Дело № 22-1496/2018 г. Судья Капустин М.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Тверь 12 сентября 2018 года
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Горбачёва Г.В.,
при секретере судебного заседания Осиповой О.В.,
с участием:
прокурора Скиренко И.В.,
адвоката Хижнякова А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Ржевской межрайонной прокуратуры Тверской области ФИО7 и апелляционной жалобе осужденного Юлдашова Б.А. на приговор Ржевского городского суда Тверской области от 04 июля 2018 года, которым
Юлдашов Борис Адашевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> <адрес>, ранее судимый:
16 июня 2016 года Торжокским городским судом Тверской области по ст.ст. 158 ч.3 п. «а»,73 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года условно с испытательным сроком в 2 года;
28 декабря 2016 года мировым судьей судебного участка № 2 города Торжка Тверской области по ст.ст. 264.1, 73 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год условно с испытательным сроком в 1 год с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года;
27 июля 2017 года мировым судьей судебного участка № 3 Калининского района Тверской области по ст. 264.1, 74 ч.4, 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года 2 месяца с отбыванием в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами сроком на 2 года 8 месяцев,
осужден по ч.1 ст. 313 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытого основного наказания и полного присоединения неотбытого дополнительного наказания по приговору от 27 июля 2017 года Юлдашову Б.А. окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 3 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами сроком на 2 года 8 месяцев.
Мера пресечения Юлдашову Б.А. до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения – заключение под стражу.
Срок отбывания наказания Юлдашову Б.А. исчислен с 04 июня 2018 года. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 16 по 17 апреля 2016 года, с 22 августа 2017 по 03 мая 2018 года, с 07 мая 2018 года по 03 июля 2018 года.
Процессуальные издержки в размере 1100 рублей возмещены за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад председательствующего судьи Горбачёва Г.В.; прокурора Скиренко И.В., поддержавшую доводы апелляционного представления; адвоката Хижнякова А.Н., просившего апелляционные жалобу и представление удовлетворить, суд апелляционной инстанции
у с т а н о в и л:
Юлдашов Б.А. признан виновным в том, что он, являясь лицом, отбывающим наказание, совершил побег из мест лишения свободы.
Преступление имело место 04 мая 2018 года в городе Ржеве Тверской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Юлдашов Б.А. виновным себя признал полностью.
Дознание по уголовному делу производилось в сокращенной форме по правилам главы 32.1 УПК РФ, дело рассмотрено в особом порядке.
В апелляционном представлении государственный обвинитель – старший помощник прокурора Ржевской межрайонной прокуратуры Тверской области ФИО7 просит приговор изменить: смягчить назначенное Юлдашову Б.А. наказание по ч.1 ст. 313 УК РФ до 1 года 10 месяцев лишения свободы; по ст. 70 УК РФ – до 3 лет 1 месяца лишения свободы, а срок наказания исчислять с 04 июля 2018 года.
Доводы представления мотивирует тем, что с учетом положений ч.6 ст. 226.9 УПК РФ и ч. 5 ст. 62 УК РФ Юлдашову Б.А. должно быть назначено наказание, не превышающее 2 лет лишения свободы.
Вместе с тем, суд, в соответствии со ст. 61 УК РФ, признал в качестве смягчающих наказание Юлдашова Б.А. обстоятельств – признание вины и раскаяние в содеянном.
Таким образом, Юлдашову Б.А. судом незаконно назначен максимально возможный размер наказания без учета смягчающих вину обстоятельств, что ухудшает его положение.
Кроме того, суд, вопреки требованиям закона, исчислил срок отбывания Юлдашовым Б.А. наказания с 04 июня 2018 года, тогда как в силу ч.7 ст. 302 и п. 9 ч.1 ст. 308 УПК РФ срок отбывания наказания лицу, содержащемуся до постановления приговора под стражей, надлежит исчислять со дня постановления приговора с зачетом в этот срок времени содержания его под стражей до дня постановления приговора.
Осужденный Юлдашов Б.А. в апелляционной жалобе выражает несогласие с приговором вследствие его чрезмерной суровости и ставит вопрос о смягчении наказания, учитывая его возраст и состояния здоровья.
В обоснование указывает на неоднократные его обращения к сотрудникам администрации исправительного учреждения о направлении в больницу, в связи с головными болями и неоказанием должной медицинской помощи. Ссылается, что, опасаясь за свою жизнь, он покинул территорию колонии-поселения, с целью посетить городскую больницу для лечения, однако указанный факт не был учтен судом первой инстанции, как и тот факт, что он сам вышел к сотрудникам администрации, не оказывая сопротивления.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, суд апелляционной инстанции находит приговор подлежащим изменению.
Требования глав 32.1,40 УПК РФ, предусматривающих особый порядок судебного разбирательства при сокращенной форме дознания, по данному делу не нарушены.
Ходатайства о сокращенной форме дознания и рассмотрении уголовного дела в особом порядке Юлдашов Б.А. заявил добровольно, после консультации с защитником, что отражено в протоколах о разъяснении ему соответствующих прав, ознакомления с материалами дела и протоколе судебного заседания. Других препятствий для рассмотрения дела без проведения судебного разбирательства также не имелось.
Выводы суда о виновности Юлдашова Б.А. в совершении преступления, предусмотренного ст. 313 ч. 1 УК РФ, являются правильными, поскольку обвинение, с которым подсудимый согласился в полном объеме, подтверждено совокупностью доказательств, собранных по делу.
При назначении наказания судом приняты во внимание характер и степень общественной опасности совершенного Юлдашовым Б.А. преступления, относящегося к категории умышленных преступлений средней тяжести, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, данные о личности виновного и влияние назначенного наказания на исправление осужденного.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Юлдашова Б.А., суд расценил признание им вины и раскаяние в содеянном.
Возраст Юлдашова Б.А., его поведение при задержании, суду были известны и принимались во внимание при постановлении приговора.
Обстоятельством, отягчающим наказание Юлдашова Б.А., в приговоре согласно ст. 63 ч.1 п. «а» УК РФ правильно назван рецидив преступлений, так как Юлдашов Б.А., имея судимость за тяжкое преступление к реальному лишению свободы, вновь осужден к лишению свободы за умышленное преступление средней тяжести.
Выводы суда о необходимости назначения Юлдашову Б.А. наказания в виде реального лишения свободы с дополнительным наказанием в приговоре мотивированы. Оснований не согласиться с приведенными мотивами суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с п. «в» ч.1 ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы назначается мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима.
Судом при назначении Юлдашову Б.А. вида исправительного учреждения указанные требования закона соблюдены.
Возможности для применения положений ст.ст. 53.1, 64, 68 ч.3, 73 УК РФ судебная коллегия, как и суд первой инстанции, не находит.
Правила ч.6 ст. 15 УК РФ при наличии отягчающего обстоятельства на Юлдашова Б.А. не распространяются.
Требования ст. 62 ч.5 УК РФ при назначении наказания судом первой инстанции соблюдены обоснованно.
Между тем, приговор подлежит изменению.
Согласно ч.5 ст. 62 УК РФ в случае постановления обвинительного приговора по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, срок или размер наказания виновному не может превышать одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Санкция ч.1 ст. 313 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет. С учетом требований ч.6 ст. 226.9 УПК РФ и ч.5 ст. 62 УК РФ максимально возможное наказание может быть назначено в виде 2 лет лишения свободы.
Суд, установив в качестве смягчающих наказание Юлдашева Б.А. обстоятельств - признание вины и раскаяние в содеянном, тем не менее, назначил ему максимально возможное наказание в виде 2 лет лишения свободы, то есть не в полной мере выполнил требования ст.ст. 60 - 63 УК РФ, предписывающих суду при определении вида и размера наказания учитывать, в том числе, и смягчающие наказание обстоятельства.
Помимо этого, судом апелляционной инстанции установлено наличие у Юлдашова Б.А. заболевания – <данные изъяты>, что необходимо признать обстоятельством, смягчающим наказание.
С учетом названного, наказание, назначенное Юлдашову Б.А. по ч.1 ст. 313 УК РФ, является несправедливым вследствие чрезмерной суровости и подлежит смягчению.
В связи с чем, подлежит смягчению и окончательное наказание, назначенное Юлдашову Б.А. по совокупности приговоров, в соответствии со ст. 70 УК РФ.
Доводы апелляционного представления о необходимости уточнения приговора суда в части исчисления срока отбывания наказания, назначенного осужденному Юлдашову Б.А., суд апелляционной инстанции находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями п.1 ч.5 ст. 302 УПК РФ, суд при постановлении обвинительного приговора с назначением наказания, подлежащего отбыванию, должен точно определить, помимо вида и размера наказания, начало исчисления срока его отбывания.
Согласно требованиям ч.7 ст.302 УПК РФ и п.9 ч.1 ст. 308 УПК РФ срок отбывания наказания лицу, содержащемуся до постановления приговора под стражей, надлежит исчислять со дня постановления приговора с зачетом в этот срок времени содержания его под стражей со дня задержания до постановления приговора.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, при исчислении осужденному Юлдашову Б.А. начала срока отбывания наказания, суд указал об его исчислении с 04 июня 2018 года, тогда как приговор постановлен судом 04 июля 2018 года.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым внести в резолютивную часть приговора соответствующие уточнения.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.26 и 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
п о с т а н о в и л:
приговор Ржевского городского суда Тверской области от 04 июля 2018 года в отношении Юлдашова Бориса Адашевича изменить:
- признать обстоятельством, смягчающим наказание Юлдашова Б.А., наличие у него заболеваний;
- смягчить назначенное Юлдашову Б.А. наказание в виде лишения свободы:
- по ст. 313 ч.1 УК РФ до 1 (одного) года 10 (десяти) месяцев;
- на основании ст. 70 УК РФ до 3 (трех) лет 1 (одного) месяца;
- срок отбывания наказания осужденному Юлдашову Б.А. исчислять с 04 июля 2018 года.
В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу осужденного Юлдашова Б.А., - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Тверского областного суда в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий Г.В. Горбачёв