Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хаулиной Е.А.,
с участием представителя истца управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области по доверенности Серегиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2023-001592-33 (производство № 2-1556/2023) по иску управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Дмитриевой Татьяне Александровне о прекращении права собственности на огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие, его утилизации,
установил:
управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области обратилось в суд с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Дмитриевой Т.А. о прекращении права собственности на огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие, его утилизации, указав в обоснование исковых требований на то, что умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 являлся владельцем огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия ИЖ-81, кал. 12 №, которому было выдано разрешение на его хранение и ношение РОХа № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В связи со смертью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ данное оружие было сдано его наследником Дмитриевой Т.А. и передано на временное хранение в комнату хранения оружия пункта полиции «Куркинский» МОМВД России «Кимовский», где находится до настоящего времени.
ДД.ММ.ГГГГ выданное ФИО5 разрешение серии РОХа № на хранение и ношение охотничьего гладкоствольного оружия «ИЖ-81, кал. 12 №, аннулировано в связи со смертью ФИО2
Поскольку Дмитриева Т.А., являющаяся наследником ФИО2, в течение шестимесячного срока после открытия наследства не заявила о своих правах на наследственное имущество в виде оружия, последнее является выморочным имуществом.
Истец просил суд прекратить право собственности ФИО2 на огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие ИЖ-81, кал. 12 №, признать его выморочным имуществом и разрешить истцу утилизацию указанного оружия.
Представитель истца управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области по доверенности Серегина Е.Г. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представил.
Ответчик Дмитриева Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представила.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя истца управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> по доверенности Серегиной Е.Г., изучив письменные материалы дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (пункт 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Порядок наследования вещей, ограниченно оборотоспособных, предусмотрен законодателем в статье 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии приведенной правовой нормой принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения (пункт 1). Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества (пункт 2). При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию (пункт 3).
На основании части 2 статьи 20 и части 5 статьи 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
В соответствии с пунктом 29 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, юридические лица и граждане Российской Федерации при получении ими гражданского оружия и патронов в дар либо по наследству обязаны:
а) представить в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальный орган по месту учета этого оружия заявление по форме, установленной Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации;
б) иметь лицензию на приобретение соответствующего оружия, его коллекционирование или экспонирование либо разрешение на хранение или хранение и ношение такого оружия.
Регистрация (перерегистрация) оружия, полученного в дар либо по наследству, производится Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами в соответствии с федеральным законодательством на основании документов, подтверждающих законность дарения или вступления в наследство.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО5 являлся владельцем огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия ИЖ-81, кал. 12 №, ФИО5 было выдано разрешение на его хранение и ношение РОХа № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии №.
В связи со смертью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ данное оружие было сдано его наследником Дмитриевой Т.А. и передано на временное хранение в комнату хранения оружия пункта полиции «Куркинский» МОМВД России «Кимовский», где находится до настоящего времени.
ДД.ММ.ГГГГ выданное ФИО5 разрешение серии РОХа № на хранение и ношение охотничьего гладкоствольного оружия «ИЖ-81, кал. 12 №, аннулировано в связи со смертью ФИО2
Согласно копии наследственного дела №, открытого к имуществу ФИО2, представленного по запросу суда нотариусом Тульской областной нотариальной палаты ФИО7, наследником, принявшим наследственное имущество ФИО2, является ответчик Дмитриева Т.А., которая обратилась к нотариусу с соответствующим заявлением в установленные законом сроки и порядке, в связи с чем Дмитриевой Т.А. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении объектов недвижимости, принадлежавших ФИО5 на праве собственности на дату смерти.
Вместе с тем, поскольку ответчик Дмитриева Т.А. не имеет лицензию на соответствующее оружие, а обратного в материалы дела не представлено, в данном конкретном случае орган внутренних дел обязан принять установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Проанализировав приведенные правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения применительно к установленным обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о том, что поскольку после смерти ФИО2 было открыто наследственное дело, принадлежащее наследодателю на праве собственности оружие нельзя признать выморочным.
Вместе с тем, поскольку с даты сдачи не имеющей соответствующей лицензии ответчиком Дмитриевой Т.А. оружия для ответственного хранения (ДД.ММ.ГГГГ) прошло более одного года, исковые требования о прекращении права собственности ФИО2 на спорное оружие и разрешении принудительной утилизации предмета спора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Дмитриевой Татьяне Александровне о прекращении права собственности на огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие, его утилизации удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО2 на огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие ИЖ-81, кал. 12 №.
Разрешить управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области утилизацию огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия ИЖ-81, кал. 12 №.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 31 июля 2023 года.
Председательствующий