КРАСНОДАРСКРР™ КРАЕВОЙ РЎРЈР”
Дело № 33а-11689/2021
в„– 2Р°-2004/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
29 апреля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Онохова Ю.В.,
судей Леганова А.В., Морозовой Н.А.,
при секретаре Шепилове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю к Кичатому А.К. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пеней,
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 октября 2020 года,
заслушав доклад судьи Леганова А.В., исследовав материалы дела и доказательства, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 8 РїРѕ Краснодарскому краю (далее РїРѕ тексту – Межрайонная РФНС в„– 8 РїРѕ РљРљ) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административными исками, объединенными РІ РѕРґРЅРѕ производство, Рє Кичатому Рђ.Рљ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ размере 9 466 рублей 36 копеек Рё пени РІ размере 884 рублей 01 копейки; РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ размере 5 840 рублей, пени РІ размере 10 рублей 56 копеек; РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ размере 26 545 рублей Рё пени РІ размере 48 рублей; РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц РІ размере 2 239 рублей Рё пени РІ размере 17 рублей 21 копейки.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 октября 2020 года административному истцу отказано в удовлетворении указанного административного иска, в связи с пропуском процессуального срока обращения в суд.
Р’ апелляционной жалобе представитель Межрайонной РФНС в„– 8 РїРѕ РљРљ РїСЂРѕСЃРёС‚ данный судебный акт отменить, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления.
В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением требований материального и процессуального законодательства.
Лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
Р’ апелляционной жалобе содержится ходатайство Межрайонной РФНС в„– 8 РїРѕ РљРљ Рѕ рассмотрении административного дела РІ отсутствие ее представителя.
Административным ответчиком представлены в материалы административного дела письменные возражения, содержащие просьбу об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду законности обжалуемого судебного акта. Также в данных возражениях заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.
Учитывая требования статьи 150, частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила удовлетворить вышеуказанные ходатайства сторон по делу, рассмотреть дело в их отсутствие.
Рзучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы Рё возражений РЅР° нее, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ наличии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, для отмены решения СЃСѓРґР° первой инстанции.
Сроки обращения в суд о взыскании обязательных платежей и санкций регламентированы налоговым законодательством.
Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзацы 2, 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела, определения мирового судьи судебного участка № 87 Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края об отмене судебных приказов о взыскании с Кичатого А.К. задолженности по обязательным платежам были вынесены 22 января и 20 февраля 2020 года, следовательно, шестимесячный срок на подачу административного искового заявления истекал 22 июля и 20 августа 2020 года, соответственно.
Административные исковые заявления, которые впоследствии были объединены в одно производство, направлены посредством почтового отправления в районный суд 3 и 23 июня 2020 года, то есть в пределах установленного законодательством шестимесячного срока.
Вместе с тем, суд первой инстанции при исчислении данного процессуального срока руководствовался пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что на дату выставления требований <№...> от <Дата ...>, <№...> от <Дата ...> возможность принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам налоговым органом была утрачена.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, порядок и сроки взыскания обязательных платежей и санкций, регламентированные пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в настоящем случае не применимы. Установление данных обстоятельств является прерогативой мирового судьи.
Наличие определения мирового судьи об отмене судебного приказа, а также правовые положения главы 11.1. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяет применение положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неоплаченной суммы страховых взносов и налога на имущество физических лиц, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебных приказов, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебных приказов позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последних на основании пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом пропущен процессуальной срок обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, является неправильным, поскольку основан на неверном толковании и применении норм права.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного Кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако решение Адлерского районного СЃСѓРґР° Рі. Сочи Краснодарского края РѕС‚ 8 октября 2020 РіРѕРґР° приведенным требованиям РЅРµ соответствует. Отказывая РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° РІРІРёРґСѓ РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° административным истцом СЃСЂРѕРєР° РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ, СЃСѓРґРѕРј первой инстанции положения указанных РЅРѕСЂРј права РЅРµ соблюдены, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, обжалуемое решение нельзя признать законным, РѕРЅРѕ принято СЃ существенными нарушением РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, повлиявшим РЅР° РёСЃС…РѕРґ дела, без РёС… устранения невозможна защита нарушенных прав Рё законных интересов Межрайонной РФНС в„– 8 РїРѕ РљРљ.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса.
При изложенных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении учесть изложенное в настоящем апелляционном определении.
Поскольку суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения суда первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства, рассмотрение административного дела по существу в апелляционном порядке не возможно.
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю удовлетворить, решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 октября 2020 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю к Кичатому А.К. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пеней направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий Ю.В. Онохов
Судья А.В. Леганов
РЎСѓРґСЊСЏ Рќ.Рђ. РњРѕСЂРѕР·РѕРІР°