Дело № 2а-264(1)/2020
УИД: 64RS0030-01-2020-000353-85
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области
в составе председательствующего судьи Артюх О.А.,
при секретаре Туновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Саратовской области к Тарасову Олегу Юрьевичу о взыскании обязательных платежей
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 5 по Саратовской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тарасову О.Ю. о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 5 по Саратовской области стоит в качестве налогоплательщика Тарасов О.Ю., который обязан уплачивать законно установленные налоги.
По данным регистрирующих органов налогоплательщик владел объектами налогообложения, по которым произведен расчет имущественных налогов: транспортные средства: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: №: №, год выпуска 2009, дата регистрации права 12 ноября 2014 года. Недвижимое имущество: квартира, адрес: <адрес>, 3, 518, кадастровый №, площадь 46,30, дата регистрации права 28 мая 2013 года, дата утраты права 21 октября 2014 года.
Налоговым органом произведен расчет налогов, подлежащих уплате Тарасовым О.Ю. за 2014, 2017 год. Транспортный налог 2017 год: 200 л.с. (количество лошадиных сил) х налоговая ставка 50,00 х количество месяцев владения в году 12/12=<данные изъяты>. Налог на имущество 2014 год: налоговая база <данные изъяты> х доля в праве 1/5 х налоговая ставка 0,10% х количество месяцев владения 9/12 = <данные изъяты>.
Налоговым органом в отношении Тарасова О.Ю. выставлено требование (я) от 04 декабря 2018 года № 137998, от 21 января 2019 года № 1302 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пени в общей сумме <данные изъяты>, в том числе налог <данные изъяты>, пени <данные изъяты>. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Межрайонная ИФНС России № 5 по Саратовской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Тарасова О.Ю. к мировому судье судебного участка № 2 Ртищевского района.
Мировым судьей судебного участка № 2 Ртищевского района от 20 февраля 2020 года вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Тарасова О.Ю..
Административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей с Тарасова О.Ю. и взыскать с Тарасова О.Ю. в свою пользу задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2014 год: налог в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, а всего на общую сумму <данные изъяты>.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Тарасов О.Ю., будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
На основании ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно п.1 ч.1, ч.5 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п.п. 9, 14 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, предъявлять иски в суды общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели- как мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах.
Налоговые ставки, в соответствии с ч.1 ст.361 НК РФ утверждаются законами субъектов федерации, в данном случае ст.2 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО.
Пунктом 2 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 НК РФ).
В соответствии со ст.404 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогооблажения как его инвентарная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года (для субъектов РФ не принявших решение о порядке исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости).
В соответствии ч п.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы. В соответствии с п.4 ст.406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умножено на коэффециент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогооблажения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или Севастополя), в пределах, установленных НК РФ.
В силу требований ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из смысла ст. 75 НК РФ, в случае несвоевременной уплаты налога, сбора, налогоплательщик уплачивает пени, которые начисляются помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случае, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6. ст. 58 НК РФ).
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В судебном заседании установлено, что Тарасов О.Ю., состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Саратовской области в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги.
По данным регистрирующих органов налогоплательщик владел объектами налогообложения: транспортные средства: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>: №, год выпуска 2009, дата регистрации права 12 ноября 2014 года. Недвижимое имущество: квартира, адрес: <адрес>, 3, 518, кадастровый №, площадь 46,30, дата регистрации права 28 мая 2013 года, дата утраты права 21 октября 2014 года, по которым произведен расчет имущественных налогов.
Налоговым органом в соответствии с п.3 ст.52 НК РФ произведен расчет налогов, подлежащих уплате Тарасовым О.Ю. за 2014, 2017 год. Транспортный налог 2017 год: 200 л.с. (количество лошадиных сил) х налоговая ставка 50,00 х количество месяцев владения в году 12/12=<данные изъяты>. Налог на имущество 2014 год: налоговая база <данные изъяты> х доля в праве 1/5 х налоговая ставка 0,10% х количество месяцев владения 9/12 = <данные изъяты>.
Налоговым органом в отношении Тарасова О.Ю. выставлено требование (я) от 04 декабря 2018 года № 137998, от 21 января 2019 года № 1302 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пени в общей сумме <данные изъяты>, в том числе налог <данные изъяты>, пени <данные изъяты>. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 1,2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Срок исполнения по требованию истек, однако задолженность по налогу и пени до настоящего времени административным ответчиком не погашена.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Статьей 48 НК РФ регламентирован порядок обращения налогового органа в суд о взыскании задолженности по налогам и сборам.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган по месту жительства физического лица, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает <данные изъяты>, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила <данные изъяты>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <данные изъяты>.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила <данные изъяты>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п. 6 ст. 289 КАС РФ суд, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, законодателем возложена обязанность на суд, проверять соблюдение срока на обращение в суд без заявления стороны в споре.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из анализа изложенных норм законодательства и представленных административ -
ным истцом доказательств следует, что налоговый орган с заявлением о взыскании с Тарасова О.Ю. задолженности в общей сумме <данные изъяты> вправе обратиться в суд в течении шести месяцев со дня истечения срока (до 01 марта 2019 года) исполнения требования № 1302 от 21 января 2019 года об уплате налога, пени, т.е. до – 01 сентября 2019 года включительно.
Межрайонная ИФНС России №5 по Саратовской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Тарасова О.Ю. к мировому судье судебного участка № 2 Ртищевского района.
Мировым судьей судебного участка №2 Ртищевского района от 20 февраля 2020 года вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Тарасова О.Ю..
Между тем, с настоящим иском Межрайонная ИФНС России № 5 по Саратовской области обратилась в суд 10 апреля 2020 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Таким образом, судом установлено, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пени, налогу на имущество и пени.
Поскольку предусмотренный ч. 2 ст. 286 КАС РФ шестимесячный процессуальный срок обращения налогового органа в суд с административным иском к Тарасову О.Ю. о взыскании обязательных платежей истек, при этом административным истцом не представлено суду достаточных доказательств уважительности причин пропуска срока, суд считает необходимым отказать административному истцу в восстановлении срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу с Тарасова О.Ю..
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требованиях Межрайонной ИФНС России № 5 по Саратовской области к Тарасову О.Ю. о взыскании обязательных платежей.
Руководствуясь ст.ст.175-180,186, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Саратовской области к Тарасову Олегу Юрьевичу о взыскании обязательных платежей - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись