Решение от 22.05.2024 по делу № 2-1176/2024 от 09.04.2024

Дело № 2-1176/2024                            34RS0003-01-2024-001330-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерацииг.Волгоград                                                                          22 мая 2024 года

Кировский районный суд г.Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Самсоновой М.В.,

При секретаре Меркуленко И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного почвам

установил:

    Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в размере 193 139,10 рублей.

В обоснование заявленных требований указав, что Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту – Межрегиональное управление (до смены наименования - Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям) по результатам административного расследования по факту сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат , вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером ) было выявлено нарушение норм природоохранного законодательства физическим лицом – ФИО1.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданского судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с п. 1 Положения о Нижне-Волжском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.12.2023 № 580 (далее – Положение), Нижне-Волжское межрегиональном управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование – Нижне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:

на территории Астраханской и Волгоградской областей, Республики Калмыкия;

в акватории Каспийского моря, примыкающей к административным границам <адрес> и <адрес>.

Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7, к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Межрегиональное управление в пределах своей полномочий может предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 4.67 Положения).

На основании п. 4.71 Положения Межрегиональное управление осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций. Выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности (п. 4.72 Положения).

Основанием для предъявления настоящего искового заявления явился факт вреда, причиненного почвам в результате их захламлении и перекрытия возникшего при несанкционированном сбросе отходов производства и потребления с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером ) на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес> в пределах точки географических координат 48.809368, 44.621630, вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов.

                                            Так на телефон оперативного дежурного Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областях (далее – Межрегиональное управление) <ДАТА> поступило обращение с видеоматериалом, содержащее сведения о сбросе отходов производства и потребления грузовым автомобилем с государственным регистрационным знаком rus на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат ,

                                            Должностными лицами Межрегионального управления <ДАТА>, совместно с сотрудниками филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, осуществлено выездное обследование вышеуказанной территории.

                                            В ходе обследования земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат 48.809368, 44.621630, был установлен факт несанкционированного размещения отходов грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, (точка сброса отходов автомобилем с государственным регистрационным знаком rus) на почве. Отходы представлены преимущественно грунтом насыпным, боем стекла, боем кирпича, ломом асфальтовых покрытий.

                                            Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб отхода грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, в месте сброса автомобилем с государственным регистрационным знаком rus (географические координаты , ), произведены замеры площади, высоты, объема отходов в месте несанкционированного сброса.

    По результатам проведенного филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> анализа проб отходов установлено и подтверждается экспертным заключением от <ДАТА> (письмо от <ДАТА> ), что отходы, отобранные на территории несанкционированного сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат , , отнесены к V классу опасности для окружающей природной среды.

    Площадь загрязненного участка на территории несанкционированного сброса отходов грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, составила: 17,5 м2, средняя высота навала отходов – 0,6 м, объем размещенных отходов – 10,5 м3.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

    Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

    Действия, выразившиеся в несанкционированном сбросе отходов на почву, влекут за собой вред окружающей среде, в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2010 №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Согласно ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.

Таким образом, в нарушение установленных требований, в ходе административного расследования установлен факт сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, на почву земельного участка, расположенного в Тракторозаводском районе города Волгограда, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат , , вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером ), принадлежащего на праве собственности гражданину ФИО1.

Вышеуказанная территория не является площадкой временного накопления отходов. Также земельный участок, на который сброшены отходы производства и потребления, не является объектом размещения отходов.

Таким образом, Межрегиональным управлением был установлен факт загрязнения и (или) засорения окружающей среды, выразившийся в выгрузке или сбросе отходов строительных материалов и дальнейшем накоплении вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Причиной допущенных нарушений являлись пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны физического лица – ФИО1, ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства

В этой связи, в отношении ФИО1 <ДАТА> было вынесено постановление о назначении административного наказания -Э по ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации № 136-Ф3 от 25.10.2001 (далее - Земельный кодекс РФ) лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, в обоснование, изложив доводы, указанные в иске.     Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданского судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с п. 1 Положения о Нижне-Волжском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.12.2023 № 580 (далее – Положение), Нижне-Волжское межрегиональном управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование – Нижне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:

на территории Астраханской и Волгоградской областей, Республики Калмыкия;

в акватории Каспийского моря, примыкающей к административным границам <адрес> и <адрес>.

Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7, к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам административного расследования по факту сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, на почву земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат , , вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, с использованием грузового транспортного средства КАМАЗ (с государственным регистрационным номером ) было выявлено нарушение норм природоохранного законодательства физическим лицом – ФИО1.

    По результатам проведенного филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> анализа проб отходов установлено и подтверждается экспертным заключением от <ДАТА> (письмо от <ДАТА> ), что отходы, отобранные на территории несанкционированного сброса грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, в <адрес>, по адресному ориентиру <адрес>, вблизи административного здания и складских помещений ООО «Концессии водоснабжения» (кадастровый , адрес: <адрес>), в пределах точки географических координат , , отнесены к V классу опасности для окружающей природной среды.

    Площадь загрязненного участка на территории несанкционированного сброса отходов грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, составила: 17,5 м2, средняя высота навала отходов – 0,6 м, объем размещенных отходов – 10,5 м3.

Собственником грузового транспортного средства КАМАЗ 55111 с государственным регистрационным знаком , является физическое лицо ФИО1.

Постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от <ДАТА>, вступившим в законную силу, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.        В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъясняется, что лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Оценив представленные истцом доказательства в совокупности и взаимосвязи с иными относимыми и допустимыми доказательствами по делу, суд приходит к выводу о доказанности оснований для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Факт сброса отходов, подтвержден протоколом осмотра, актом выездного обследования, фотографиями, постановлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.8.2. ч.3.3 КоАПРФ.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Сброс отходов ФИО1 повлек причинение вреда почвам как объекту охраны окружающей среды.

Расчет размера вреда от <ДАТА> произведен истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от <ДАТА> , по формуле для исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв.

Ответчик возражений по расчету не заявил, контррасчет не представил, оснований не доверять данным уполномоченного органа у суда не имеется.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, вред окружающей среде находится в причинно-следственной связи с действиями ответчика.

Учитывая изложенное, ФИО1 обязан возместить вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 193 139, 10 рублей, в связи с чем, исковые требования Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подлежат удовлетворению полностью.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче иска, то в соответствии с нормами статьи 333.19 НК РФ государственную пошлину в размере 5062,78 следует взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город герой-Волгоград.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд

    Р Е Ш И Л:

      ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ( ░░░ ░░░░ ) ░ ░░░1 ( ░░░░░░░ ) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 193 139, 10 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ –░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5062,78 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░-                                                                              ░.░. ░░░░░░░░░

2-1176/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчики
Костюков Сергей Михайлович
Суд
Кировский районный суд г. Волгоград
Судья
Самсонова Марина Владимировна
Дело на сайте суда
kir.vol.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2024Передача материалов судье
15.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее