Решение по делу № 3а-286/2020 от 18.09.2020

Дело № 3а-286/2020

Дело № 3а-286/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

15 октября 2020 РіРѕРґР°                                                                             Рі.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

рассмотрев РІ открытом судебном заседании дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рамазановой Анастасии Владимировны Рє Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области  Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє,

У С Т А Н О В И Л:

Рамазанова Рђ.Р’.  обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє.

Р’ обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного  СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска РѕС‚ 18 марта 2015 Рі. РїРѕ делу в„– *** РЅР° Министерство строительства,  жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области была возложена обязанность  предоставить ей жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РІ Рі.Ульяновске. Вместе СЃ тем РґРѕ настоящего времени решение СЃСѓРґР° ответчиком исполнено РЅРµ было, чем нарушаются её права.

Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ  этим Рамазанова Рђ.Р’. просила присудить ей компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 300 000 СЂСѓР±.

РЎСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле РІ качестве административных ответчиков были привлечены  Ульяновская область РІ лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство строительства Рё архитектуры Ульяновской области, РІ качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Ульяновской области.

Р’ судебном заседании Рамазанова Рђ.Р’. поддержала заявленные требования РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ. 

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Министерство финансов Ульяновской области в письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство.

Считает размер компенсации завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

РљСЂРѕРјРµ того указывает, что нарушение установленных законодательством Р Р¤ СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения  судебного акта само РїРѕ себе РЅРµ означает нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє.

Указывает на то, что Министерство систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

Сообщает, что принято распоряжение Правительства Ульяновской области от 16 мая 2016г. № 267-пр «О заключении государственных контрактов по приобретению в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в рамках государственной программы «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013г. № 37/412-П. Данное распоряжение Правительства Ульяновской области позволит проводить торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квартир для детей-сирот из консолидированных бюджетов 2016-2020 годов.

Р’ целях финансовой поддержки детей-СЃРёСЂРѕС‚, временно РЅРµ получивших жилые помещения, РІ соответствии СЃ Постановлением Правительства Ульяновской области РѕС‚ 14 октября 2014 Рі. в„– 466-Рџ «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов РЅР° наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, Р° также лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей  РЅР° территории Ульяновской области» определена СЃСѓРјРјР° ежемесячной денежной компенсации РІ размере 5 тысяч СЂСѓР±.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Министерством принимались необходимые меры для исполнения решения суда в разумный срок.

Кроме того, указывает, что согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Министерство строительства Рё архитектуры Ульяновской области РІ письменном отзыве РЅР° РёСЃРє указывает РЅР° то, что Министерством систематически проводится работа РїРѕ приобретению РІ государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-СЃРёСЂРѕС‚ посредством проведения электронных торгов. РџРѕ итогам проведенных РІ 2014, 2015, 2017 годах аукционом были заключены государственные контракты РЅР° участие РІ долевом строительстве.  

Р’ 2018 РіРѕРґСѓ торги РЅРµ объявлялись  РёР·-Р·Р° отсутствия денежных средств РІ областном бюджете.

Объявленные в 2019 году торги не состоялись по причине отсутствия заявок, ввиду низкой средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья на территории Ульяновской области, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В течение 2020 года Министерство планирует объявить аукцион по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После исполнения заключенных государственных контрактов и оформления права собственности на данные квартиры истец будет обеспечен жилым помещением.

Министерство РЅРµ является организацией, которая самостоятельно, Р·Р° счет внутренних резервов может исполнить решение СЃСѓРґР°. Р’СЃРµ денежные средства, находящиеся  РІ распоряжении Министерства, имеют целевой характер Рё используются РІ соответствии СЃ утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» РЅР° 2020 РіРѕРґ, утвержденной законом Ульяновской области РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 Рі. в„– 124-Р—Рћ «Об областном бюджете Ульяновской области РЅР° 2020 РіРѕРґ Рё РЅР° плановый период 2021 Рё 2022 РіРѕРґРѕРІВ». Таким образом, реальная возможность исполнения решения СЃСѓРґР° Сѓ Министерства отсутствовала.

Считает завышенным заявленный истцом размер компенсации.

Исследовав  материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска  в„– *** Рё исполнительное производство в„–в„– 34022/15/73017-ИП, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

РЎСѓРґРѕРј установлено, что решением Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска РѕС‚ 18 марта 2015 Рі. РїРѕ гражданскому делу в„– *** удовлетворены исковые требования Рамазановой Рђ.Р’. - РЅР° Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность представить Рамазановой Рђ.Р’. благоустроенное жилое помещение  специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированных помещений РЅР° территории РњРћ «город Ульяновск». 

Решение суда вступило в законную силу 23 июня 2015г.

Исполнительный лист был предъявлен взыскателем РІ РњРћРЎРџ РїРѕ исполнению особых исполнительных производств УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ульяновской области, РіРґРµ 22 июля 2015Рі. было возбуждено исполнительное производство. 

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор, должник неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области № 25/557-П от 16 ноября 2018г. полномочия в рамках обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 1 января 2019г. осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Определением Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска РѕС‚ 13 РёСЋРЅСЏ 2019Рі. произведена замена должника РІ исполнительном производстве СЃ Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области РЅР° Министерство  строительства Рё архитектуры Ульяновской области.

До настоящего времени решение суда должником не исполнено.

РЎ административным исковым заявлением Рѕ присуждении компенсации Рамазанова Рђ.Р’.  обратилась РІ СЃСѓРґ 18 сентября 2020 Рі., С‚.Рµ. РІ установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона в„– 68-ФЗ Рё частью 4 статьи 250 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСЂРѕРє.

Период неисполнения судебного решения с даты возбуждения исполнительного производства – 22 июля 2015г. по день рассмотрения настоящего иска составляет 5 лет 2 месяца 23 дня.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством финансов Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Рамазанова А.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено РІ пункте 63 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚   29 марта 2016 Рі. в„– 11 «О некоторых вопросах, возникающих РїСЂРё рассмотрении дел Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРєВ», РІ резолютивной части решения Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє указывается РЅР° взыскание денежных средств СЃ соответствующего публично-правового образования РІ лице соответствующего финансового органа Р·Р° счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность СЃСЂРѕРєР° исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, СЃСѓРґ считает необходимым присудить Рамазановой Рђ.Р’.  компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 50 000 СЂСѓР±., которая подлежит зачислению РЅР° расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Рамазановой Анастасии Владимировны удовлетворить частично.

Взыскать СЃ Ульяновской области РІ лице Министерства финансов Ульяновской области Р·Р° счет средств бюджета Ульяновской области РІ пользу Рамазановой Анастасии Владимировны компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 50 000 СЂСѓР±. (пятьдесят тысяч СЂСѓР±.) СЃ перечислением денежных средств РЅР° расчетный счет Рамазановой Анастасии Владимировны в„–***, открытый РІ Ульяновском отделении в„– 8588 РџРђРћ Сбербанк, РєРѕСЂ. счет банка 30101810000000000602, БИК банка 047308602, РљРџРџ банка 732502002, ИНН 7707083893.

Р’ удовлетворении остальной части заявленных требований Рамазановой Анастасии Владимировне  отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда о присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                         Трифонова Рў.Рџ.

3а-286/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области
Рамазанова А.В.
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
УФССП России по Ульяновской области.
Министерство строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Трифонова Т. П.
Дело на сайте суда
oblsud.uln.sudrf.ru
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее