Дело № 11-325/2017
(2-372/2017)
Мировой судья Пошовкин С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2017 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой С.А.,
при секретаре Трикоз М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Соснова Е.А. на решение мирового судьи судебного участка № 4 г.Рубцовска Алтайского края от 15.03.2017 по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Соснову Е.А. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратился к мировому судье с указанным иском к ответчику Соснову Е.А. В обоснование заявленных требований указал, что ответчик является собственником помещения площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г.Рубцовск, ул..., ***, нежилое помещение ***. В соответствии с ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч. 8.2 ст. 156 ЖК РФ). В силу ч. 8.1. ст. 156 ЖК РФ и постановления Администрации Алтайского края от 29.12.2014 № 582 размер взноса на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет 5 руб. 00 коп. за 1 квадратный метр. Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом. Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. В соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ст. 9 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-20143 годы», утверждена постановлением Администрации Алтайского края № 146 от 27.03.2014 и опубликована 29 марта 2014 года в газете «Алтайская правда» № 79 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации края от 29.12.2014 № 587). Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 01.12.2014, а срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта исчислялся с 31.03.2014 по 30.09.2014. Поскольку собственники помещений МКД, расположенного по адресу: г.Рубцовск, ул...., *** не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, в соответствии с ч.7 ст.170 ЖК РФ постановлением органа местного самоуправления № 4350 от 14.10.2014 принято решение о его формировании на счете регионального оператора. С 01.12.2014 начисление платы за капитальный ремонт было включено в единый счет на оплату ЖКУ. С 01.09.2015 начисление платы за капитальный ремонт производится региональным оператором с формированием специального платежного документа (извещения на оплату взноса на капитальный ремонт), который направляется собственнику помещения в МКД. По состоянию на 23.11.2016 за ответчиком числится долг по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Рубцовск, ул...., *** в размере 5784 руб. 50 коп. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт ответчику начислена пеня в размере 655 руб. 50 коп. В связи с чем, ссылаясь на ст. ст.153, 154, 156, 158, 169, 170, 171 ЖК РФ истец просил взыскать с ответчика Соснова Е.А. в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 5784 руб. 50 коп., пеню в размере 655 руб. 50 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 г.Рубцовск Алтайского края от 15.03.2017, исковые требования Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» удовлетворены. Взыскано в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с Соснова Е.А. 5784 руб. 50 коп. в счет задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, 655 руб. 50 коп. пени, 400 руб. 00 коп. в счет оплаты госпошлины, всего 6640 руб. 05 коп.
Не согласившись с указанным решением мирового судьи, ответчик Соснов Е.А. обратился с апелляционной жалобой, просил решение мирового судьи судебного участка № 4 г.Рубцовска от 15.03.2017 отменить и принять новое решение. В обоснование требований жалобы указал, что в решении суда от 15.03.2017 суд приводит не состоятельные доводы и неправильно трактует действующее законодательство, полагая, что имеются основания для удовлетворения исковых требований. Вместе с тем, согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления), и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, что следует из системного толкования указанной ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ.
Представителем Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика Соснова Е.А., в которых доводы жалобы опровергает, просит оставить решение суда без изменения.
Представитель истца Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены в установленном законом порядке, представили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Ответчик Соснов Е.А. в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела в пределах доводов жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение мирового судьи следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, так как не находит оснований для отмены постановленного мировым судьей решения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч.1 ст.169 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч.8.1 ст.156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 N 10-П).
В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Как видно из материалов дела, Соснов Е.А. с *** года является собственником жилого помещения № ***, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Рубцовск, ул...., ***
В силу ч.8.1. ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Алтайского края от 29.12.2014 № 582 размер взноса на капитальный ремонт в многоквартирном доме № *** по ул. ... в г. Рубцовске составляет 5 руб. 00 коп. за 1 квадратный метр.
Согласно ч.3 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом. Частью 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В соответствии с ч.5 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.9 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-20143 годы», утверждена постановлением Администрации Алтайского края № 146 от 27.03.2014 и опубликована 29 марта 2014 года в газете «Алтайская правда» № 79 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации края от 29.12.2014 № 587).
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 01.12.2014, а срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта исчислялся с 31.03.2014 по 30.09.2014.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома № *** по ул.... в г.Рубцовске не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, в соответствии с ч.7 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением органа местного самоуправления № 4350 от 14.10.2014 принято решение о его формировании на счете регионального оператора.
Таким образом, Соснов Е.А. как собственник нежилого помещения № ***, расположенного в многоквартирном доме № *** по ул. ... в г.Рубцовске, в соответствии со ст.ст. 153, 154 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации является лицом, обязанным в силу закона оплачивать ежемесячные взносы в некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Согласно расчету задолженности, представленного истцом, по состоянию на 23.11.2016 года, за период с 01.12.2014 по 23.11.2016 задолженность Соснова Е.А. по уплате взносов на капитальный ремонт составляет 5784 руб. 50 коп.
Указанный расчет задолженности был проверен мировым судьей, ответчиком не опровергнут, и является правильным и обоснованным.
Оснований для освобождения ответчика от уплаты задолженности мировым судьей не установлено и из материалов дела не усматривается, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возложена на ответчика в силу прямого указания закона.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая изложенные обстоятельства дела, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что в связи с уклонением ответчика от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, у него образовалась задолженность, в связи с чем, взыскал в пользу с Соснова Е.В. в пользу некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 5784 руб. 50 коп., пеню в размере 655 руб. 50 коп.
Оснований для признания этого вывода неправильным, суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, что следует из системного толкования указанной ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, являются несостоятельными.
Так согласно п. 6.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами группы депутатов Государственной Думы", положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.
Указанное означает, что сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме, что подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2014 года N 13-АПГ14-23 и др.). Не освобождает положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации от уплаты указанных взносов и соответствующие публично-правовые образования, если в их собственности находятся одно или несколько помещений в многоквартирном доме, - они обязаны уплачивать эти взносы на равных основаниях с другими собственниками расположенных в нем помещений и вне зависимости от исполнения ими ранее своей обязанности как наймодателей по проведению капитального ремонта данного дома.
Такой подход согласуется с принципами социальной солидарности и равенства, которые применительно к отношениям, связанным с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предполагают совместное и равное участие всех собственников помещений в этих домах в создании финансовой основы для обеспечения их поддержания в надлежащем санитарном и техническом состоянии и выступают тем самым в качестве необходимого условия устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Следовательно, положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции Российской Федерации.
Исходя из того что статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохранена обязанность по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов (что само по себе не исключает уплату взносов на проведение дальнейших капитальных ремонтов всеми собственниками расположенных в них помещений), федеральному законодателю надлежит установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Вместе с тем - имея в виду часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающую первоочередное включение в региональную программу капитального ремонта тех многоквартирных домов, в которых проведение капитального ремонта требовалось на дату приватизации первых жилых помещений в этих домах, при условии, что их капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации соответствующей региональной программы, - предполагается необходимость оказания (по крайней мере, в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, причем независимо от избранного собственниками расположенных в них помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Таким образом, при разрешении возникшего спора мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, мировым судьей не допущено.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о возмещении судебных расходов судом в резолютивной части решения неправильно взыскан размер государственной пошлины, поскольку истцом предоставлен платежный документ в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу ответчика Соснова Е.А. оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения мирового судьи судебного участка № 4 г. Рубцовска Алтайского края от 15.03.2017 по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Соснову Е.А. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в части оплаты государственной пошлины, изложив абзац второй в следующей редакции.
Взыскать в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с Соснова Е.А. 5784 руб. 50 коп. в счет задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, 655 руб. 50 коп. пени, 200 руб. 00 коп. в счет оплаты госпошлины, всего 6640 руб. 00 коп.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья С.А.Смирнова