Решение по делу № 11-325/2017 от 19.09.2017

Дело № 11-325/2017

(2-372/2017)

Мировой судья Пошовкин С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2017 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи     Смирновой С.А.,

при секретаре      Трикоз М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Соснова Е.А. на решение мирового судьи судебного участка № 4 г.Рубцовска Алтайского края от 15.03.2017 по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Соснову Е.А. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратился к мировому судье с указанным иском к ответчику Соснову Е.А. В обоснование заявленных требований указал, что ответчик является собственником помещения площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г.Рубцовск, ул..., ***, нежилое помещение ***. В соответствии с ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч. 8.2 ст. 156 ЖК РФ). В силу ч. 8.1. ст. 156 ЖК РФ и постановления Администрации Алтайского края от 29.12.2014 № 582 размер взноса на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет 5 руб. 00 коп. за 1 квадратный метр. Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом. Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. В соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ст. 9 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-20143 годы», утверждена постановлением Администрации Алтайского края № 146 от 27.03.2014 и опубликована 29 марта 2014 года в газете «Алтайская правда» № 79 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации края от 29.12.2014 № 587). Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 01.12.2014, а срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта исчислялся с 31.03.2014 по 30.09.2014. Поскольку собственники помещений МКД, расположенного по адресу: г.Рубцовск, ул...., *** не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, в соответствии с ч.7 ст.170 ЖК РФ постановлением органа местного самоуправления № 4350 от 14.10.2014 принято решение о его формировании на счете регионального оператора. С 01.12.2014 начисление платы за капитальный ремонт было включено в единый счет на оплату ЖКУ. С 01.09.2015 начисление платы за капитальный ремонт производится региональным оператором с формированием специального платежного документа (извещения на оплату взноса на капитальный ремонт), который направляется собственнику помещения в МКД. По состоянию на 23.11.2016 за ответчиком числится долг по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Рубцовск, ул...., *** в размере 5784 руб. 50 коп. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт ответчику начислена пеня в размере 655 руб. 50 коп. В связи с чем, ссылаясь на ст. ст.153, 154, 156, 158, 169, 170, 171 ЖК РФ истец просил взыскать с ответчика Соснова Е.А. в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 5784 руб. 50 коп., пеню в размере 655 руб. 50 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 г.Рубцовск Алтайского края от 15.03.2017, исковые требования Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» удовлетворены. Взыскано в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с Соснова Е.А. 5784 руб. 50 коп. в счет задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, 655 руб. 50 коп. пени, 400 руб. 00 коп. в счет оплаты госпошлины, всего 6640 руб. 05 коп.

Не согласившись с указанным решением мирового судьи, ответчик Соснов Е.А. обратился с апелляционной жалобой, просил решение мирового судьи судебного участка № 4 г.Рубцовска от 15.03.2017 отменить и принять новое решение. В обоснование требований жалобы указал, что в решении суда от 15.03.2017 суд приводит не состоятельные доводы и неправильно трактует действующее законодательство, полагая, что имеются основания для удовлетворения исковых требований. Вместе с тем, согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления), и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, что следует из системного толкования указанной ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ.

Представителем Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика Соснова Е.А., в которых доводы жалобы опровергает, просит оставить решение суда без изменения.

Представитель истца Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены в установленном законом порядке, представили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Ответчик Соснов Е.А. в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен в установленном законом порядке.

Суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела в пределах доводов жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение мирового судьи следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, так как не находит оснований для отмены постановленного мировым судьей решения по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Согласно ч.1 ст.169 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч.8.1 ст.156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 N 10-П).

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Как видно из материалов дела, Соснов Е.А. с *** года является собственником жилого помещения № ***, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Рубцовск, ул...., ***

В силу ч.8.1. ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Алтайского края от 29.12.2014 № 582 размер взноса на капитальный ремонт в многоквартирном доме № *** по ул. ... в г. Рубцовске составляет 5 руб. 00 коп. за 1 квадратный метр.

Согласно ч.3 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом. Частью 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

В соответствии с ч.5 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.9 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-20143 годы», утверждена постановлением Администрации Алтайского края № 146 от 27.03.2014 и опубликована 29 марта 2014 года в газете «Алтайская правда» № 79 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации края от 29.12.2014 № 587).

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 01.12.2014, а срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта исчислялся с 31.03.2014 по 30.09.2014.

Поскольку собственники помещений многоквартирного дома № *** по ул.... в г.Рубцовске не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, в соответствии с ч.7 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением органа местного самоуправления № 4350 от 14.10.2014 принято решение о его формировании на счете регионального оператора.

Таким образом, Соснов Е.А. как собственник нежилого помещения № ***, расположенного в многоквартирном доме № *** по ул. ... в г.Рубцовске, в соответствии со ст.ст. 153, 154 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации является лицом, обязанным в силу закона оплачивать ежемесячные взносы в некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Согласно расчету задолженности, представленного истцом, по состоянию на 23.11.2016 года, за период с 01.12.2014 по 23.11.2016 задолженность Соснова Е.А. по уплате взносов на капитальный ремонт составляет 5784 руб. 50 коп.

Указанный расчет задолженности был проверен мировым судьей, ответчиком не опровергнут, и является правильным и обоснованным.

Оснований для освобождения ответчика от уплаты задолженности мировым судьей не установлено и из материалов дела не усматривается, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возложена на ответчика в силу прямого указания закона.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая изложенные обстоятельства дела, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что в связи с уклонением ответчика от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, у него образовалась задолженность, в связи с чем, взыскал в пользу с Соснова Е.В. в пользу некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 5784 руб. 50 коп., пеню в размере 655 руб. 50 коп.

Оснований для признания этого вывода неправильным, суд апелляционной инстанции не находит.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, что следует из системного толкования указанной ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, являются несостоятельными.

Так согласно п. 6.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами группы депутатов Государственной Думы", положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.

Указанное означает, что сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме, что подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2014 года N 13-АПГ14-23 и др.). Не освобождает положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации от уплаты указанных взносов и соответствующие публично-правовые образования, если в их собственности находятся одно или несколько помещений в многоквартирном доме, - они обязаны уплачивать эти взносы на равных основаниях с другими собственниками расположенных в нем помещений и вне зависимости от исполнения ими ранее своей обязанности как наймодателей по проведению капитального ремонта данного дома.

Такой подход согласуется с принципами социальной солидарности и равенства, которые применительно к отношениям, связанным с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предполагают совместное и равное участие всех собственников помещений в этих домах в создании финансовой основы для обеспечения их поддержания в надлежащем санитарном и техническом состоянии и выступают тем самым в качестве необходимого условия устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Следовательно, положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции Российской Федерации.

Исходя из того что статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохранена обязанность по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов (что само по себе не исключает уплату взносов на проведение дальнейших капитальных ремонтов всеми собственниками расположенных в них помещений), федеральному законодателю надлежит установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Вместе с тем - имея в виду часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающую первоочередное включение в региональную программу капитального ремонта тех многоквартирных домов, в которых проведение капитального ремонта требовалось на дату приватизации первых жилых помещений в этих домах, при условии, что их капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации соответствующей региональной программы, - предполагается необходимость оказания (по крайней мере, в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, причем независимо от избранного собственниками расположенных в них помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Таким образом, при разрешении возникшего спора мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, мировым судьей не допущено.

Вместе с тем, при разрешении вопроса о возмещении судебных расходов судом в резолютивной части решения неправильно взыскан размер государственной пошлины, поскольку истцом предоставлен платежный документ в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу ответчика Соснова Е.А. оставить без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения мирового судьи судебного участка № 4 г. Рубцовска Алтайского края от 15.03.2017 по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Соснову Е.А. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в части оплаты государственной пошлины, изложив абзац второй в следующей редакции.

Взыскать в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с Соснова Е.А. 5784 руб. 50 коп. в счет задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, 655 руб. 50 коп. пени, 200 руб. 00 коп. в счет оплаты госпошлины, всего 6640 руб. 00 коп.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А.Смирнова

11-325/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Ответчики
Соснов Е.А.
Другие
Белоусова Н.А.
Суд
Рубцовский городской суд Алтайского края
Дело на странице суда
rubtcovsky.alt.sudrf.ru
19.09.2017Регистрация поступившей жалобы (представления)
20.09.2017Передача материалов дела судье
25.09.2017Вынесено определение о назначении судебного заседания
24.10.2017Судебное заседание
09.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2017Дело отправлено мировому судье
24.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее