Судья: Пушкарева Н.В. № 33А- 4602
Докладчик: Евтифеева О.Э.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«19» апреля 2017 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Бегуновича В.Н., Михеевой С.Н.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. административное дело по апелляционной жалобе Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Управления Росреестра по Кемеровской области и апелляционной жалобе ОАО «Кузбассэнерго» на решение Кемеровского областного суда от 09 февраля 2017 года
по делу по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Комиссия),
У С Т А Н О В И Л А:
КУМИ Мысковского городского округа обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения требований (л.д. 172) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 28 сентября 2016 года № 34 в части установления по заявлению ОАО «Кузбассэнерго» кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 382 102 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 62 459 000 руб.,
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 141 716 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 23 165 000 руб.,
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 17 402 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 951 000 руб.,
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10 317 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 290 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» КУМИ Мысковского городского округа является распорядителем земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Арендатором указанных земельных участков является ОАО «Кузбассэнерго».
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 28 сентября 2016 года № 34 по заявлению ОАО «Кузбассэнерго» была установлена кадастровая стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером <данные изъяты> в размере рыночной стоимости 62 459 000руб., что составляет 12,1% от его кадастровой стоимости, составляющей 517 090 994,56 руб.;
- с кадастровым номером <данные изъяты> в размере рыночной стоимости 23 165 000руб., что составляет 12,1% от его кадастровой стоимости, составляющей 191 781 428,48 руб.;
- с кадастровым номером <данные изъяты> в размере рыночной стоимости 1 951 000руб., что составляет 8,3% от его кадастровой стоимости, составляющей 23 549 426,71 руб.;
- с кадастровым номером <данные изъяты> в размере рыночной стоимости 3 290 000руб., что составляет 23,7% от его кадастровой стоимости, составляющей 13 962 290,47 руб.
Орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений Комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Административный истец не согласен с принятым решением, поскольку установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости повлекло значительное уменьшение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой по земельному налогу, представляющему собой один из доходов муниципальных образований, зачисляемый в местные бюджеты, средства которого служат для решения вопроса местного значения как конституционно установленной функции местного самоуправления.
Решением Кемеровского областного суда от 09 февраля 2017 года постановлено: «Требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 28 сентября 2016 года № 34 в части установления по заявлению ОАО «Кузбассэнерго» кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 382 102 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 62 459 000 рублей,
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 141 716 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 23 165 000 рублей,
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 17 402 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 951 000 рублей,
- с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10 317 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 290 000 рублей.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ОАО «Кузбассэнерго» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об установленной решением Комиссии от 28 ноября 2016 года № 34 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 62 459 000 рублей,
- <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 23 165 000 рублей,
- <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 1 951 000 рублей,
- <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 3 290 000 рублей».
В апелляционной жалобе (совместной) Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Управление Росреестра по Кемеровской области просят решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Настаивают, что решение суда является незаконным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено с нарушением норм материального права.
Указывают, что, удовлетворяя требования, суд пришел к выводу, что заявленная рыночная стоимость земельного участка отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, соответственно, для принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости необходимо наличие положительного экспертного заключения на отчет, однако, Федеральным законом от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 02.06.2016, внесены изменения в Закон об оценочной деятельности, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающая необходимость приложения к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости положительного экспертного заключения с 02.06.2016 утратила силу, соответственно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.
Кроме того, указывают, что в соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности 01.09.2016 ОАО «Кузбассэнерго» обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, определённой по состоянию на 01.08.2014.
Также указывают, что по результатам проверки представленных ОАО «Кузбассэнерго» документов на соответствие требованиям пунктов 13-15, 20 Порядка, у Комиссии отсутствовали основания для отказа в принятии решения о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков. Пункт 13 Порядка создания и работы Комиссии направлен на исполнение положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности. Учитывая, что Закон об оценочной деятельности является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к Порядку создания и работы Комиссии, при возникновении противоречий между федеральным законом и подзаконным актом применяются нормы федерального законодательства. Таким образом, относительно перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению при обращении в Комиссию, необходимо руководствоваться положениями Закона об оценочной деятельности.
Полагают, что относительно перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению при обращении в Комиссию, необходимо руководствоваться положениями Закона об оценочной деятельности.
В апелляционной жалобе ОАО «Кузбассэнерго» просят отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении требований отказать.
Настаивают, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Указывают, что из перечня документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ исключена экспертиза отчета о рыночной стоимости земельного участка. При этом соответствующие изменения в Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России № 263 от 04.05.2012, не вносились. Так п. 13 Положения предусматривает необходимость прилагать к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных настоящим Порядком. Данной обязанности корреспондирует обязанность Комиссии отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случае отсутствия положительного экспертного заявления (п. 20).
Полагают, что при противоречии норм Федерального закона «Об оценочной деятельности» и приказа Минэкономразвития РФ № 263 применению подлежит акт, имеющий высшую юридическую силу.
Считают, что суд в оспариваемом решении неверно разрешил вопрос конкуренции нормативных актов, а также ограничительно истолковал полномочия Комиссии. Решение носит формальный характер. Суд не указывает, каким нормам права не соответствует отчет об оценке рыночной стоимости № 160711 от 22.08.2016. Суд неправомерно не принял в качестве доказательства положительное экспертное заключение № 75/02/017 от 06.02.2016 на отчет об оценке № 160711 от 22.08.2016.
Указывают, что при изложении решения Комиссией была допущена техническая опечатка, которая в последующем была исправлена, в Государственный кадастр недвижимости внесены данные, соответствующие рыночной стоимости земельных участков в соответствии с отчетом об оценке № 160711 от 22.08.2016 г.
На апелляционную жалобу КУМИ Мысковского городского округа принесены возражения (л.д. 317-319 том 3).
Представитель ОАО «Кузбассэнерго» Цаголова З.Х. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании представитель КУМИ Мыскового городского округа Фугару М.О. настаивал на доводах, изложенных в возражениях.
Иные лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. С учетом требований ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2012 № П/72 в г. Кемерово при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 07.12.2016 № 43 удовлетворено заявление ОАО «Кузбассэнерго», поступившее 02.09.2016, на основании представленного заявителем отчета ООО «Независимая оценка собственности» (оценщик ФИО9) № 160711 от 22.08.2016 установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 62 459 000руб.; с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 23 165 000 руб.; с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 1 951 000 руб., с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 3 290 000 руб. (пункт 9 решения).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку решение Комиссии об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, которая отличается от кадастровой стоимости более чем на 30%, принято Комиссией в отсутствии положительного экспертного заключения на отчет об оценке.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, доводы жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают правильности его выводов.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлены общие условия рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Установлено, в частности, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в комиссию могут обратиться юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, указано, что в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости Комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Закон об оценочной деятельности не регламентирует процедурные вопросы деятельности по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а содержит ссылку на иной нормативный правовой акт, определяющий порядок создания и работы Комиссии.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, при этом указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку указано, что могут быть приложены иные документы.
Согласно п. 13 Порядка также установлен перечень документов, который является необходимым для обращения в Комиссию, указано также, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы. Таким образом, перечень документов также не является исчерпывающим.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ, установлено в частности, что экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков. Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки, устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Разделом II Федерального стандарта оценки «Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» (ФСО N 5), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения Комиссией, были установлены виды экспертиз отчета.
Таким образом, законом предоставлено право на проведение экспертизы отчета об оценке на добровольной основе, и возможность предоставления дополнительных документов в Комиссию при разрешении заявления об оспаривании результата определения кадастровой стоимости.
Согласно п. 20 Порядка установлено, что в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что рыночная стоимость земельных участков, указанная в отчете об оценке отличается от оспариваемой кадастровой более чем на 30%, выводы суда о незаконности принятого решения Комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости в отсутствии положительного экспертного заключения отчета являются правильными, нарушений норм материального права при принятии решения судом не допущено.
Доводы апелляционных жалоб о том, что положения п. 20 Порядка противоречат требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основаны на неверном толковании апеллянтами указанных норм.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно не было принято во внимание представленное положительное заключение, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают правильности выводов суда, поскольку на момент принятия решения Комиссией представленное положительное заключение отсутствовало. Указанные в апелляционной жалобе позиции высших судов по вопросам применения налогового законодательства,
На указанное положительное экспертное заключение заинтересованное лицо ОАО «Кузбассэнерго» вправе ссылаться в последующем, при исполнении Комиссией настоящего решения.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кемеровского областного суда от 09 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: