Дело № 2- 3040/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 года г. Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Андреевой И.С.,
при секретаре Корчагиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловой В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в *** о включении периодов в стаж для назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Маслова В.В. (далее – Истец) обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в *** (далее – Ответчик) о включении периодов в стаж для назначении досрочной страховой пенсии, указав в обоснование иска, что в настоящее время работает в *** в должности ***. ***г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Рассмотрев заявление Истца от ***. о назначении пенсии, Управление от *** №*** в назначении пенсии Масловой В.В. отказало в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. С указанным решением комиссии Истец не согласна, полагает, что Ответчик необоснованно исключил из требуемого стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы, а также периоды нахождения в учебных отпусках. На основании изложенного, просит суд обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в *** включить Масловой В.В. в специальный (***) стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от *** периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***, а также периоды нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы : с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с ***. по ***; с ***. по ***; с *** по *** Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с ***
Истец Маслова В.В. в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца Суна О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные описательной части решения.
Представитель ответчика Гапоненко О.К. в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что Истица *** обратилась с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) Рассмотрев заявление о назначении пенсии, решением Управления от *** №*** в назначении пенсии Масловой В.В. было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Документально подтвержденный стаж на соответствующих видах работ по *** составил ***, при требуемом не менее 30 лет. Дата регистрации Масловой В.В. в системе государственного пенсионного страхования – *** В соответствии с пунктом 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, из специального (***) стажа работы и стажа работы в районах Крайнего Севера были исключены следующие периоды: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы, периоды нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы, так как действующим пенсионным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность включения в специальные виды стажа периодов нахождения на курсах, в учебных отпусках с сохранением заработной платы, в том числе в случае направления на курсы по инициативе работодателя. Кроме этого, в указанные периоды Истица не выполняла работу, дающую право на досрочное назначение пенсии. Считаем, что решение об отказе в назначении пенсии вынесено в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Масловой В.В. просим отказать. Просит рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению Масловой В.В. в свое отсутствие.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516 и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим *** деятельность по ***, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполняются на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона от 28.12.2013, периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец Маслова В.В., *** года рождения, реализуя свое право на досрочное пенсионное обеспечение, *** обратилась в ГУ УПФ РФ в *** с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФ РФ в *** от *** №*** в назначении пенсии Масловой В.В. было отказано в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
По мнению ответчика, документально подтвержденный стаж на соответствующих видах работ по *** составил ***, при требуемом не менее 30 лет.
Дата регистрации Масловой В.В. в системе государственного пенсионного страхования – ***.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно пункту 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Разрешая требования истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истица Маслова В.В. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы: с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***, а также в учебных отпусках с сохранением заработной платы: с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***, что подтверждается справкой *** №***ок от ***, и не оспаривалось представителем ответчика (л.д. 16-17).
На курсы повышения квалификации и в учебные отпуска Маслова В.В. направлялась работодателем в соответствии с его приказами, что свидетельствует о том, что обучение на курсах повышения квалификации для истицы являлось обязательным. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались и подтверждены материалами дела.
В соответствии со статьёй 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01 февраля 2002 года и статьёй 187 Трудового кодекса Российской Федерации, действующего с 01 февраля 2002 года при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 15 июня 1995 года №31 предусматривалось сохранение за работниками заработной платы по основному месту работы на время их обучения, в том числе, повышения квалификации с отрывом от работы.
Кроме того, положения статьи 173 Трудового кодекса РФ предусматривают гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе, сохранение среднего заработка на период предоставления дополнительных отпусков для прохождения промежуточных аттестаций, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.
За время нахождения Масловой В.В. на курсах повышения квалификации за ней, в соответствии с действующим трудовым законодательством, сохранялась средняя заработная плата по основному месту работы, а следовательно, производились отчисления единого социального налога.
По мнению суда, ответчик необоснованно исключил из стажа, дающего Масловой В.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, время нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в периоды: с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***, а также в учебных отпусках с сохранением заработной платы: с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с ***. по ***; с ***. по ***; с *** по ***.
Федеральным законом №173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно статьям 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая изложенное, суд считает, что указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом возражения представителя ответчика в данной части иска суд отклоняет как основанные на ошибочном толковании положений законодательства.
С учетом того, что на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости, в связи с *** деятельностью по ***, стаж работы истицы в учреждениях *** составил более 30 лет, суд считает необходимым признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить истице пенсию по старости с момента ее обращения, то есть с ***.
Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы: 1) право на пенсионное обеспечение; 2) право на социальные пособия и компенсации; 3) право на социальное обслуживание; 4) право на медицинскую помощь; 5) право на предоставление льгот.
Следовательно, факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Оценивая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы действующего законодательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
С учетом изложенного, суд полагает, что досрочная страховая пенсия по старости Масловой В.В. должна быть назначена с ***.
Доказательств, которые бы опровергали изложенные выше обстоятельства и служили основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Масловой В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в *** о включении периодов в стаж для назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в *** включить Масловой В.В. в специальный (***) стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы : с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***, а также в учебных отпусках с сохранением заработной платы: с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с ***. по ***; с ***. по ***; с *** по ***.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в *** назначить Масловой В.В. досрочную страховую пенсию по старости с ***.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 1 месяца со дня вынесения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья И.С. Андреева