В окончательной форме решение изготовлено 29.12.2023 года
Дело № 2-794 /2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года г. Туринск
Туринский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.В.,
При участии представителя истца Волковой Л.Г.; представителя ответчиков Туринского городского округа в лице Комитета по управлению имуществом, Администрации Туринского городского округа: Неймышевой О.А., представителя соответчика Фабричное сельское управление Администрации Туринского городского округа Рычковой Н.И.
при секретаре: Урвановой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Сутормина Петра Александровича к Туринскому городскому округу в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Туринского городского округа, Администрации Туринского городского округа, Фабричному сельскому управлению Администрации Туринского городского округа о признании незаконным постановления, восстановлении в ведомственной целевой программе,
У С Т А Н О В И Л:
Сутормин П.А. обратился в суд с исковым заявлением к Туринскому городскому округу в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Туринского городского округа, Администрации Туринского городского округа, Фабричному сельскому управлению о признании незаконным постановления, восстановлении в ведомственной целевой программе.В обоснование заявленных исковых требований указал, что Постановлением Администрации Туринского городского округа № 1116-ПА от 28.07.2023 «Об исключении из участников ведомственной целевой программы Сутормина П.А., постановлено: исключить из участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» Сутормина П.А..
С данным постановлением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа №-р Сутормин П.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году и признан нуждающимся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Туринского городского округа №-ПА он был признан участником ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» как гражданин подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Просит признать постановление Администрации Туринского городского округа № 1116-ПА от 28.07.2023 года незаконным и не обоснованным; восстановить его в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела истец дополнил заявленные исковые требования: просит также признать незаконным и не обоснованным распоряжение Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа № 40-р от 17.11.2023 года о снятии его семьи с учета, в качестве нуждающегося, восстановить его на учет составом семьи из 4 человек: очередник, дочь Сутормина С.П. и внучки ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явился, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял, направил представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Суду пояснила, что Сутормин П.А. выехал с адреса: <адрес> снялся с регистрационного учета. Также с регистрационного учета снялась его дочь. Он вместе с дочерью и внуками проживает по адресу <адрес> вместе со своей женой Грибовой З.К..
Представитель ответчика Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что истец Сутормин П.А. проживал на условиях социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено ему и членам его семьи, в числе которых были указаны Грибова З.К., дочь Сутормина С.П. и внучки ФИО9, ФИО3. В ДД.ММ.ГГГГ года Грибовой З.К. было предоставлено на условиях социального найма иное жилье по адресу: <адрес>, после чего Сутормин П.А. написал заявление и выехал на проживание в квартиру Грибовой З.К.. По его заявлению в доме по адресу: <адрес> была отключена электроэнергия. Его дочь Сутормина С.П. с детьми ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в этом доме на тот момент уже не проживали. Сутормина С.П. без оформления документов еще в ДД.ММ.ГГГГ году приобрела дом в <адрес> и с того периода времени проживает там с семьей без регистрации по месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ года дети Суторминой С.П. не проживают в <адрес>, а проживают с бабушкой в <адрес>. В сельском населенном пункте ежегодно проводится поквартирный обход и в похозяйственные книги вносится информация о проживающих на территории сельского поселения лицах, вне зависимости от их регистрации по месту жительства. Снятие Сутормина П.А. с учета в качестве нуждающегося осуществлено по решению жилищной комиссии, поскольку Сутормин П.А. больше не является нуждающимся в жилом помещении после получения Грибовой З.К. жилья.
Представитель ответчиков Комитета по управлению имуществом Администрации Туринского городского округа, Администрации Туринского городского округа просила об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суду пояснила, что истцом обжалуется постановление Администрации Туринского городского округа на которую возложена обязанность по проверке обоснованности включения в списки на получение субсидии участников ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Сутормин П.А. был включен в программу как гражданин подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При проверке списков было установлено, что Сутормин П.А. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, он был исключен из списка. Комитет по управлению имуществом, является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял.
С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Исследовав представленные суду доказательства и доводы сторон, суд приходит к следующему.
Одной из мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7 статьи 17 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Данные Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками процессных мероприятий в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году (пункт 6 Правил).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (пункт 11 Правил).
Согласно подпункту "г" пункта 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Согласно удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ Сутормин П.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа №-р Сутормин П.А. составом семьи из 5 человек был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в жилом помещении с составом семьи Грибова З.К. дочь Сутормина С.П. и внучки ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года( л.д.11).
Распоряжением Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сутормин П.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( л.д.12)
Постановлением Администрации Туринского городского округа №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ Сутормин П.А. признан участником ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС( л.д.12).
Постановлением Администрации Туринского городского округа № 1116-ПА от 28.07.2023 «Об исключении из участников ведомственной целевой программы Сутормина П.А.», Сутормин П.А. исключен из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ ( л.д.7).
Распоряжением Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа № 40-р от 17.11.2023 года «о снятии с учета в качестве нуждающегося» Сутормин П.А. с семьей снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно пункту 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила), для участия в ведомственной целевой программе граждане из категории лиц, указанных в пункте 5 настоящих Правил подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии на обработку персональных данных с приложением, указанных в Правилах документов.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что органы местного самоуправления, осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил, по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
В соответствии с пунктом 26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список), утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы. Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников ведомственной целевой программы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено право участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Исходя из этого, на Туринский городской округ как орган местного самоуправления в лице Администрации Туринского городского округа, обладает правом по формированию сводного списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году и утверждение его, и тем самым полномочия по исключению из указанного списка лиц, переставших быть нуждающимися в жилом помещении.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом, истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в момент проживания в доме по адресу: <адрес> по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Лицами, обладающими право на вселение были указаны жена Грибова З.К., дочь Сутормина С.П. и внучки ФИО9, ФИО3 ( л.д.85-86).
Исходя из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого помещения в котором он проживал н6а тот момент по адресу: <адрес>составляла 41,3 кв.м. ( л.д.57-58).
Согласно справки Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении адреса: <адрес> были зарегистрированы Сутормин П.А., Грибова З.К. дочь Сутормина С.П. и внучки ФИО9, ФИО3( л.д.55).
В дальнейшем, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ из членов семьи исключена Грибова З.К. ( л.д.87)
Из справки Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении адреса: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы Сутормин П.А., дочь Сутормина С.П. и внучки ФИО9, ФИО3(л.д.10), та же информация отражена в справки ОМВД России по <адрес> (л.д. 46).
Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Грибовой З.К. по договору социального найма была предоставлена квартира по адресу
<адрес> общей площадью 36.8 кв.м.( л.д. 42-43).
ДД.ММ.ГГГГ Грибова З.К. и Сутормин П.А. зарегистрировали брак (л.д. 40).
Дополнительным соглашением к договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в члены семьи нанимателя Грибовой З.К., которые могут быть вселены в предоставленное ей жилое помещение внесены Сутормин П.А. дочь Сутормина С.П. и внучки ФИО9, ФИО3 (л.д.116).
Таким образом, общая площадь двух жилых помещений занимаемых семьей Сутормина П.А. составом семьи в пять человек по договорам социального найма составила 41,3+36,8 кв.м.= 78.1 кв.м., то есть на каждого из зарегистрированных членов семьи приходилось по 15.62 кв.м..
То есть на дату вынесения Постановления Администрации Туринского городского округа № 1116-ПА от 28.07.2023 об исключении из Сутормина П.А., из участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» истец нуждающимся в жилом помещении не являлся.
Как поясняла в судебном заседании представитель Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Сутормин П.А. выехал из предоставленного ему как нанимателю жилого помещения по адресу: <адрес> жилое помещение по адресу <адрес> весной ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ АО Свердловский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» электроэнергия по адресу: <адрес> отключена ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное, представителем истца Сутормина П.А., не оспаривается.
Как следует из справки Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, Сутормин П.А. снялся с регистрационного учета в жилом помещении адреса: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировался по адресу <адрес>.
Указанное, суд расценивает как выезд истца из дома по адресу: <адрес> на постоянной основе.
В силу ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На дату ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу <адрес> общей площадью 36,8 кв.м. проживали и были зарегистрированы наниматель Грибова З.К. и её супруг Сутормин П.А..
Поскольку истец Сутормин П.А. выехал на постоянное место жительства по адресу: <адрес>, он тем самым расторг договор социального найма по адресу: <адрес> <адрес>.
В свою очередь в жилом помещении по адресу: <адрес>, осталась зарегистрированной семья дочери истца Суторминой С.П.: Сутормина С.П. и её дочери ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справками Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.141,142).
То есть, основным нанимателем по жилому дому по адресу: <адрес> момента выезда истца стала Сутормина С.П..
Вопрос о нуждаемости Суторминой С.П. её дочерей ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в данном гражданском деле не разрешается.
Сутормина С.П. каких-либо заявлений о признании её нуждающейся в жилом помещении в Фабричное сельское управление Администрации Туринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ не подавала.
Доводы представителя истца относительно того, что Сутормина С.П. и её дочери ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются членами семьи Сутормина П.А. и должны учитываться при определении его нуждаемости в жилом помещении для восстановления его в качестве участника ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и после вселения в жилое помещение Грибовой З.К., суд полагает несостоятельными.
Так, жилищные права и обязанности членов семьи возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), другими федеральными законами и правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как следует из указанных выше доказательств, Сутормин П.А., выехав из жилого дома адреса: <адрес> снявшись в нём с регистрационного учета, прекратил совместное проживание с лицами зарегистрированными в нём, то есть с дочерью и внучками.
Кроме того, из представленных суду похозяйственных книг Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа следует, что дочь истца: Сутормина С.П., а дальнейшем и её дочери ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ года не проживали по адресу их регистрации, а фактически жили по адресу: <адрес>
Из похозяйственных книг и справок МАОУ Фабричная средняя общеобразовательная школа от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживают в <адрес> проходят обучение в МАОУ Фабричная средняя общеобразовательная школа.
В похозяйственных книгах за ДД.ММ.ГГГГ год, имеется отметка об их убытии в <адрес>.
Из нотариального согласия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сутормина С.П. оформила на имя ФИО3 согласие на осуществление ряда действий в интересах своих детей.
Доводы представителя истца относительно того, что похозяйственные книги не могут рассматриваться в качестве доказательств по делу основаны на неверном толковании закона.
Так, в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. № 83, строения, расположенные в сельской местности, административно подчиненной поселковым или городским Советам депутатов трудящихся, в порядке настоящей Инструкции не регистрируются.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. № 136 государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности, в том числе и в сельской местности, стал осуществляться по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
Согласно п. 2.3 Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 года № 380, основанием для регистрации жилых домов в сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) являлись подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, подтверждающие право собственности на строения.
Согласно Закона РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящихся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, утвержденной Приказом МКХ РСФСР 21 февраля 1968 года установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали.
Запись в похозяйственной книге признавалась регистрацией права собственности, исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, данные книги использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, на землях совхоза, выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги.
Требование о ведении похозяйственных книг сохранено и в действующем законодательстве РФ. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах сельских Советов. Следовательно, выписки из похозяйственной книги являются правоподтверждающими документами.
Доказательств того, что в похозяйственные книги внесены искаженные сведения, суду не представлено, записи в похозяйственных книгах, никем не оспорены, а, следовательно, юридически действительны.
Исходя из этого, оснований для признания Суторминой С.П. её дочерей ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членами семьи нанимателя Сутормина П.А. в рамках ч. 1 ст. 69 ЖК РФ не имеется, тем более, что истец нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> не является. Основным нанимателем указанного жилого помещения является Грибова З.К..
Не является таковым и тот факт, что Сутормина С.П. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась по адресу <адрес>, а также то, что ею ДД.ММ.ГГГГ совершены действия по регистрации по тому же адресу своих детей ( л.д. 160-161), поскольку регистрация является административным актом и носит уведомительный характер. Доказательств фактического вселения Суторминой С.П. с детьми в жилое помещение по адресу <адрес>, суду не представлено.
В любом случае, на дату оспариваемого истцом распоряжения Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа № 40-р от 17.11.2023 года о снятии Сутормина П.А. и его семьи с учета в качестве нуждающегося, площадь жилого помещения по адресу <адрес> на троих зарегистрированных лиц составляла 36,8 кв.м., что более учетной нормы на одного человека.
В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА Администрации Туринского городского округа учетная норма площади жилого помещения исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека, а норма предоставления не менее 12 кв.м. на каждого члена семьи.
Таким образом, Сутормин П.А. перестал быть нуждающимся в жилом помещении с момента расторжения договора социального найма путем выезда из жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ года и вселения в жилое помещение по адресу <адрес>, где проживал с этого периода времени совместно с основным нанимателем Грибовой З.К..
При этом Грибова З.К., как в тот период, так и в настоящее время с заявлением о признании её и её семьи нуждающейся в жилом помещении не обращалась.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из этого, суд не находит оснований для признания распоряжения Фабричного сельского управления Администрации Туринского городского округа № 40-р от 17.11.2023 года о снятии Сутормина П.А. с учета в качестве нуждающегося незаконным и тем самым истец не может являться лицом имеющим право на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»
Исходя из чего, вопреки позиции истца, Постановление Администрации Туринского городского округа № 1116-ПА от 28.07.2023 « Об исключении из участников ведомственной целевой программы Сутормина П.А., является законным и обоснованным, а действия направленные на ухудшение его жилищных условий, путем регистрации в занимаемом им и его супругой Грибовой З.К. жилом помещении по адресу: <адрес>, в период рассмотрения дела дополнительных лиц, суд расценивает как злоупотребление правом, поскольку полагает их направленными на искусственное создание условий по получению Суторминым П.А. выплат по программе.
Какие действия Комитета по управлению имуществом Администрации Туринского городского округа оспариваются истцом ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного слушания указано не было.
Исходя из изложенного, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловской областной суд через Туринский районный суд.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом, вынесшим решение, по заявлению этого лица, поданного одновременно с апелляционной жалобой.
Не использование лицами, участвующими в деле, право на апелляционное обжалование может послужить препятствием для пересмотра решения в кассационном порядке.
Председательствующий судья: подпись
Копия верна:
Судья: Е. В. Сергеева
Секретарь: