Решение по делу № 2-377/2023 от 07.09.2023

10RS0001-01-2023-000469-53

№ 2-377/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2023 г.                             г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гуйдо К.А.,

с участием истца Червочкина С.В.

представителя истца Александрова О.М.

ответчика Бугакова В.И.

представителя ответчика Лосунова О.И.

третьего лица Миронова М.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Каменевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Червочкина С.В. к Бугакову В.И. о признании членом семьи погибшего военнослужащего, как лицо, его воспитавшее,

УСТАНОВИЛ:

Червочкин С.В. обратился в суд с иском, мотивируя требования тем, что он приходится Б.П.В. родственником. В связи со смертью матери Б.П.В.Б.И.М. и нахождением отца Бугакова В.И. под стражей в рамках расследования уголовного дела он постановлением главы муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 17 марта 2010 г. № 220 был назначен опекуном Б.П.В. Постановлением администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 30 января 2012 г. № 80 опекуном Бугакова П.В. назначена Барболина Н.М., освобожденная от исполнения обязанностей опекуна 7 ноября 2014 г. Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 3 декабря 2014 г. № 5950 он был назначен попечителем Б.П.В.. Таким образом, он в период с 17 марта 2010 г. по 30 января 2012 г. и с 7 ноября 2014 г. до совершеннолетия Б.П.В., то есть более 5 лет, являлся фактическим воспитателем Б.П.В.

Б.П.В. погиб ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции.

В связи со смертью военнослужащего в период службы и в связи с исполнением обязанностей военной службы родственники погибшего имеют право на единовременную и страховую выплаты, а также на выплату не полученной военнослужащим заработной платы.

Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, истец просит признать его членом семьи погибшего военнослужащего Б.П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо, фактически его воспитывавшее более 5 лет.

Определением судьи от 11 сентября 2023 г., в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Карелия" (далее – ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия").

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 28 сентября 2023 г., к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бугакова К.В., Бугаков Г.В, акционерное общество "СОГАЗ" (далее – АО "СОГАЗ").

В судебном заседании истец Червочкин С.В. и его представитель Александров О.М. заявленные требования поддержали. Истец пояснил, что воспитывал Б.П.В., как своего сына, обучал его всему, что умел сам; занимался физическим развитием, интересовался его успехами в школе, посещал школьные собрания, содержал Павла. Отношения в семье были доверительными, близкими.

Ответчик Бугаков В.И. и его представитель Лосунов О.И. возражали относительно удовлетворения исковых требований, поскольку Червочкин С.В. осуществлял опеку над Б.П.В. на возмездной основе.

Третье лицо Миронов М.В. поддержал заявленные требования. Пояснил, что Червочкин С.В. приходится ему и его брату Б.П.В. двоюродным дедушкой. После случившейся трагедии, когда Бугаков В.И. убил их с Павлом мать Б.И.М. Павел воспитывался в семье Червочкина С.В. Отношения в семье были хорошие, доверительные, Червочкин С.В. воспитывал Б.П.В. как сына.

Третье лицо Барболина Н.М. в судебном заседании 24 октября 2023 г. требования поддержала, пояснила, что Червочкин С.В. воспитывал П., помогал ему.

Третьи лица Бугакова К.В., Бугаков Г.В., АО "СОГАЗ", Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия", Военный комиссариат Беломорского района Республики Карелия, Жмурина Е.А., Барболина Н.М. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Третье лицо ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" в отзыве на исковое заявление указал, что при наличии убедительных данных, в том числе, отсутствии нареканий, замечаний со стороны надзорных органов, с подтверждением органами опеки и попечительства фактов надлежащего исполнения обязанностей по договору опеки (попечительства) Червочкиным С.В. в отношении Б.П.В., проживавшего у него на правах члена семьи, судом может быть рассмотрен вопрос о признании Червочкина С.В. членом семьи (фактическим воспитателем) Б.П.В.

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

Учитывая надлежащее извещение сторон о рассмотрении дела, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не усматривает препятствий для рассмотрения дела в отсутствие третьих лиц.

Заслушав пояснения участвующих лиц, показания свидетелей, изучив материалы дела, личное дело несовершеннолетнего Б.П.В., представленное администрацией муниципального образования "Беломорский муниципальный район", гражданские дела №, личное дело рядового Б.П.В., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации иимеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (застрахованные лица).

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", с учетом Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 315-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица; лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта)".

Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие.

Пунктом 4 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считается: лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Определением Беломорского районного суда Республики Карелия от 18 августа 2023 г., вступившим в законную силу, заявление прокурора Беломорского района Республики Карелия в интересах Червочкина С.В. о признании последнего фактическим воспитателем военнослужащего Б.П.В. оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве

Истец, обращаясь в суд, просит установить, что он фактически содержал и воспитывал Б.П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, более пяти лет, в период с 17 марта 2010 г. по 30 января 2012 г. и с 3 декабря 2014 г. до его совершеннолетия, что послужит основанием для признания за ним права на получение предусмотренных законом выплат.

В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Обязанности, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, не возлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.

В соответствии с п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации), следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.

Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (абз. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Согласно ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

Согласно п. 3 ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации опекуны и попечители, а также лица, осуществляющие уход и воспитание за несовершеннолетним ребенком (детьми) в приемных семьях, не могут требовать взыскания алиментов от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия.По смыслу приведенных норм и разъяснений в отличие от опекунов (попечителей, приемных родителей), получающих денежные средства в виде пособий на содержание своих подопечных, фактические воспитатели содержат воспитанников за счет собственных средств. Также между фактическим воспитателем и воспитанником возникают отношения, схожие с отношениями между родителем и ребенком в части его содержания и воспитания. Однако у фактического воспитателя отсутствуют соответствующие родительские обязанности в отношении ребенка в силу закона или судебного решения.

Судом установлено, подтверждается соответствующей записью акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ , что Б.П.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются: Бугаков В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Мать Б.П.В. - Б.И.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ).

Отец Б.П.В. - Бугаков В.И. находился с 19 января 2010 г. под стражей в рамках расследования уголовного дела по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 августа 2010 г. Бугаков В.И. был освобожден от уголовной ответственности за совершение им общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, как лицо, находившееся во время его совершения в состоянии невменяемости. К Бугакову В.И. применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

17 марта 2010 г. постановлением администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" № 220 над несовершеннолетним Б.П.В. установлена опека, опекуном назначен Червочкин С.В.

Постановлением администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 17 марта 2010 г. № 224 Б.П.В. с 17 января 2010 г. назначена выплата денежных средств.

Согласно ст. 2 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей, опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям ежемесячно выплачивались денежные средства в размере 6319 руб.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что размер денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание каждого ребенка опекуну (попечителю), приемной семье, патронатному воспитателю, увеличивается на величину районного коэффициента, установленную законодательством Российской Федерации для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 8 ноября 2010 г. Бугаков В.И. ограничен в родительских правах в отношении сына Б.П.В., в дальнейшем в родительских правах не восстанавливался.

Постановлением администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 30 января 2012 г. № 80 над несовершеннолетним Б.П.В. установлена опека, опекуном назначена Барболина Н.М., освобожденная от исполнения обязанностей попечителя постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , несовершеннолетний определен в МУ СО Социально-реабилитационный центр "Надежда" для подготовки к помещению его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 3 декабря 2014 г. № 5950 над несовершеннолетним Б.П.В.. установлено предварительное попечительство, Червочкин С.В. назначен попечителем.

3 декабря 2014 г. между администрацией муниципального образования "Беломорский муниципальный район" и Червочкиным С.В. заключен договор об осуществлении попечительства на возмездных условиях, согласно которому попечитель принял на возмездные условия несовершеннолетнего Б.П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (п. 1.1. договора); п. 1.2 предусмотрено получение попечителем вознаграждения за труд по воспитанию подопечного из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в возрасте старше 13 лет.

Постановлением администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 23 декабря 2014 г. № 1960 с 3 декабря 2014 г. попечителю Червочкину С.В. назначена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетнего Б.П.В.

В соответствии со ст. 2.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) при осуществлении опеки (попечительства) над ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся ребенком-инвалидом или находящимся в возрасте старше 13 лет, опекуну (попечителю), заключившему в соответствии с федеральным законодательством договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, выплачивается вознаграждение (ч. 1); вознаграждение опекуну (попечителю) выплачивается ежемесячно за воспитание каждого ребенка, указанного в части 1 настоящей статьи, в размере 3733 руб. (ч. 2); установленное настоящей статьей вознаграждение опекуну (попечителю) выплачивается с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 4).

Из материалов личного дела рядового Б.П.В. Б- следует, что между Б.П.В. и Министерством обороны Российской Федерации были заключены контракты о прохождении военной службы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ Б.П.В. скончался.

Согласно выписке из приказа командира 104 Гвардейского десантно-штурмового полка от ДД.ММ.ГГГГ дсп смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

В рамках рассмотрения дела судом установлено, что Червочкин С.В., являясь опекуном своего двоюродного внука, воспитывал его в указанные выше периоды, между ними сложились доверительные, близкие отношения, однако данный факт не свидетельствует о наличии оснований для признания истца фактическим воспитателем по следующим основаниям.

Приемные родители и опекуны, в отличие от фактических воспитателей (родственников ребенка и лиц, не состоящих с ним в родстве, воспитывающих и содержащих ребенка на безвозмездной основе за счет собственных средств) не относятся к числу лиц, имеющих право получать от воспитанников содержание вне зависимости от времени их воспитания, поскольку они выполняют обязанности воспитателя с согласия; воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, ежемесячно за время пребывания в семье опекуна из бюджета выделяются денежные средства на их питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь, проживание, а также бесплатно оказывается медицинская помощь, в связи с чем, в случае смерти воспитанника-военнослужащего у приемных родителей отсутствуют материальные потери в виде будущей возможности получать от него содержание.

В случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию и получателями мер социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, в рамках возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего, являются члены семьи, прямо указанные в Федеральных законах и в заключенных на основании норм этих законов договорах.

Государственными контрактами на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, Соглашениями об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, заключенными между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Согаз", не предусмотрено предоставление страховых выплат и единовременного пособия опекунам в случае смерти их воспитанника, в период военной службы и при исполнении обязанностей военной службы.

Таким образом, у истца, обладающего в правоотношениях статусом опекуна, что отличается от фактического воспитателя по правовым признакам, отсутствует право на получение страховой суммы и единовременного пособия.

Более того, анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что факт содержания истцом Червочкиным С.В. Б.П.В. за счет собственных денежных средств не подтвержден и не установлен в рамках рассмотрения дела.

Согласно истории выплат Б.П.В., предоставленной ОСФР по Республике Карелия, П. являлся получателем мер социальной поддержки: в размере <данные изъяты>

Кроме того, на содержание Б.П.В. удерживались алименты из пенсии его отца Бугакова В.И., получателем которых являлся Червочкин С.В.: в период <данные изъяты> г. Данных об иных периодах и суммах удержаний алиментов суду не представлено. В то же время Червочкин С.В. подтверждал факт перечисления алиментов с момента вступления в законную силу решения Беломорского районного суда Республики Карелия от 8 ноября 2010 г. об ограничении Бугакова В.И. в родительских правах в отношении Б.П.В. и взыскании алиментов.

Истец указывал, что он являлся индивидуальным предпринимателем, имел достаточный доход для содержания Б.П.В.

В то же время, согласно сведениям, представленным Управлением ФНС России по Республике Карелия, налогоплательщиком Червочкиным С.В. за периоды 2010-2012 гг., 2014-2018 гг. были представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с нулевыми показателями, так же как и за период с 2010-2012 гг. налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость. За период с 2014-2017 гг. представлены Единые (упрощенные) налоговые декларации с нулевыми показателями.

Согласно справкам о доходах, представленных Управлением ФНС России по Республике Карелия, общие суммы доходов Червочкина С.В. (без исчисленных сумм налога) составляли: за 2010 год – 50950 руб., за 2011 год – 126229,90 руб., за 2012 год – 192877,72 руб., за 2014 год – 19354,84 руб., за 2015 год – 106049,66 руб., за 2016 год – 104301,2 руб., за 2017 год – 98551,20 руб., за 2018 год – 65700 руб.

Представленным администрацией муниципального образования "Беломорский муниципальный район" личным делом по оформлению опеки в отношении Б.П.В. подтверждается, что Червочкиным С.В. предоставлялись отчеты по установленной форме о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом, согласно которым за 2015 год доход несовершеннолетнего подопечного составил <данные изъяты> За периоды до 2015 года отчеты не составлялись.

При этом, как следует из актов, общий доход семьи Червочкина С.В. составлял, с учетом пособия на опекаемого, пенсии по потере кормильца Б.П.В., пенсии опекуна и его жены, от 39000 руб. до 42000 руб. в месяц (2015-2016 гг.).

Следовательно, совокупный доход, за счет которого жила семья Червочкина С.В. совместно с подопечным, включал в себя как получаемые попечителем выплаты, так и социальные выплаты, осуществляемые государством на содержание Б.П.В.

Пособия и иные социальные выплаты, получаемые несовершеннолетним Б.П.В. на свое содержание от государства, составляли в 2015 году ежемесячно 10805,20 руб.; алименты за 2015 г. 17629,61 руб.

Пенсия по потере кормильца перечислялась на лицевой счет Б.П.В., открытый в <данные изъяты>, по достижении совершеннолетия П. данными денежными средствами распорядился по своему усмотрению, как поясняли истец и третье лицо Миронов М.В. П. приобрел автомобиль и мотоцикл.

Пособия и иные социальные выплаты, получаемые несовершеннолетним Б.П.В. на свое содержание от государства, составляли в 2016 году ежемесячно 10750 руб.; алименты за 2016 г. 12073 руб. В 2016 году было осуществлено за счет денежных средств самого несовершеннолетнего приобретение товара длительного пользования, стоимость которого превышала установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации – ноутбука.

Согласно справке ГАПОУ РК "Петрозаводский автотранспортный техникум" Б.П.В. обучался в учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен академический отпуск в связи с призывом на военную службу) по очной форме на бюджетной основе, проживал в общежитии, получал стипендию в размере: <данные изъяты>

Помимо стипендии Б.П.В., согласно истории выплат, предоставленной ОСФР по Республике Карелия, получал социальные выплаты в размере руб. ежемесячно, а Червочкин С.В. получал на содержание Б.П.В. от Бугакова В.И. алименты в <данные изъяты>, которые имеют целевое назначение – содержание несовершеннолетнего.

С учетом установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что несовершеннолетний Б.П.В. не находился на полном обеспечении Червочкина С.В., а получал содержание как от государства, так и от отца Бугакова В.И.

Представленные в материалы дела истцом чеки по операциям также не могут быть признаны доказательством полного содержания истцом Б.П.В. за счет собственных денежных средств, поскольку чеки по операциям за периоды 2018-2022 гг. о переводах денежных средств Б.П.В. не относятся к устанавливаемому периоду фактического воспитания, совершеннолетие Б.П.В. наступило 2 августа 2018 г. Чеки по операциям за иные периоды имеют последние 4 цифры карты и не позволяют идентифицировать получателя. Чеки за периоды 2014-2019 гг. подтверждают оплату услуг мобильной связи (без указания принадлежности номера), а также стационарного телефона, интернета, телевидения и не соотносятся с фактом содержания несовершеннолетнего.

Таким образом, анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт содержания истцом Червочкиным С.В. несовершеннолетнего Б.П.В. за счет собственных денежных средств на протяжении более 5 лет не подтвержден и не установлен в рамках рассмотрения дела, кроме того, судом принимается во внимание, что Червочкин С.В. в обозначенный им период являлся опекуном и попечителем несовершеннолетнего Б.П.В., то есть получал вознаграждение за осуществление опеки (попечительства).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Червочкина С.В. к Бугакову В.И. о признании членом семьи погибшего военнослужащего, как лицо, его воспитавшее, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     К.А. Гуйдо

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2023 г.

2-377/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Червочкин Сергей Владимирович
Ответчики
Бугаков Виктор Иванович
Другие
Барболина Нина Михайловна
Жмурина Евгения Алексеевна
Министерство обороны Российской Федерации
Лосунов Олег Иванович
АО "Согаз"
Военный комиссариат Беломорского района
Бугаков Григорий Викторович
Военный комиссариат Республики Карелия
Александров Олег Маратович
Миронов Михаил Валерьевич
Бугакова Ксения Викторовна
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
belomorsky.kar.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.09.2023Предварительное судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее