Дело № 2-312/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2021 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Шевченко Е.Б.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Турочакского района Хвастуновой Т.А., истца Алексеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай, действующего в защиту прав и законных интересов Алексеевой О.В. к администрации муниципального образования «Турочакский район» о возложении обязанности организовать водоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай, действующий в защиту прав и законных интересов Алексеевой О.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Турочакский район» о возложении обязанности организовать водоснабжение домовладения Алексеевой О.В. по адресу ее проживания в соответствии требованиями действующего законодательства, мотивировав свои требования тем, что по обращению Алексеевой О.В. проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что Алексеева О.В., проживающая по адресу: ул. Береговая, 14 А в с. Кебезень, Турочакского района Республики Алтай не обеспечена холодным водоснабжением, посредством подведения централизованной сети холодного водоснабжения либо обеспечения подвоза воды, что нарушает ее права на качественное, количественное, бесперебойное предоставление коммунальных услуг. По указанному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Турочакский район» внесено представление. Согласно ответа на представление заместителя главы МО «Турочакский район» следует, что для обеспечения водоснабжения указанных улиц имеется муниципальная скважина. Однако, из-за отсутствия водозабора от населения скважина на данный момент законсервирована. Согласно информации главы МО «Кебезенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до настоящего времени в <адрес> жители не обеспечены холодным водоснабжением. Отсутствие холодного водоснабжения нарушает права пенсионера Алексеевой О.В. на качественное, количественное, бесперебойное предоставление коммунальных услуг, что является недопустимым. На основании изложенного прокурор Турочакского района просит суд возложить на администрацию муниципального образования «Турочакский район» обязанность по организации водоснабжения домовладения Алексеевой О.В. по адресу ее проживания: <адрес> Республики Алтай, в соответствии требованиями действующего законодательства, в срок до 01 сентября 2021 г.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Хвастунова Т.А. требования, изложенные в иске, поддержала в полном объеме.
Истец Алексеева О.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Турочакского района поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что на момент рассмотрения дела подвоз холодной воды не организован, для хозяйственных нужд воду берет с реки, а питьевую воду набирает с колонки, до ближайшей колонки 4 километра, приходится просить или нанимать людей. Действительно водозаборная скважина стоит более 10 лет, на данной скважине нет санитарной зоны, не огорожена, данная скважина не законсервирована, а заброшена. Она имеет право на качественное, количественное, бесперебойное предоставление водоснабжения.
Представитель ответчика администрации МО «Турочакский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины уважительности неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в его отсутствие не направил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из анализа положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что из перечня вопросов местного значения сельского поселения исключена организация в границах сельских поселений водоснабжения населения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы местного значения относительно организации в границах сельских поселений водоснабжения населения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений на территориях таких поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416- ФЗ от 07.12.2011) к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 в случае прекращения или ограничения водоснабжения, в том числе из-за ухудшения качества воды в источниках питьевого водоснабжения, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
Согласно ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п. п. 71, 72, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644) в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с данными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3.
Таким образом, обеспечение населения холодной водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей на территории Кебезенского сельского поселения является вопросом местного значения муниципального района.
В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 11.19 СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.
В судебном заседании установлено, что по <адрес> Республики Алтай отсутствует централизованное водоснабжение, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Алексеева О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает <адрес>.
Из пояснений истца Алексеевой О.В., данных ею в судебном заседании, следует, что на указанных улицах проживают семьи, пенсионеры, минимальное расстояние от действующей колонки с пригодной для использования питьевой водой до ее домовладения составляет около 4 километров.
При этом в нарушение приведенных норм федерального законодательства администрацией МО «Турочакский район» подвоз воды гражданам, проживающим по улицам <адрес> и <адрес> в <адрес>, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, не организован.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Турочакского района по обращению жителя <адрес> Алексеевой О.В. проведена проверка исполнения полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части организации в границах Кебезенского сельского поселения водоснабжения населения по <адрес> и <адрес>.
В результате проверки установлено, что жители <адрес> и <адрес> не обеспечены холодным водоснабжением, посредством подведения централизованной сети холодного водоснабжения, а также не осуществляется подвоз воды гражданам указанных улиц, что нарушает права граждан на качественное, количественное, бесперебойное предоставление коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Турочакский район» внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ответ на представление глава МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что для обеспечения водоснабжения указанных улиц имеется муниципальная скважина. Однако, из-за отсутствия водозабора от населения скважина на данный момент законсервирована. По неподтвержденным данным у жителей указанных улиц имеется автономное водоснабжение. В случае необходимости, администрация МО «Турочакский район» готова организовать адресную помощь в доставке воды нуждающимся.
Согласно информации главы МО «Кебезенское сельское поселение» №121 от 24.05.2021 следует, что до настоящего времени в <адрес> и <адрес> жители не обеспечены холодным водоснабжением.
Таким образом, как следует из материалов дела, до настоящего времени требования указанного представления не исполнены, подвоз воды в жилые дома, в том числе в домовладение Алексеевой О.В., находящиеся в <адрес> не организован; меры направленные на обеспечение населения вышеуказанных улиц в с. Кебезень водой надлежащего качества, отвечающей требованиям санитарных правил и норм, не приняты.
Доказательства, свидетельствующие о соблюдении либо устранении ответчиком нарушений действующего законодательства, не представлены.
При этом, суд считает несостоятельным и не нашедшим своего подтверждения информацию, изложенную главой МО «Турочакский район» при рассмотрении представления прокурора в части вопроса исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В судебное заседание не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающие передачу полномочий сельскому поселению по решению вопросов организации водоснабжения Кебезенского сельского поселения.
Таким образом, администрация МО «Турочакский район», как орган местного самоуправления, призвана, полномочна и обязана в соответствии с законодательством Российской Федерации решать вопросы по организации надлежащего холодного водоснабжения на территории Кебезенского сельского поселения, отсутствие водозаборной колонки в радиусе 100 метрах от домов, находящихся в <адрес> и <адрес>, нарушает права граждан, проживающих в этих домах, в том числе Алексевой О.В., на удовлетворение их жизненно важных потребностей в питьевой воде.
Принимая во внимание конституционный принцип самостоятельного решения вопросов местного значения органом местного самоуправления, администрация МО «Турочакский район» вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый для нее способ обеспечения жителей холодной питьевой водой надлежащего качества, как-то путем строительства водопровода, установки водоразборной колонки, либо путем подвоза питьевой воды.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанностей на администрацию МО «Турочакский район» организовать водоснабжение Алексеевой О.В. по адресу ее проживания в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай, действующего в защиту прав и законных интересов Алексеевой О.В., удовлетворить.
На администрацию муниципального образования «Турочакский район» возложить обязанность по организации водоснабжения домовладения Алексеевой О.В. по адресу ее проживания: <адрес>, Республики Алтай, в соответствии требованиями действующего законодательства, в срок до 01 сентября 2021 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2021 г.
Судья К.В. Албанчинова