Решение по делу № 33-42/2023 (33-14258/2022;) от 22.11.2022

Судья Солодовникова Ю.В. 24RS0046-01-2020-001643-53

Дело № 33-42/2023 (33-14258/2022)

2.129г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Крятова А.Н.,

судей: Полянской Е.Н., Славской Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Полянской Е.Н.

гражданское дело по иску Ларионова Виктора Викторовича к Администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

по апелляционной жалобе представителя администрации Свердловского района г. Красноярска – Бинчуровой Е.С.,

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 07 сентября 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ларионова Виктора Викторовича к Администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить.

Признать за Ларионовым Виктором Викторовичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ларионов В.В. обратился в суд с иском к Администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Требования мотивированы тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена Ларионову В.В. как служебная на основании служебного ордера от 18.03.1999г. в связи с осуществлением им трудовой деятельности с 13.11.1995г. по 18.08.2006г. в должности слесаря-сантехника в ЖЭУ-3 МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска. Распоряжением администрации г. Красноярска №-129-р от 15.03.1999г. спорная квартира признана служебной. Однако, согласно ответов ООО «Жилкомцентра» от 06.03.2009г., Архивного агентства администрации Красноярского края от 10.11.2008г. сведений о сохранении служебного ордера и контрольного талона к нему по спорной квартире не имеется, равно как, и распоряжений о признании ее служебной. Согласно выписки из домовой книги, в спорной квартире на регистрационном учете состоит Ларионов В.В. с 02.04.1999г., основанием регистрации является служебный ордер. Согласно выписки из технического паспорта спорное жилое помещение является изолированным и имеет общую площадь 30,3 кв.м., в том числе жилую - 16,2 кв.м., а площадь всех частей объекта - 31,1 кв.м. 17.12.2004г. Ларионов В.В. обращался в МУП «ПЖРЭТ №3» с заявлением об изменении статуса занимаемого им служебного помещения, согласно данному заявлению администрация ПЖРЭТ - № 3 обратилась с ходатайством в администрации Свердловского района г. Красноярска по вопросу вывода спорной квартиры из состава служебного жилья, однако администрацией Свердловского района г. Красноярска было рекомендовано обратиться в суд. Заочным решением Свердловского суда г. Красноярска от 26.07.2010г. в удовлетворения требований Ларионова В.В. к администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по адресу: <адрес> было отказано по тому основанию, что квартира относится к специализированному жилищному фонду. 10.02.2020 Ларионов обратился в Свердловский районный суд г. Красноярска с заявлением о пересмотре вступившего в силу заочного решения суда от 26.07.2010г. по новым обстоятельствам, определением суда от 03.09.2020г. в удовлетворении заявления Ларионову В.В. в пересмотре дела было отказано.

Постановлением от 6 апреля 2007 года N 202 муниципальное предприятие города Красноярска "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 3", созданное на основании Постановления администрации Свердловского района города Красноярска от 22.11.1993 N 793, расположенное по адресу: Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Королева, 3а, ликвидировано. Дата ликвидации - 22.06.2012г. Письмом администрации Свердловского района г. Красноярска от 26.11.2021г. №2092/9 истцу предложено предоставить документы, подтверждающие основания пользования спорным жилым помещением, которые у истца в настоящее время отсутствуют, по обстоятельствам, указанным выше. 09.12.2021г. истец обратился в администрацию Свердловского района с заявлением о заключении договора социального найма на спорную квартиру. Ответом администрации Свердловского района от 27.12.2021г. №П-2075асвр по итогам заседания жилищной комиссии отказано в утверждении документов на оформлении договора социального найма на спорное жилое помещение. Письмом от 28.01.2022г. № 11 нсвр. истец уведомлен ответчиком о расторжении с ним договора найма жилого помещения на основании распоряжения администрации Свердловского района г. Красноярска от 25.01.2022г. и выселении.

Ссылаясь на то, что Ларионов В.В. приобрел право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, просил признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г<адрес>, на условиях договора социального найма.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя администрации Свердловского района г. Красноярска – Бинчурова Е.С. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение является служебным, признано таковым распоряжением администрации г. Красноярска от 15.03.1999 №129-р, и статус не утратило в связи с отсутствием распорядительного акта администрации г. Красноярска. На основании данного распоряжения городскому жилищному агентству следовало внести соответствующие изменения в Реестр муниципального жилищного фонда. На сегодняшний день Ларионов В.В. не является работником муниципального предприятия, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для его проживания в служебном жилом помещении.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу Ларионов В.В. просит оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание Ларионов В.В., представитель администрации г. Красноярска, о месте и времени его проведения извещенные надлежащим образом, не явились, причин неявки не сообщили, ходатайств не заявляли.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Свердловского района г. Красноярска – Бинчуровой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы представителя Ларионова В.В. – Россинской-Андреевой Н.А., третьего лица Васильевой Н.Н., согласных с решением суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.03.1999 № 129-р, квартира по адресу: <адрес>, признана служебной жилой площадью и закреплена за МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района.

На основании служебного ордера от 18.03.1999 указанная квартира предоставлена Ларионову В.В., который в период с 13.11.1995 по 18.08.2006 работал слесарем-сантехником в ЖЭУ-3 МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска.

Согласно выписки из домовой книги, с 02.04.1999 Ларионов В.В. состоит на регистрационном учете в квартире по указанному адресу в качестве нанимателя, основанием регистрации указан служебный ордер от 18.03.1999.

По данным ООО «Жилкомцентр» от 06.03.2009, Архивного агентства администрации Красноярского края от 10.11.2008, сведений о сохранении служебного ордера и контрольного талона к нему, по спорной квартире не имеется, равно как, и распоряжений о признании ее служебной.

Из сведений из архивного агентства администрации Красноярского края следует, что документов, подтверждающих сведения о квартире по адресу: <адрес>, в том числе о признании ее служебной, не имеется.

Согласно выписке из технического паспорта спорное жилое помещение является изолированным и имеет общую площадь 30,3 кв.м., в том числе жилую - 16,2 кв.м., а площадь всех частей объекта - 31,1 кв.м.

17.12.2004 Ларионов В.В. обращался в МУП «ПЖРЭТ №3» с заявлением об изменении статуса занимаемого им служебного помещения, согласно данному заявлению администрация ПЖРЭТ - № 3 обратилась с ходатайством в администрации Свердловского района г. Красноярска по вопросу вывода спорной квартиры из состава служебного жилья, однако администрацией Свердловского района г. Красноярска было рекомендовано обратиться в суд по данному вопросу.

Заочным решением Свердловского суда г. Красноярска от 26.07.2010 в удовлетворения требований Ларионова В.В. к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было отказано. Основанием отказа являлось то, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, согласие собственника на приватизацию служебного жилого помещения отсутствует.

10.02.2020 Ларионов обратился в Свердловский районный суд г. Красноярска с заявлением о пересмотре вступившего в силу заочного решения суда от 26.07.2010, по новым обстоятельствам, ссылаясь на то, что в 2014г. спорное помещение изменило статус и зарегистрировано на праве собственности за муниципальным образованием г. Красноярск, согласно данных выписки oт 19.11.2019, при этом о передачи служебного помещения в муниципальную собственность истцу известно не было.

Определением Свердловского районного суда г. Красноярска суда от 03.09.2020 в удовлетворении заявления Ларионову в пересмотре дела было отказано по основанию не отнесения указанного заявителем обстоятельства к вновь открывшимся по смыслу ст. 392 ГПК РФ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18.11.2020 указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения, частная жалоба представителя Ларионова В.В.- Сизых О.В. без удовлетворения.

Постановлением от 06.04.2007 № 202 муниципальное предприятие города Красноярска "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 3", созданное на основании Постановления администрации Свердловского района города Красноярска от 22.11.1993 № 793, расположенное по адресу: <адрес> ликвидировано. Дата ликвидации - 22.06.2012.

Письмом администрации Свердловского района г. Красноярска от 26.11.2021 №2092/9 истцу предложено предоставить документы, подтверждающие основания пользования спорным жилым помещением.

09.12.2021 истец обратился в администрацию Свердловского района с заявлением о заключении договора социального найма на спорную квартиру. Ответом администрации Свердловского района от 27.12.2021 №П-2075асвр по итогам заседания жилищной комиссии отказано в утверждении документов на оформлении договора социального найма на спорное жилое помещение.

Письмом от 28.01.2022 № 11 нсвр. истец уведомлен ответчиком о расторжении с ним договора найма жилого помещения на основании распоряжения администрации Свердловского района г. Красноярска от 25.01.2022 и выселении.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, ссылаясь на положения ст.ст. 6,10, 60 ЖК РФ, пунктов 14,15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42, ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира не зарегистрирована в органе государственной регистрации прав как служебная, статус входящей в специализированный жилищный фонд не имеет, истец проживает в спорном жилом помещении с 1999 года и до настоящего времени, квартира предоставлена ему на основании служебного ордера в связи с осуществлением им трудовой деятельности в ЖЭУ-3 МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска, в которой он проработал более 10 лет, до ликвидации указанной организации квартира муниципальному образованию г. Красноярск не передана, тем самым, Ларионов В.В. фактически занимает жилое помещение на условиях социального найма.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу ст.ст. 49, 52, 57, 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда предоставляет жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

По правилам пунктов 1, 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании статьи 93 этого же кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии со статьями 101, 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на период предоставления Ларионову В.В. спорной квартиры, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Анализ приведенных норм ранее действовавшего жилищного законодательства свидетельствует о том, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа.

Как видно по делу, Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.03.1999 № 129-р, спорная квартира признана служебной, закреплена за МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска и предоставлена Ларионову В.В. на основании служебного ордера № 010 от 18.03.1999, в связи с осуществлением трудовой деятельности в МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска.

Доказательств, свидетельствующих о том, что квартира утратила статус служебного жилого помещения, суду не представлено. Сведений о том, что собственником принято решение об исключении спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда в материалах дела также не имеется.

При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, спорная квартира как на момент принятия решения об отнесении ее к специализированному жилому фонду, так и в последующий период находилась в муниципальной собственности, сведений о том, что жилое помещение относилось к ведомственному жилому фонду не имеется, поэтому положения ч.1 ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", устанавливающей, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, не применимы к возникшим правоотношениям.

Так, по информации департамента муниципального имущества и земельных отношения администрации г. Красноярска, представленной по запросу суда апелляционной инстанции и принятой в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в качестве дополнительного (нового) доказательства, квартира по адресу <адрес>, включена в Реестр муниципального имущества 28.10.1996 в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1.

Из дела правоустанавливающих документов. представленного Управлением Росреестра по Красноярскому краю, следует, что право собственности муниципального образования г. Красноярск на квартиру зарегистрировано на основании выписки из реестра муниципального имущества.

В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", абз.2 пункта 1 Приложения №3 к указанному Постановлению, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Само по себе принятие органом местного самоуправления решения о закреплении квартиры за МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска после признания ее служебной не свидетельствует об изменении формы собственности квартиры, выбытия ее из муниципальной собственности.

То обстоятельство, что сведения о государственной регистрации права муниципального образования на спорную квартиру внесены в ЕГРН 16.01.2014, не свидетельствует о том, что право муниципального образования возникло с указанной даты, поскольку, как указано выше, право муниципального образования на указанный объект жилого фонда возникло в силу прямого указания закона (Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1), объект учтен в реестре муниципального имущества 28.10.1996.

Дата регистрации права собственности в ЕГРН в данном случае правового значения не имеет, поскольку частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Отсутствие в ЕГРН сведений об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду так же не свидетельствует об утрате квартирой такого статуса, так как государственная регистрация прав на недвижимое имущество выполняет функцию учета, но не является основанием для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.

Постановление Правительства РФ от 26 января 2006г. № 42 об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, на которое сослался суд первой инстанции в обжалуемом решении, к спорным правоотношениям так же не применимо, поскольку принято позже даты признания администрацией г. Красноярска спорной квартиры служебной и предоставления ее для проживания истцу.

Регистрация истца в спорном жилом помещении, проживание в нем длительное время, несение расходов по оплате жилищно- коммунальных услуг при вышеустановленных обстоятельствах не являются юридически значимыми обстоятельствами, которые могли бы служить основанием для изменения характера правоотношений между сторонами по пользованию жилым помещением и его статуса.

При таком положении, учитывая, что спорное жилое помещение является и являлось на момент предоставления истцу муниципальной собственностью, включено в состав специализированного жилого фонда в установленном законом порядке с принятием соответствующего решения, предоставлено Ларионову В.В. как служебное жилое помещение на период работы в МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска и решение об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда органом местного самоуправления не принималось, правовые основания для признания права пользования истца спорной квартирой на условиях социального найма у суда первой инстанции отсутствовали.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы представителя администрации Свердловского района в г. Красноярске об отсутствии правовых оснований для признания за Ларионовым В.В. права пользования спорной квартирой на условиях социального найма, признаны судебной коллегией обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 07 сентября 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ларионова Виктора Викторовича к Администрации Свердловского района в г. Красноярске о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> , на условиях договора социального найма – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2023 года

Судья Солодовникова Ю.В. 24RS0046-01-2020-001643-53

Дело № 33-42/2023 (33-14258/2022)

2.129г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Крятова А.Н.,

судей: Полянской Е.Н., Славской Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Полянской Е.Н.

гражданское дело по иску Ларионова Виктора Викторовича к Администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

по апелляционной жалобе представителя администрации Свердловского района г. Красноярска – Бинчуровой Е.С.,

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 07 сентября 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ларионова Виктора Викторовича к Администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить.

Признать за Ларионовым Виктором Викторовичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ларионов В.В. обратился в суд с иском к Администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Требования мотивированы тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена Ларионову В.В. как служебная на основании служебного ордера от 18.03.1999г. в связи с осуществлением им трудовой деятельности с 13.11.1995г. по 18.08.2006г. в должности слесаря-сантехника в ЖЭУ-3 МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска. Распоряжением администрации г. Красноярска №-129-р от 15.03.1999г. спорная квартира признана служебной. Однако, согласно ответов ООО «Жилкомцентра» от 06.03.2009г., Архивного агентства администрации Красноярского края от 10.11.2008г. сведений о сохранении служебного ордера и контрольного талона к нему по спорной квартире не имеется, равно как, и распоряжений о признании ее служебной. Согласно выписки из домовой книги, в спорной квартире на регистрационном учете состоит Ларионов В.В. с 02.04.1999г., основанием регистрации является служебный ордер. Согласно выписки из технического паспорта спорное жилое помещение является изолированным и имеет общую площадь 30,3 кв.м., в том числе жилую - 16,2 кв.м., а площадь всех частей объекта - 31,1 кв.м. 17.12.2004г. Ларионов В.В. обращался в МУП «ПЖРЭТ №3» с заявлением об изменении статуса занимаемого им служебного помещения, согласно данному заявлению администрация ПЖРЭТ - № 3 обратилась с ходатайством в администрации Свердловского района г. Красноярска по вопросу вывода спорной квартиры из состава служебного жилья, однако администрацией Свердловского района г. Красноярска было рекомендовано обратиться в суд. Заочным решением Свердловского суда г. Красноярска от 26.07.2010г. в удовлетворения требований Ларионова В.В. к администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по адресу: <адрес> было отказано по тому основанию, что квартира относится к специализированному жилищному фонду. 10.02.2020 Ларионов обратился в Свердловский районный суд г. Красноярска с заявлением о пересмотре вступившего в силу заочного решения суда от 26.07.2010г. по новым обстоятельствам, определением суда от 03.09.2020г. в удовлетворении заявления Ларионову В.В. в пересмотре дела было отказано.

Постановлением от 6 апреля 2007 года N 202 муниципальное предприятие города Красноярска "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 3", созданное на основании Постановления администрации Свердловского района города Красноярска от 22.11.1993 N 793, расположенное по адресу: Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Королева, 3а, ликвидировано. Дата ликвидации - 22.06.2012г. Письмом администрации Свердловского района г. Красноярска от 26.11.2021г. №2092/9 истцу предложено предоставить документы, подтверждающие основания пользования спорным жилым помещением, которые у истца в настоящее время отсутствуют, по обстоятельствам, указанным выше. 09.12.2021г. истец обратился в администрацию Свердловского района с заявлением о заключении договора социального найма на спорную квартиру. Ответом администрации Свердловского района от 27.12.2021г. №П-2075асвр по итогам заседания жилищной комиссии отказано в утверждении документов на оформлении договора социального найма на спорное жилое помещение. Письмом от 28.01.2022г. № 11 нсвр. истец уведомлен ответчиком о расторжении с ним договора найма жилого помещения на основании распоряжения администрации Свердловского района г. Красноярска от 25.01.2022г. и выселении.

Ссылаясь на то, что Ларионов В.В. приобрел право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, просил признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г<адрес>, на условиях договора социального найма.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя администрации Свердловского района г. Красноярска – Бинчурова Е.С. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение является служебным, признано таковым распоряжением администрации г. Красноярска от 15.03.1999 №129-р, и статус не утратило в связи с отсутствием распорядительного акта администрации г. Красноярска. На основании данного распоряжения городскому жилищному агентству следовало внести соответствующие изменения в Реестр муниципального жилищного фонда. На сегодняшний день Ларионов В.В. не является работником муниципального предприятия, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для его проживания в служебном жилом помещении.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу Ларионов В.В. просит оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание Ларионов В.В., представитель администрации г. Красноярска, о месте и времени его проведения извещенные надлежащим образом, не явились, причин неявки не сообщили, ходатайств не заявляли.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Свердловского района г. Красноярска – Бинчуровой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы представителя Ларионова В.В. – Россинской-Андреевой Н.А., третьего лица Васильевой Н.Н., согласных с решением суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.03.1999 № 129-р, квартира по адресу: <адрес>, признана служебной жилой площадью и закреплена за МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района.

На основании служебного ордера от 18.03.1999 указанная квартира предоставлена Ларионову В.В., который в период с 13.11.1995 по 18.08.2006 работал слесарем-сантехником в ЖЭУ-3 МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска.

Согласно выписки из домовой книги, с 02.04.1999 Ларионов В.В. состоит на регистрационном учете в квартире по указанному адресу в качестве нанимателя, основанием регистрации указан служебный ордер от 18.03.1999.

По данным ООО «Жилкомцентр» от 06.03.2009, Архивного агентства администрации Красноярского края от 10.11.2008, сведений о сохранении служебного ордера и контрольного талона к нему, по спорной квартире не имеется, равно как, и распоряжений о признании ее служебной.

Из сведений из архивного агентства администрации Красноярского края следует, что документов, подтверждающих сведения о квартире по адресу: <адрес>, в том числе о признании ее служебной, не имеется.

Согласно выписке из технического паспорта спорное жилое помещение является изолированным и имеет общую площадь 30,3 кв.м., в том числе жилую - 16,2 кв.м., а площадь всех частей объекта - 31,1 кв.м.

17.12.2004 Ларионов В.В. обращался в МУП «ПЖРЭТ №3» с заявлением об изменении статуса занимаемого им служебного помещения, согласно данному заявлению администрация ПЖРЭТ - № 3 обратилась с ходатайством в администрации Свердловского района г. Красноярска по вопросу вывода спорной квартиры из состава служебного жилья, однако администрацией Свердловского района г. Красноярска было рекомендовано обратиться в суд по данному вопросу.

Заочным решением Свердловского суда г. Красноярска от 26.07.2010 в удовлетворения требований Ларионова В.В. к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было отказано. Основанием отказа являлось то, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, согласие собственника на приватизацию служебного жилого помещения отсутствует.

10.02.2020 Ларионов обратился в Свердловский районный суд г. Красноярска с заявлением о пересмотре вступившего в силу заочного решения суда от 26.07.2010, по новым обстоятельствам, ссылаясь на то, что в 2014г. спорное помещение изменило статус и зарегистрировано на праве собственности за муниципальным образованием г. Красноярск, согласно данных выписки oт 19.11.2019, при этом о передачи служебного помещения в муниципальную собственность истцу известно не было.

Определением Свердловского районного суда г. Красноярска суда от 03.09.2020 в удовлетворении заявления Ларионову в пересмотре дела было отказано по основанию не отнесения указанного заявителем обстоятельства к вновь открывшимся по смыслу ст. 392 ГПК РФ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18.11.2020 указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения, частная жалоба представителя Ларионова В.В.- Сизых О.В. без удовлетворения.

Постановлением от 06.04.2007 № 202 муниципальное предприятие города Красноярска "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 3", созданное на основании Постановления администрации Свердловского района города Красноярска от 22.11.1993 № 793, расположенное по адресу: <адрес> ликвидировано. Дата ликвидации - 22.06.2012.

Письмом администрации Свердловского района г. Красноярска от 26.11.2021 №2092/9 истцу предложено предоставить документы, подтверждающие основания пользования спорным жилым помещением.

09.12.2021 истец обратился в администрацию Свердловского района с заявлением о заключении договора социального найма на спорную квартиру. Ответом администрации Свердловского района от 27.12.2021 №П-2075асвр по итогам заседания жилищной комиссии отказано в утверждении документов на оформлении договора социального найма на спорное жилое помещение.

Письмом от 28.01.2022 № 11 нсвр. истец уведомлен ответчиком о расторжении с ним договора найма жилого помещения на основании распоряжения администрации Свердловского района г. Красноярска от 25.01.2022 и выселении.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, ссылаясь на положения ст.ст. 6,10, 60 ЖК РФ, пунктов 14,15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42, ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира не зарегистрирована в органе государственной регистрации прав как служебная, статус входящей в специализированный жилищный фонд не имеет, истец проживает в спорном жилом помещении с 1999 года и до настоящего времени, квартира предоставлена ему на основании служебного ордера в связи с осуществлением им трудовой деятельности в ЖЭУ-3 МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска, в которой он проработал более 10 лет, до ликвидации указанной организации квартира муниципальному образованию г. Красноярск не передана, тем самым, Ларионов В.В. фактически занимает жилое помещение на условиях социального найма.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу ст.ст. 49, 52, 57, 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда предоставляет жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

По правилам пунктов 1, 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании статьи 93 этого же кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии со статьями 101, 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на период предоставления Ларионову В.В. спорной квартиры, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Анализ приведенных норм ранее действовавшего жилищного законодательства свидетельствует о том, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа.

Как видно по делу, Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.03.1999 № 129-р, спорная квартира признана служебной, закреплена за МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска и предоставлена Ларионову В.В. на основании служебного ордера № 010 от 18.03.1999, в связи с осуществлением трудовой деятельности в МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска.

Доказательств, свидетельствующих о том, что квартира утратила статус служебного жилого помещения, суду не представлено. Сведений о том, что собственником принято решение об исключении спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда в материалах дела также не имеется.

При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, спорная квартира как на момент принятия решения об отнесении ее к специализированному жилому фонду, так и в последующий период находилась в муниципальной собственности, сведений о том, что жилое помещение относилось к ведомственному жилому фонду не имеется, поэтому положения ч.1 ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", устанавливающей, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, не применимы к возникшим правоотношениям.

Так, по информации департамента муниципального имущества и земельных отношения администрации г. Красноярска, представленной по запросу суда апелляционной инстанции и принятой в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в качестве дополнительного (нового) доказательства, квартира по адресу <адрес>, включена в Реестр муниципального имущества 28.10.1996 в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1.

Из дела правоустанавливающих документов. представленного Управлением Росреестра по Красноярскому краю, следует, что право собственности муниципального образования г. Красноярск на квартиру зарегистрировано на основании выписки из реестра муниципального имущества.

В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", абз.2 пункта 1 Приложения №3 к указанному Постановлению, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Само по себе принятие органом местного самоуправления решения о закреплении квартиры за МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска после признания ее служебной не свидетельствует об изменении формы собственности квартиры, выбытия ее из муниципальной собственности.

То обстоятельство, что сведения о государственной регистрации права муниципального образования на спорную квартиру внесены в ЕГРН 16.01.2014, не свидетельствует о том, что право муниципального образования возникло с указанной даты, поскольку, как указано выше, право муниципального образования на указанный объект жилого фонда возникло в силу прямого указания закона (Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1), объект учтен в реестре муниципального имущества 28.10.1996.

Дата регистрации права собственности в ЕГРН в данном случае правового значения не имеет, поскольку частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Отсутствие в ЕГРН сведений об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду так же не свидетельствует об утрате квартирой такого статуса, так как государственная регистрация прав на недвижимое имущество выполняет функцию учета, но не является основанием для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.

Постановление Правительства РФ от 26 января 2006г. № 42 об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, на которое сослался суд первой инстанции в обжалуемом решении, к спорным правоотношениям так же не применимо, поскольку принято позже даты признания администрацией г. Красноярска спорной квартиры служебной и предоставления ее для проживания истцу.

Регистрация истца в спорном жилом помещении, проживание в нем длительное время, несение расходов по оплате жилищно- коммунальных услуг при вышеустановленных обстоятельствах не являются юридически значимыми обстоятельствами, которые могли бы служить основанием для изменения характера правоотношений между сторонами по пользованию жилым помещением и его статуса.

При таком положении, учитывая, что спорное жилое помещение является и являлось на момент предоставления истцу муниципальной собственностью, включено в состав специализированного жилого фонда в установленном законом порядке с принятием соответствующего решения, предоставлено Ларионову В.В. как служебное жилое помещение на период работы в МП «ПЖРЭТ-3» Свердловского района г. Красноярска и решение об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда органом местного самоуправления не принималось, правовые основания для признания права пользования истца спорной квартирой на условиях социального найма у суда первой инстанции отсутствовали.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы представителя администрации Свердловского района в г. Красноярске об отсутствии правовых оснований для признания за Ларионовым В.В. права пользования спорной квартирой на условиях социального найма, признаны судебной коллегией обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 07 сентября 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ларионова Виктора Викторовича к Администрации Свердловского района в г. Красноярске о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> , на условиях договора социального найма – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2023 года

33-42/2023 (33-14258/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Ларионов Виктор Викторович
Ответчики
Администрация г. Красноярска
Администрация Свердловского р-на в г. Красноярске
Другие
Васильева Наталья Николаевна
адвокат Россинская-Андреева Надежда Александровна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Полянская Елена Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
05.12.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
17.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023Передано в экспедицию
11.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее