копия Дело № 2-3771/2018
0
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Булыгиной С.А.
при секретаре Свахиной О.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлено, что имеющиеся на балансе переезды, через которые перемещается значительное количество автомобилей в сутки, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения они не оборудованы, что свидетельствует о несоблюдении законодательства о железнодорожном транспорте и законодательства, направленного на обеспечение безопасности перемещения автомобильного транспорта через железнодорожные пути. В результате несоблюдения требований законодательства об оборудовании железнодорожных переездов не соблюдены интересы неопределённого круга лиц, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан. Просят обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожный переезд, расположенный на 3997 км <данные изъяты>, специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Красноярский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о времени месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Шикуткина А.А.., действующая на основании доверенности от 23.01.2018 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указала, что специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, в силу Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 и Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России 31.07.2015 № 237 не являются составной частью устройств железнодорожных переездов обеспечивающих безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств. Таким образом, указанные прокурором технические средства не обеспечивают безопасность дорожного движения, они устанавливаются для фиксации нарушений правил дорожного движения. Следовательно, отсутствие средств фиксации не влияет на безопасность движения и не нарушает права неопределенного круга лиц. При этом указали, что п. 5 ст. 3 закона технические средства фото- видеофиксации отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог. Статьи 15 и 17 устанавливают, что дорожную деятельность, в том числе строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дрог федерального, регионального, муниципального значения, а также частных дорог, осуществляют их владельцы, в числе которых органы государственной власти, местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Таким образом, из указанных норм закона следует, что оборудование автомобильных дорог автоматическими средствами фото- видеофиксации возложено на владельцев автомобильных дорог. В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от административных штрафов за нарушение законодательства в сфере безопасности дорожного движения поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанные доводы еще раз, подтверждают обоснованность вывода о возложении обязанности по установке средств фото-видеофиксации на владельцев автомобильной дороги. В обоснование своей позиции также указали, что сумма затрат на установку одного комплекса фото-видеофиксации составляет от 3-х до 16-ти миллионов рублей, включая стоимость самого комплекса и затрат на работы по его монтажу и дальнейшему содержанию, что в годовой бюджет не заложено. С учетом количества переездов, которые прокурор просит оборудовать средствами фото-видеофиксации, принимая во внимание, что в бюджет ответчика на будущий год указанные затраты не заложены, оборудование переездов такими средствами возможно не менее чем через 2 года.
Представители третьих лиц: администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, УГИБДД УВД по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
В силу ст.167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие представителя истца, а также представителей третьих лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Статьей 6 указанного ФЗ предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении; оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги; строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; ремонт железнодорожного подвижного состава; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта; содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта; иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности.
Согласно ст. 2 ФЗ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
В силу ч. 2 ст. 21 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Судом установлено, что Красноярской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлено, что железнодорожный переезд, расположенный на 3997 км <данные изъяты>, в нарушение ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» эксплуатируется ОАО «РЖД» при отсутствии специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения.
Согласно информации от 15.05.2017 года №/КраснДН, от 07.07.2017 года исх-№/КрДИП, представленной Красноярской дирекцией инфраструктуры - структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», железнодорожные переезды, расположенные на участке <адрес> железнодорожной магистрали, не оборудованы специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Согласно карточке через железнодорожный переезд, расположенный на 3997 км <данные изъяты> перемещается 5 автомобилей в сутки.
Неудовлетворительное содержание участков дорог, железнодорожных переездов является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что недопустимо.
Проведение работ по текущему содержанию пути определены соответствующей Инструкцией, утверждённой МПС РФ 01.07.2000 № ЦП№ пунктом 3.6.6, которой предусмотрено, что железнодорожные переезды должны содержаться в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России.
В настоящее время требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним регламентированы Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237, согласно п. 79 которых работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257- ФЗ.
В соответствии с п. 79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденные Приказом Минтранса России от 31.07.2015 г. N 237, владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.10.2016 № 1368-ст утверждён и с 01.06.2017 введён в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъёмки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением», которым установлены правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
Согласно ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1368-ст. Стандартинформ, 2016).
Таким образом, отсутствие в законодательстве Российской Федерации о железнодорожном транспорте требований, предусматривающих обязанность по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, не может служить основанием для освобождении ответчика от исполнения предписаний, предусмотренных ч. 2 ст. 21 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу вышеуказанной нормы закона предусматривается обязанность по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Относительно технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, вопросы оснащения ими железнодорожных переездов какими-либо специальными нормами права в области железнодорожного транспорта не регламентированы. Правовое регулирование деятельности по оборудованию переездов средствами фиксации нарушений правил дорожного движения содержится в ст. 21 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что ч. 2 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" возлагает обязанность именно на владельца железнодорожных путей (ответчика) оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения.
Суд приходит к выводу о том, что несмотря на тот факт, что в ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ не содержится аналогичное требование и не определен источник финансирования, техническая возможность, рассмотрение законопроекта о внесение изменений в законодательные акты не может являться основанием для неисполнения императивных предписаний положений ч. 2 ст. 21 названного закона на данный момент.
При установленных обстоятельствах, требования Красноярского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Исходя из этого, принимая во внимания установленные обстоятельства, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность исполнить обязательства в срок в течение 18 месяцев, что будет соответствовать принципу разумности, возможности объективно разрешить вопросы финансового и технического характера.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины суд возлагает на ОАО «РЖД» и взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожный переезд, расположенный на 3997 км <данные изъяты>, специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в течение 20 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с открытое акционерное общество «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна.
Судья С.А. Булыгина
Мотивированное решение составлено 18.12.2018 года.