Решение по делу № 33-13535/2023 от 19.07.2023

Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, № 33-13535/2023

Номер материала(дела), присвоенный судом первой инстанции, 2-1374/2023

УИД 16RS0036-01-2023-001737-64

Учёт № 211г

Судья Самигуллина Г.К.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2023 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гаянова А.Р.,

судей Валиуллина А.Х. и Шафигуллина Ф.Р.,

при ведении протокола помощником судьи Исаевым Х.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 5 июня 2023 года, которым постановлено:

иск Альметьевского городского прокурора удовлетворить.

Обязать ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» и ООО «Татнефтедор» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автодороге Казань-Оренбург-<адрес> Челны-Заинск-Альметьевск, а именно с 0 км + 500 м по 6 км 0 м в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Альметьевский городской прокурор обратился в суд с иском к ООО «Татнефтедор» и ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (далее также ГКУ «Главтатдортранс») в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

Иск мотивирован тем, что автомобильная дорога Казань-Оренбург-<адрес> Челны-Заинск-Альметьевск протяженностью 11,455 км не соответствует требованиям пунктов 3, 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечению дорожного движения».

На проезжей части асфальтобетонного покрытия имеются дефекты в виде трещин, волн, просадков, калейности, сдвиги, разрушения, выбоины, просадки на обочинах, разрушение обочин, в том числе с показателями – ширина 1,5 м, длина 1,5 м, глубина 11 -15 см.

Дорожное полотно на вышеуказанной дороге с 0 км + 500 м по 6 км непригодно для передвижения транспортных средств.

Данное нарушение может привести к дорожно-транспортным происшествиям, при которых ставится под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автодороге Казань-Оренбург-<адрес> Челны-Заинск-Альметьевск, а именно с 0 км + 500 м по 6 км 0м.

Районный суд принял решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителем ГКУ «Главтатдортранс» ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В суде апелляционной инстанции представители истца, ответчиков ООО «Татнефтедор», Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, ГКУ «Главтатдортранс» не возражали о переходе к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.

По результату рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокурором заявлены требования о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автодороге Казань-Оренбург-ст.Калейкино-Набережные Челны-Заинск-Альметьевск, а именно с 0 км + 500 м по 6 км 0 м.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании судебной коллегией поставлен на обсуждение вопрос о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства в соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года .... «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закреплённого частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьёй 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет своё нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объёме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определённых в законе.

Между тем из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряжённым исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделённых публично-властными полномочиями.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 28-П указано, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и, тем самым, обеспечивать справедливость судебного решения.

Таким образом, вид применяемого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

По смыслу приведённых предписаний федерального законодателя, суд в случае установления невозможности рассмотрения заявления в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства с применением норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Учитывая изложенные нормы закона, их официальное разъяснение и толкование, а также характер заявленных истцом требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное дело по апелляционной жалобе ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» не может быть рассмотрено по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства с передачей дела на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам.

Руководствуясь частью 3 статьи 33.1, статьями 199, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛ:

Перейти к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.

Передать дело с апелляционной жалобой ГКУ «Главтатдортранс» на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 5 июня 2023 года в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 5 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-13535/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Альметьевский городской прокурор
Ответчики
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ
ООО Татнефтедор
ГКУ Главтатдортранс
Другие
ОГИБДД отдела МВД России по Альметьевскому району
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
28.07.2023Передача дела судье
28.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее