84RS0001-01-2021-000623-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Дудинка 25 октября 2021 года
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи А.А.Калмыкова,
при секретаре Гришановой Е.А.,
с участим прокурора Гребенюк А.И.,
представителя ответчиков – ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7», Управления образования администрации ТДН района Тлехугова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-463 по иску прокурора Таймырского района к ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7», Управлению образования администрации ТДН района, администрации ТДН района о понуждении к принятию мер по обеспечению охраны учреждения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Таймырского района обратился в суд с иском к ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7» (далее – ответчик, школа), указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности школы, в ходе которой установлены многочисленные нарушения. По изложенным в иске основаниям просит суд обязать ответчика ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7»в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учреждение охраной: сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации либо военнизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить образовательное учреждение стационарными или ручными металлоискателями. Обязать Управление образования администрации ТДН района в целях выполнения указанных мероприятий выделить школе финансирование для исполнения решения суда в течение 6 месяцев.
В судебном заседании прокурор Гребенюк А.И. заявленные исковые требования полностью поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков - ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7» и Управления образования Тлехугов Т.А. в судебном заседании полностью поддержал поданные возражения на иск, в которых ответчиками указано, что на настоящий момент денежные средства для выполнения требуемых прокурором мероприятий в смете ответчика не предусмотрены, дополнительные расходы на обеспечение указанных мероприятий согласованы на 2022 год. Исполнение требований прокурора возможно не позднее истечения 2022 финансового года.
Привлеченная к участию в деле в качестве соответчика администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в письменных возражениях просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку именно ответчик – Управление образования, как главный распорядитель средств районного бюджета обязан обеспечить финансирование образовательного учреждения в части антитеррористической защищенности. Также указывает на отсутствие признаков незаконного бездействия. Просит суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч.2 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч.1 ст.41 Закона РФ № 273-ФЗ, установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно представленной в деле копии Устава ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7», ответчик является образовательной организацией, в форме казенного учреждения, находящимся в собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, подведомственной и подконтрольной Управлению образования администрации ТДН района, основным предметом деятельности которой является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ. В соответствии с п.1.13 Устава, ответчик, в числе прочего, несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников организации во время образовательного и воспитательного процессов.
Согласно п.4 ч.2 ст.5 Закона РФ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, Правительство РФ, в числе прочего, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года, утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – требования); а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 17 Требований, в числе прочего, установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18 Требований).
В соответствии с отдельными положениями указанных требований, предусмотрено обязательное проведение обследования образовательных учреждений с последующим категорированием опасности объектов, по результатам которых в обязательном порядке специальной комиссией составляется паспорт безопасности объекта.
Как следует из представленной суду в материалы дела копии паспорта безопасности ответчика, учреждению присвоена 3 категория опасности объекта (территории).
Согласно п.25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Вместе с тем, как следует из представленных суду материалов, в нарушение указанных требований законодательства в образовательном учреждении отсутствуют охранники, оборудованное помещение для охраны, контрольно-пропускные пункты, стационарные и ручные металлоискатели.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в деле копией информации ОВО по ТДН району от 08.06.2021 года, представленной в прокуратуру района по результатам проведенной проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений г.Дудинка, а также актом проверки антитеррористической защищенности от 19.05.2021 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что предъявленные прокурором к ответчику - образовательному учреждению исковые требования, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При этом, в соответствии с п.2.4, 2.7 Положения об управлении образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного Решением Таймырского районного Совета депутатов № 03-043 от 27.06.2019 года, в число основных задач Управления входят, в числе прочих, планирование, организация деятельности муниципальных учреждений, подведомственных Управлению (далее - подведомственные муниципальные организации, муниципальные образовательные организации); осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств районного бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Управления образования и подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Управление, в соответствии с возложенными на него задачами, создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных организаций, муниципальных образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий (п.3.1 Положения).
Таким образом, финансирование мероприятий по обеспечению требований антитеррористической защищенности подведомственных образовательных учреждений, возложено на Управление образования администрации ТДН района.
При этом, в соответствии с п.32 Требований, контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов подведомственных учреждений образования требованиям законодательства об антитеррористической защищенности.
В соответствии с п.6.1 и п.11 ч.1 ст.15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым принятие решения о понуждении Управления образования администрации ТДН района, как главного распорядителя бюджетных средств, а также администрации ТДН района, как органа местного самоуправления муниципального района, выступающего собственником образовательного учреждения, к финансированию мероприятий по его антитеррористической защищенности.
Определяя срок выполнения требований прокурора, суд принимает во внимание пп «е» п.11 Требований, предусматривающий, что перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий определяются с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Из представленной копии паспорта безопасности, датой его актуализации является 27.01.2020 года.
Суд отмечает, что выполнение ответчиками требований прокурора сопряжено со значительными организационными и материальными затратами, а также обусловлено особенностями получения бюджетных средств на реализацию указанных мероприятий. Поэтому, требуемый прокурором шестимесячный срок устранения нарушений суд признает не отвечающим требованиям исполнимости.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым установить ответчикам срок, соответствующий положениям пп «е» п.11 Требований, составляющий 2 финансовых года, следующих за годом категорирования объекта, то есть до 31.12.2022 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Таймырского района удовлетворить.
Обязать ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7» в срок до 31.12.2022 года:
- обеспечить учреждение охраной: сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации либо военнизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
- оснастить образовательное учреждение стационарными или ручными металлоискателями.
Обязать Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в срок до 31.12.2022 года выделить финансирование ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7» на выполнение мероприятий по обеспечению охраны, оборудованию входов постами охраны, оснащение металлоискателями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, то есть с 01.11.2021 года, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд.
Судья А.А.Калмыков
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2021 года