Дело № 2-1176/2024 34RS0003-01-2024-001330-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг.Волгоград 22 мая 2024 года
Кировский районный суд г.Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Самсоновой М.В.,
При секретаре Меркуленко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного почвам
установил:
Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в размере 193 139,10 рублей.
В обоснование заявленных требований указав, что Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту – Межрегиональное управление (до смены наименования - Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям) по результатам административного расследования по факту сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат №, № вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером №) было выявлено нарушение норм природоохранного законодательства физическим лицом – ФИО1.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданского судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 1 Положения о Нижне-Волжском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.12.2023 № 580 (далее – Положение), Нижне-Волжское межрегиональном управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование – Нижне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:
на территории Астраханской и Волгоградской областей, Республики Калмыкия;
в акватории Каспийского моря, примыкающей к административным границам <адрес> и <адрес>.
Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7, к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Межрегиональное управление в пределах своей полномочий может предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 4.67 Положения).
На основании п. 4.71 Положения Межрегиональное управление осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций. Выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности (п. 4.72 Положения).
Основанием для предъявления настоящего искового заявления явился факт вреда, причиненного почвам в результате их захламлении и перекрытия возникшего при несанкционированном сбросе отходов производства и потребления с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером №) на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес> в пределах точки географических координат 48.809368, 44.621630, вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов.
Так на телефон оперативного дежурного Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областях (далее – Межрегиональное управление) <ДАТА> поступило обращение с видеоматериалом, содержащее сведения о сбросе отходов производства и потребления грузовым автомобилем с государственным регистрационным знаком № rus на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат №, №
Должностными лицами Межрегионального управления <ДАТА>, совместно с сотрудниками филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, осуществлено выездное обследование вышеуказанной территории.
В ходе обследования земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат 48.809368, 44.621630, был установлен факт несанкционированного размещения отходов грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, (точка сброса отходов автомобилем с государственным регистрационным знаком № rus) на почве. Отходы представлены преимущественно грунтом насыпным, боем стекла, боем кирпича, ломом асфальтовых покрытий.
Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб отхода грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, в месте сброса автомобилем с государственным регистрационным знаком № rus (географические координаты №, №), произведены замеры площади, высоты, объема отходов в месте несанкционированного сброса.
По результатам проведенного филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> анализа проб отходов установлено и подтверждается экспертным заключением № от <ДАТА> (письмо от <ДАТА> №), что отходы, отобранные на территории несанкционированного сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат №, №, отнесены к V классу опасности для окружающей природной среды.
Площадь загрязненного участка на территории несанкционированного сброса отходов грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, составила: 17,5 м2, средняя высота навала отходов – 0,6 м, объем размещенных отходов – 10,5 м3.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Действия, выразившиеся в несанкционированном сбросе отходов на почву, влекут за собой вред окружающей среде, в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2010 №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
Согласно ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.
Таким образом, в нарушение установленных требований, в ходе административного расследования установлен факт сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, на почву земельного участка, расположенного в Тракторозаводском районе города Волгограда, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат №, №, вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером №), принадлежащего на праве собственности гражданину ФИО1.
Вышеуказанная территория не является площадкой временного накопления отходов. Также земельный участок, на который сброшены отходы производства и потребления, не является объектом размещения отходов.
Таким образом, Межрегиональным управлением был установлен факт загрязнения и (или) засорения окружающей среды, выразившийся в выгрузке или сбросе отходов строительных материалов и дальнейшем накоплении вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Причиной допущенных нарушений являлись пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны физического лица – ФИО1, ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства
В этой связи, в отношении ФИО1 <ДАТА> было вынесено постановление о назначении административного наказания №-Э по ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации № 136-Ф3 от 25.10.2001 (далее - Земельный кодекс РФ) лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, в обоснование, изложив доводы, указанные в иске. Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданского судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 1 Положения о Нижне-Волжском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.12.2023 № 580 (далее – Положение), Нижне-Волжское межрегиональном управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование – Нижне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:
на территории Астраханской и Волгоградской областей, Республики Калмыкия;
в акватории Каспийского моря, примыкающей к административным границам <адрес> и <адрес>.
Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7, к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам административного расследования по факту сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат №, №, вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером №) было выявлено нарушение норм природоохранного законодательства физическим лицом – ФИО1.
По результатам проведенного филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> анализа проб отходов установлено и подтверждается экспертным заключением № от <ДАТА> (письмо от <ДАТА> №), что отходы, отобранные на территории несанкционированного сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый №, адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат №, №, отнесены к V классу опасности для окружающей природной среды.
Площадь загрязненного участка на территории несанкционированного сброса отходов грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, составила: 17,5 м2, средняя высота навала отходов – 0,6 м, объем размещенных отходов – 10,5 м3.
Собственником грузового транспортного средства КАМАЗ 55111 с государственным регистрационным знаком №, является физическое лицо ФИО1.
Постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от <ДАТА>, вступившим в законную силу, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъясняется, что лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Оценив представленные истцом доказательства в совокупности и взаимосвязи с иными относимыми и допустимыми доказательствами по делу, суд приходит к выводу о доказанности оснований для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Факт сброса отходов, подтвержден протоколом осмотра, актом выездного обследования, фотографиями, постановлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.8.2. ч.3.3 КоАПРФ.
В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Сброс отходов ФИО1 повлек причинение вреда почвам как объекту охраны окружающей среды.
Расчет размера вреда от <ДАТА> № произведен истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от <ДАТА> №, по формуле для исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв.
Ответчик возражений по расчету не заявил, контррасчет не представил, оснований не доверять данным уполномоченного органа у суда не имеется.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, вред окружающей среде находится в причинно-следственной связи с действиями ответчика.
Учитывая изложенное, ФИО1 обязан возместить вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 193 139, 10 рублей, в связи с чем, исковые требования Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подлежат удовлетворению полностью.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче иска, то в соответствии с нормами статьи 333.19 НК РФ государственную пошлину в размере 5062,78 следует взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город герой-Волгоград.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ( ░░░ № ░░░░ №) ░ ░░░1 ( ░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 193 139, 10 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ –░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5062,78 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░- ░.░. ░░░░░░░░░