп В.Ф. поддержали заявление по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчика Администрации города Ишима Сухарева Е.В., действовавшая на основании письменной доверенности от <.......> года (л.д.80), в судебном заседании с заявлением не согласилась, сославшись на то, что истец является работником бюджетной сферы, учёт таких граждан в соответствие с Законом Тюменской области от 7 октября 1999 года №137 осуществляется по месту их работы, иных оснований, таких как признание истца малоимущим, не имеется.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, третьи лица Гопп О.И. и Гопп А.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области.
В апелляционном представлении просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что при разрешении спора суд не применил ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как Гопп В.Ф. проживает в жилом помещении не соответствующем требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. В судебном заседании ответчиком не оспаривался факт нуждаемости истца в жилом помещении, соответственно истец и члены его семьи имеют право состоять в Администрации города Ишима на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом право истца подавать заявление по месту его работы для постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, предусмотренное Законом Тюменской области от 7 октября 1999 года №137, не исключает предусмотренное Жилищным Кодексом Российской Федерации право Гопп В.Ф. обращаться с заявлением о постановке на учёт в орган местного самоуправления по месту своего жительства. Указывает, что не применение судом закона, подлежащего применению, является основанием для отмены незаконного решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора, полагавшего представление удовлетворить, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12 апреля 2012 года Гопп В.Ф. обратился в Администрацию г. Ишима с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.11). Уведомлением директора Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов от 23 мая 2012 года №<.......> (л.д.10) Гоппу В.Ф. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано со ссылкой на то, что учёт граждан, работающих в бюджетной сфере, ведётся по месту их работы. Распоряжением заместителя Главы города Ишима от 25 сентября 2012 года №<.......>-р (л.д.70) заявителю также было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотиву того, что не представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, поданного в интересах Гоппа В.Ф., суд 1 инстанции мотивировал тем, что истец является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако он не подпадает под категорию малоимущих граждан, является работником бюджетной сферы, а потому в соответствии со ст.9 Закона Тюменской области №137 от 7 октября 1999 года вправе состоять на учёте для получения жилого помещения по договору социального найма по месту работы.
С таким выводом суда 1 инстанции согласиться нельзя ввиду неверного применения норм материального права.
Согласно ст.9 Закона Тюменской области №137 от 7 октября 1999 года «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» ведение учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства органами местного самоуправления или их структурными подразделениями в соответствии с их компетенцией. Учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставление им жилья по месту работы в организациях бюджетной сферы осуществляются по решению администрации этих организаций в соответствии с настоящим Законом. Учёт граждан, указанных в пункте "ж" части второй статьи 7 настоящего Закона (работники бюджетной сферы), ведётся по месту их работы.
Между тем, согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключённым ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учёт не по месту своего жительства.
Указанная норма Жилищного кодекса носит диспозитивный характер и предусматривает право гражданина подать заявление о принятии на учёт как не по месту своего жительства (в частности, по месту работы), так и при наличии нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обратиться с заявлением о принятии на учёт в орган местного самоуправления по месту своего жительства. В данном случае федеральный законодатель предусмотрел право выбора гражданина по реализации своих жилищных прав.
Нуждаемость в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусмотрена, в частности, в случае проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ).
Именно указанное обстоятельство и было основанием для обращения истца с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В подтверждение указанного обстоятельства им было представлено заключение межведомственной комиссии от 3 ноября 2011 года №205 о признании жилого помещения, в котором проживает истец со своей семьёй, непригодным для постоянного проживания (л.д.15-16).
В соответствии с п.«к» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в частности, жилищное законодательство.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч.6 ст.76 Конституции РФ).
Статья 9 Закона Тюменской области №137 от 7 октября 1999 года «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» по своему содержанию противоречит ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, при разрешении настоящего спора суд 1 инстанции в соответствии с ч.6 ст.76 Конституции РФ должен был принять за основу указанную выше норму Жилищного кодекса РФ, с учётом которой суду следовало принять решение по делу.
При изложенных обстоятельствах постановленное судом решение не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора, поданного в интересах Гоппа В.Ф., о признании незаконным распоряжения заместителя главы г. Ишима от 25 сентября 2012 года №<.......>-р об отказе в принятии Гоппа В.Ф. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании Администрации г. Ишима принять Гоппа В.А. и членов его семьи Гопп О.В., Гоппа А.В. на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 28 ноября 2012 года отменить и принять по делу новое решение:
«Заявление Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Ишима в принятии Гоппа В.Ф. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Администрацию г. Ишима принять Гоппа В.Ф. и членов его семьи Гопп О.В., Гоппа А.В. на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
Председательствующий:
Судьи коллегии: