Решение по делу № 21-1220/2022 от 10.11.2022

№ 21-1220/2022

УИД 38RS0024-01-2022-004027-54

решение

12 декабря 2022 года                                                                                   г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО3, с учетом дополнений к ней, на постановление главного государственного инспектора города Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 от 9 сентября 2022 года № 2-8-18-114 и решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора города Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 от 31 мая 2022 года № 2-8-18-114 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 28 июня 2022 года постановление должностного лица отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Постановлением главного государственного инспектора города Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 от 9 сентября 2022 года № 2-8-18-114 ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от                     25 октября 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ФИО3 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, с учетом дополнений ней, защитник ФИО3 просит об отмене состоявшихся по делу актов. В обоснование доводов жалобы указывает на процессуальные нарушения при фиксации события административного правонарушения; на неправильное применение положений пунктов 73, 234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; на отсутствие состава административного правонарушения; на недоказанность наличия сухой растительности в полосе отвода железной дороги; на не оглашение полного текста решения судьи городского суда в день рассмотрения жалобы и изготовление его с нарушением установленного законодательством трехдневного срока. Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек на момент вынесения постановления должностным лицом.

Законный представитель ОАО «РЖД» ФИО4, защитник ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.

В судебном заседании защитники ФИО3, ФИО6, ФИО7 доводы жалобы поддержали.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району ГУ МЧС России по Иркутской области № 2-8-18-114, материалы дела Усольского городского суда Иркутской области № 12-266/2022, проанализировав доводы жалобы, с учетом дополнений к ней, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года                      № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральный закон от 22 июля2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Правила пожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 73 указанных Правил руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Согласно пункту 234 названных Правил полосы отвода и охранные зоны железных дорог (в том числе переведенных на консервацию) должны быть очищены от валежника, порубочных остатков и кустарника (за исключением деревьев и кустарников, отнесенных к художественно-ландшафтному оформлению дорог и сооружений, а также к защитным лесополосам), шпал железнодорожных деревянных отработанных и бракованных, а также других горючих отходов. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода.

В полосах отвода и охранных зонах дорог, а также на участках железнодорожных путей и автомобильных дорог не разрешается выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, а также горящие окурки и спички во время движения железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта.

    Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 18 апреля 2022 года в 17 часов 51 минуту в 56 ПСЧ (по охране города Усолье-Сибирское) 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Иркутской области поступило сообщение о горении сухой растительности по адресу: Усольский район, Тайтурское муниципальное образование, район железнодорожной станции Заимка.

При визуальном обследовании данного земельного участка, проведенного 18 апреля 2022 года с 19 часов 30минут до 20 часов 30 минут и 19 апреля 2022 года с 13 часов 00 минут до 13 часов 30 минут, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не обеспечена очистка объекта защиты (полосы отвода железной дороги) от сухой растительности, полоса отвода железной дороги не очищена от кустарника и отработанных деревянных шпал, что является нарушением пунктов 73, 234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.

В ходе предварительной проверки и визуальном осмотре места пожара установлено, что горение сухой растительности происходило в границах полосы отвода железной дороги, на земельном участке с кадастровым номером 38:16:000003:181, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также земли для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, местоположение: Иркутская область, Усольский район, относительно железнодорожного пути с 5086 км. 400 м. до 5095 км. 400 м. в границах Черемховской дистанции пути. Земельный участок передан в аренду ОАО «РЖД».

Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о нарушении требований пунктов 73, 234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, и привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами, которые согласуются между собой: протоколом об административном правонарушении от 28 июля 2022 года, фототаблицей с места пожара, объяснениями главного инженера ФИО8 и другими материалами дела.

Вопреки доводам жалобы процессуальные нарушения при фиксации события административного правонарушения не допущены. Протокол об административном правонарушении и фотоматериалы к нему, фиксирующие наличие сухой растительности в полосе отвода железной дороги, соответствуют требованиям статей 28.2 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главный государственного инспектора города Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору ФИО2 пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доказанности вины общества в его совершении.

В связи с этим, доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения являются ошибочными.

Вопреки доводам жалобы должностным лицом и судьей городского суда правильно применены положения пунктов 73 и 234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Постановление должностного лица и решение судьи городского суда соответствуют положениям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья городского суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установил все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения и обоснованно согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, поскольку факты нарушения требований пожарной безопасности установлены и материалами дела подтверждаются.

В ходе рассмотрения данного дела об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушениях. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Все доводы жалобы о том, что ОАО «РЖД» не является субъектом административного правонарушения, не влекут отмену состоявшихся по делу актов, поскольку очистка полосы отвода железной дороги от сухой растительности является обязанностью арендатора земельного участка - ОАО «РЖД».

Таким образом, судьей городского суда дана правильная оценка имеющимся в деле доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а доводы поданной в Иркутский областной суд жалобы, с учетом дополнений к ней, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.

Данных, подтверждающих доводы о том, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление, в нарушение части 1 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение не оглашалось, материалы дела не содержат и заявителем также не представлено.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о пожарной безопасности.

Административное правонарушение совершение 18 апреля 2022 года, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено ОАО «РЖД» должностным лицом с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере, установленном санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление главного государственного инспектора города Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 от 9 сентября 2022 года № 2-8-18-114 и решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО3, с учетом дополнений к ней – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                                                                                          М.А. Ткачук

21-1220/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Агафонов Михаил Сергеевич
Волков Антон Владимирович
Лиханов Сергей Александрович
Рожнова Анна Михайловна
Суд
Иркутский областной суд
Статьи

20.4

Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
11.11.2022Материалы переданы в производство судье
12.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022Дело оформлено
13.12.2022Дело передано в экспедицию
12.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее