Решение по делу № 2а-1445/2018 от 23.04.2018

Дело № 2а–1445/2018                                     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Усолье 22 мая 2018 года        

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Г.А. Баранова,

при секретаре Бадиной Т.В.,

с участием административного истца – Мишуты В.М.,

представителя административного ответчика – Администрации Усольского городского поселения Ундровской Л.А., действующей на основании доверенности от ..... ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье, Пермского края дело по административному иску Мишуты В.М. к Администрации Усольского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Административный истец Мишута В.М. обратился в суд с административным иском к Администрации Усольского городского поселения, указав, что Администрацией Усольского городского поселения ранее ему предоставлялся в аренду сроком до одного года земельный участок, расположенный по адресу: ....., в районе ....., площадью 1 Га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для размещения пасеки. Участок предоставлялся три года подряд – с ..... по ..... на основании договора от ....., с ..... по ..... на основании договора от ....., с ..... по ..... на основании договора от ......

..... административный истец обратился в Администрацию Усольского городского поселения с заявлением о проведении Администрацией Усольского городского поселения необходимых действий, связанных с передачей ему земельного участка в аренду сроком на 49 лет с правом выкупа под ведение пасечного хозяйства, а также разрешения вопроса со строительством дороги в районе указанного земельного участка.

..... Администрацией Усольского городского поселения Мишуте В.М. дан ответ , согласно которого ему предложено самостоятельно подготовить и предоставить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории для ее утверждения с последующей постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка.

..... Администрацией Усольского городского поселения Мишуте В.М. дан ответ , согласно которого ему разъяснено, что договор аренды земельного участка по указанному адресу заключен с нарушением требований Федерального закона РФ от 24.07.2002 № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», положений Земельного кодекса РФ, в связи с чем Администрацией Усольского городского поселения принято решение о признании ранее заключенного договора от ..... ничтожным. Мишуте В.М. предложено привести в первоначальное состояние и передать в добровольном порядке Администрации Усольского городского поселения.

Полагает, что указанное решение Администрации Усольского городского поселения нарушает права административного истца, поскольку указанный земельный участок он арендовал на протяжении трех лет, использовал его в соответствии с разрешенным использованием, нарушений условий договора не допускал.

Просил признать незаконными действия Администрации Усольского городского поселения в части требования о приведении земельного участка, расположенного по адресу: ....., в районе ....., площадью 1 Га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, в первоначальное состояние и передаче его Администрации Усольского городского поселения, а также в части отказа в заключении с административным истцом договора аренды данного земельного участка на срок 49 лет, обязать Администрацию Усольского городского поселения в полном объеме устранить допущенные нарушения прав административного истца.

Административный истец Мишута В.М. в ходе судебного заседания на административном исковом заявлении настаивал, при этом, пояснил, что, поскольку в настоящее время срок действия договора аренды земельного участка от ..... истек, он намерен предъявить администрации Усольского городского поселения финансовые требования в связи с произведенными им улучшениями земельного участка. Пояснил, что не понимает порядок заключения с ним договора аренды, полагал, что необходимый участок первоначально должен быть поставлен на кадастровый учет Администрацией Усольского городского поселения.

Представитель административного ответчика администрации Усольского городского поселения Ундровской Л.А. в судебном заседании пояснила, что с исковым заявлением не согласна, представила письменные возражения, согласно которых указала, что в соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Указанный договор аренды заключается на срок от 3 до 49 лет в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

Также указала, что в настоящее время срок действия договора аренды земельного участка от ..... истек, законные основания для заключения договора аренды земельного участка с Мишутой В.М. на новый срок отсутствуют.

Мишута В.М. может обеспечить подготовку схему расположения земельного участка в целях его образования в соответствии с ч.4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.

Пояснила, что указанными землями в настоящее время распоряжается администрации Усольского городского поселения, поскольку межселенных территорий между территориями населенных пунктов на территории Усольского городского поселения не имеется.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Установлено, что Мишуте В.М. Администрацией Усольского городского поселения предоставлялся в аренду сроком до одного года земельный участок, расположенный по адресу: ....., в районе ....., площадью 1 Га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для размещения пасеки. Участок предоставлялся три года подряд – с ..... по ..... на основании договора от ....., с ..... по ..... на основании договора от ....., с ..... по ..... на основании договора от ......

..... административный истец обратился в Администрацию Усольского городского поселения с заявлением о проведении Администрацией Усольского городского поселения необходимых действий, связанных с передачей ему земельного участка в аренду сроком на 49 лет с правом выкупа под ведение пасечного хозяйства, а также разрешения вопроса со строительством дороги в районе указанного земельного участка.

..... Администрацией Усольского городского поселения Мишуте В.М. дан ответ , согласно которого ему предложено самостоятельно подготовить и предоставить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории для ее утверждения с последующей постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка.

..... Администрацией Усольского городского поселения Мишуте В.М. дан ответ , согласно которого ему разъяснено, что договор аренды земельного участка по указанному адресу заключен с нарушением требований Федерального закона РФ от 24.07.2002 № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», положений Земельного кодекса РФ, в связи с чем Администрацией Усольского городского поселения принято решение о признании ранее заключенного договора от ..... ничтожным. Мишуте В.М. предложено привести в первоначальное состояние и передать в добровольном порядке Администрации Усольского городского поселения.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Аналогичный срок предусмотрен в п.п. 11-12 ч.8 ст.39.8 Земельного кодекса РФ.

Как предусмотрено ч.1 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Граждане, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, в том числе, если земельный участок предоставлен гражданину в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса), при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным право на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого заключен без проведения торгов (пункты 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: ....., в районе ....., площадью 1 Га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, ранее заключавшиеся между Мишутой В.М. и Администрацией Усольского городского поселения, не соответствовали требованиям Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку заключались на срок менее трех лет, а также в отношении земельного участка, который не прошел государственный кадастровый учет.

При этом, в соответствии с ч.1 ст.46 Земельного кодекса РФ, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Кроме того, согласно ч.1 ст.166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с ч.2 ст.166 Гражданского кодекса РФ, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Согласно ч.1 ст.167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

Согласно ч.1 ст.168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с ч.2 ст.167 Гражданского кодекса РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Таким образом, судом расценивается ответ, данный Администрацией Усольского городского поселения от ..... как предложение Мишуте В.М. о применении последствий недействительности сделки. При этом, до настоящего времени Администрация Усольского городского поселения не обращалась в суд с соответствующими требованиями, равно как и не предпринимала каких - либо действий, направленных на изъятие земельного участка, расположенного по адресу: ....., в районе ....., площадью 1 Га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, либо какого-либо имущества, принадлежащего Мишуте В.М.

Мишута В.М. вправе также самостоятельно обратиться в суд с подобными требованиями.

С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконным действий администрации Усольского городского поселения в части требования о приведении земельного участка, расположенного по адресу: ....., в районе ....., площадью 1 Га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, в первоначальное состояние, и передаче его администрации Усольского городского поселения.

Согласно п. 11 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

Частью 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ регламентирован, в том числе порядок образования земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.

Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка.

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Таким образом, Администрацией Усольского городского поселения правомерно предложено Мишуте В.М. осуществить подготовку схемы расположения земельного участка в целях образования данного участка как объекта права. До настоящего времени Мишутой В.М. данная схема в адрес администрацией Усольского городского поселения не направлялась.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Мишуты В.М. к администрации Усольского городского поселения о признании незаконным действий администрации Усольского городского поселения в части требования о приведении земельного участка, расположенного по адресу: ....., в районе ....., площадью 1 Га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, в первоначальное состояние, и передаче его администрации Усольского городского поселения, а также в части отказа администрации Усольского городского поселения в заключении с Мишутой В.М. договора аренды данного земельного участка на срок 49 лет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                           Баранов Г.А.

2а-1445/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
berezn.perm.sudrf.ru
22.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее