Дело № 2-3334 (2019)
32RS0027-01-2019-002200-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 04 июля 2019 года
Советский районный суд гор. Брянск в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Беловой О.В.,
с участием истца Гончаровой М.С.,
представителя истца Костюковой Ю.В.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования Егорченковой В.В., Чубко Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой М.С. к Брянской городской администрации о признании садового дома жилым строением, пригодным для проживания, с правом регистрации по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Гончарова М.С. обратилась в суд с иском к Брянской городской администрации о признании садового дома жилым строением, пригодным для проживания, с правом регистрации по месту жительства.
В обоснование иска указывала, что является собственником садового домика и земельного участка, расположенных <адрес>, она и члены ее семьи постоянно проживают в садовом доме, однако зарегистрироваться там не имеют возможности. Отсутствие регистрации по месту жительства лишает ее возможности реализовать свое конституционное право на социальное, медицинское обеспечение. Считала, что садовый дом по своим техническим характеристикам отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригоден для постоянного проживания. Садовый дом является объектом права, изолированным строением, пригодным для постоянного проживания, находится на земельном участке из земель населенных пунктов. Фактически дом имеет все признаки жилого дома и пригоден для постоянного проживания. Произвести регистрацию по месту проживания в доме истец не имеет возможности, так как законодательством не предусмотрено проведение регистрации по месту проживания в нежилых помещениях. Установление данного обстоятельства в судебном порядке позволит истцу реализовать свое право на регистрацию по месту фактического проживания.
Просила суд признать нежилое здание - садовый дом, с кадастровым №..., общей площадью 160 кв.м., назначение: нежилое, расположенный на земельном участке с кадастровым №..., <адрес> – жилым строением, пригодным для постоянного проживания, с правом регистрации по месту жительства.
В судебном заседании истец, представитель истца Костюкова Ю.В., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивали, просили удовлетворить.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования Егорченкова В.В., Чубко Л.Н., в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска.
В судебное заседание не явились представитель ответчика, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.
Дело рассмотрено в отсутствие данных лиц, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дело, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым №..., <адрес>, площадью 1554+/-14 кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения садоводства.
Истец также является собственником нежилого здания – дома, расположенного <адрес>, кадастровый №..., общей площадью 160 кв.м.
Согласно адресной справке истец зарегистрирован по <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности истцу.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Гончарова М.С. указывала на то, что спорное строение является пригодным для постоянного проживания, она намерена реализовать свое право на регистрацию по месту жительства в указанном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, жилые дома функционально предназначены для постоянного проживания граждан. Именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время, отличает жилое помещение от садового, предназначенного для отдыха, временного пребывания. Статус жилого помещение приобретает только с момента соответствующей регистрации в качестве такового в регистрирующем органе.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.
Вопрос о признании жилого дома пригодным либо непригодным для проживания законодательством отнесен к исключительной компетенции межведомственной комиссии в соответствии с пунктом 7 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения (пункт 49 Положения).
Согласно пункту 51 Положения комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения направляет в письменной или электронной форме по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения жилым и пригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией.
Как следует из материалов дела постановлением Брянской городской администрации от 20.11.2018 года № 3580-зп истцу отказано в переводе садового дома в садоводческом обществе <адрес>, в жилое здание с целью использования в качестве индивидуального жилого дома в связи с несоблюдением требований о градостроительной деятельности. Согласно Правилам землепользования и застройки города Брянска, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 № 796, изменение одного вида разрешительного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Вид разрешенного использования земельного участка: для ведения садоводства. Данный земельный участок расположен в границах территории садового общества, проект планировки на который не разрабатывался и не утверждался. Расположение земельного участка не соответствует требованиям технических регламентов СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Указанное постановление принято на основании решения заседания межведомственной комиссии по переводу нежилых помещений в жилые помещения от 26.10.2018 года
Истец Гончарова М.С. не оспаривала отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Сведения из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с бесспорностью не подтверждает пригодность данного дома для постоянного проживания, а представленные истцом доказательства не свидетельствуют о пригодности объекта для постоянного проживания.
До настоящего времени в установленном законом порядке возведенный дом в эксплуатацию не сдан, нарушения градостроительных требований не устранены, оснований полагать, что данное строение является жилым помещением и соответствует обязательным требованиям закона, предъявляемым к жилым помещениям, не имеется.
При указанных обстоятельствах, ссылка на техническое заключение ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 06.09.2018 года, является необоснованной, поскольку выводы специалиста в указанном заключении не имеют для настоящего спора правового значения, так как пригодность помещения для целей проживания определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в указанной области - Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. Исключений из предусмотренных в данном Положении требований закон не содержит.
Требования иска направлены на изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства, подлежащего внесению в государственный кадастр недвижимости и сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, к компетенции суда не относится разрешение вопросов о переводе нежилого помещения в жилое помещение. Принятие соответствующего решения в судебном порядке является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В соответствии со статьями 3, 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Исходя из положений вышеуказанного Закона, регистрация по месту проживания в нежилых помещениях не предусмотрена, поскольку место жительства в понимании статьи 2 абзаца 8 названного Закона - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Факт использования на протяжении длительного времени истцом принадлежащего ей жилого строения без права регистрации проживания, назначение: нежилое, для постоянного проживания, подключенного ко всем необходимым коммуникациям, не является основанием для признания в судебном порядке данного строения пригодным для постоянного проживания, в обход установленной законом процедуры признания помещения пригодным для постоянного проживания и соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещения.
Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, которым абзац 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, а также на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 г. N 13-П также не имеет решающего правового значения при разрешении настоящего дела, не имеет решающего правового значения при разрешении настоящего дела, так как в указанных постановлениях речь идет о праве граждан на регистрацию по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как принадлежащее истцу нежилое здание не признано жилым и пригодным для постоянного проживания, кроме того, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан недействующим с 01.01.2019 года.
Истец имеет постоянную регистрацию в жилом помещении пригодном для постоянного проживания по адресу: следовательно, строение <адрес> не является его единственным местом жительства.
Суд приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гончаровой М.С. к Брянской городской администрации о признании садового дома жилым строением, пригодным для проживания, с правом регистрации по месту жительства, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В.Курнаева
Решение принято в окончательной форме 09.07.2019 года