Дело № 45RS0010-01-2024-000147-71
Производство № 2-148/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года р.п. Лебяжье
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Терешкина О.Б.,
при секретаре Цибулиной С.В.,
с участием представителя истца Кондратьева И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ «Межрайонная больница №2» о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ «Межрайонная больница №2» о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГБУ «Межрайонная больница №2», в ходе которой установлено, что ГБУ «Мокроусовская центральная районная больница» ее фельдшерские пункты (далее ФП) и фельдшерско-акушерские пункты (далее ФАП) 9 декабря 2022 года реорганизованы в форме присоединения к ГБУ «Межрайонная больница № 2». В силу Устава ГБУ «Межрайонная больница №2», утвержденного приказом № 1651 Департамента здравоохранения Курганской области от 2 декабря 2022 года (далее - Устав) имеет структурные подразделения Мокроусовского филиала ГБУ «Межрайонная больница № 2». Согласно п. 4.2.1 Устава ФАП, расположенный по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Лопарево, ул. 40 лет Победы, д. 28, является структурным подразделением ГБУ «Межрайонная больница № 2». В ходе надзорных мероприятий установлено, что ФАП, осуществляющий деятельность по вышеуказанному адресу является объектом (территорией), подлежащий антитеррористической защите. Объекту присвоена 4 категория опасности. На основании п. 36, 37 Требований №8 актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет. В ходе проведенной проверки в марте 2023 года установлено, что на указанном объекте здравоохранения не выполнены мероприятия по оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца. По выявленным нарушениям, прокуратурой района в адрес ГБУ «Межрайонная больница №2» 23 марта 2023 года внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. До настоящего времени указанные мероприятия по антитеррористической защищенности в учреждении не выполнены. Невыполнение требований по антитеррористической безопасности по созданию безопасных условий ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников медицинской организации, а также неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Просил признать незаконным бездействие ГБУ «Межрайонная больница №2» по невыполнению мероприятий по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения и обязать ГБУ «Межрайонная больница №2» в срок до 1 декабря 2024 провести в отношении здания ФАПа, расположенного по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Лопарево, ул. 40 лет Победы, д. 28, мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В судебном заседании представитель истца Кондратьев И.В. настаивал на удовлетворении исковых требований, дал пояснения согласно исковому заявлению.
Представитель ответчика ГБУ «Межрайонная больница №2» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался по правилам процессуального законодательства, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежаще, о причинах неявки не сообщил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как указано в п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 года), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее Требование № 8 или Постановление Правительства РФ от 13.01.2017 № 8) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов.
В соответствии с п. 2 Требований № 8 под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
Согласно п. 4 Требований № 8 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 13 января 2017 года №8 антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Как указано в п. 16 указанного Постановления, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Согласно п. 31 Требований № 8 на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГБУ «Межрайонная больница №2», в ходе которой установлено, что ГБУ «Мокроусовская центральная районная больница» ее фельдшерские пункты (далее ФП) и фельдшерско-акушерские пункты (далее ФАП) 9 декабря 2022 года реорганизованы в форме присоединения к ГБУ «Межрайонная больница № 2» (п. 1 Устава ГБУ «Межрайонная больница №2», утвержденного приказом директора Департамента здравоохранения Курганской области Правительства Курганской области № 1651 от 2 декабря 2022 года «Об утверждении Устава Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница №2).
Согласно п. 4.2.1 Устава фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Лопарево, ул. 40 лет Победы, д. 28, является структурным подразделением ГБУ «Межрайонная больница № 2».
ФАП, осуществляющий деятельность по вышеуказанному адресу, является объектом (территорией), подлежащим антитеррористической защите. Объекту присвоена 4 категория опасности.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
На основании п. 36, 37 Требований №8 актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет.
В ходе проверки, проведенной в марте 2023 года, установлено, что на указанном объекте здравоохранения не выполнены мероприятия по оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
По выявленным нарушениям, прокуратурой района в адрес ГБУ «Межрайонная больница №2» 23 марта 2023 года внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Как следует из ответа заместителя главного врача – руководителя Мокроусовского филиала ГБУ «Межрайонная больница № 2» Соловьевой Е.Н. от 21 апреля 2023 года № 420, ведется работа по представлению прокуратуры – рассматривается коммерческое предложение от макрорегионального филиала Ростелеком «Урал» по организации и подключению услуги видеонаблюдения в Мокроусовском филиале ГБУ «Межрайонная больница № 2», ФАП и ФП Мокроусовского района будут оборудованы системой видеонаблюдения при должном финансировании.
До настоящего времени указанные мероприятия по антитеррористической защищенности в учреждении не выполнены, доказательств обратного суду не представлено.
Как верно указано в исковом заявлении, невыполнение требований по антитеррористической безопасности по созданию безопасных условий ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников медицинской организации, а также неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик проявил бездействие, выразившееся в невыполнении мероприятия по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения - здания ФАП, расположенного по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Лопарево, ул. 40 лет Победы, д. 28.
В связи с установленными обстоятельствами, суд находит доводы прокурора о нарушении законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГБУ «Межрайонная больница №2», выразившимся в необорудовании указанного здания ФАП системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее одного месяца, обоснованными, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что предложенный прокурором срок до 1 декабря 2024 года, необходимо уточнить, и установить ответчику срок, с учетом необходимости совершения мероприятий по антитеррористической защищенности – шесть месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. 40 ░░░ ░░░░░░, ░. 28.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. 40 ░░░ ░░░░░░, ░. 28, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2024 ░░░░.