Решение по делу № 2-2844/2024 от 22.10.2024

УИД № 71RS0027-01-2024-003939-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2024 года                                                                  г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бушуевой И.А.,

при помощнике судьи Алексеенко С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-2844/2024 по иску Горобец Юлии Владимировны к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки,

установил:

Горобец Ю.В. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», указывая, что она является ветераном труда, удостоверение получила ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей, как ветерану труда, меры социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты и предоставления единого месячного льготного проездного билета. Однако в предоставлении мер социальной поддержки ответчик ей необоснованно отказал. Горобец Ю.В. просила суд признать ее право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и предоставления единого месячного льготного проездного билета как гражданину, имеющему звание «Ветеран труда» и обязать ответчика предоставить ей указанные меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, просила рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области»,    извещенного    о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражая против исковых требований: в досудебном порядке истец обратилась за назначением мер социальной поддержки как ветерану труда Тульской области, не имея соответствующего льготного статуса, что явилось основанием для отказа. За заявленными в иске мерами социальной поддержки истец не обращалась, ею не соблюден досудебный порядок.

Третье лицо министерство труда и социальной защиты Тульской области,    извещенное     о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, письменных возражений по иску не представило, об отложении рассмотрения дела или его рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Горобец Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>,    является ветераном труда в соответствии с федеральным законом РФ «О ветеранах» и имеет соответствующее удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что истец является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.

10.06.2024 истец обратилась в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлениями по вопросу назначения ей ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией лицам, признанным ветеранами труда Тульской области, и по вопросу отнесения гражданина к льготной категории для предоставления права льготного проезда как ветерану труда, указав в заявлении о приложении удостоверения ветерана труда Тульской области, фактически приложив удостоверение Т-V № 321068.

Решением отдела социальной защиты населения по г.Туле ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении заявленной меры социальной поддержки, поскольку ей не выдавалось удостоверение «Ветеран труда Тульской области».

Решением ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, поскольку она не соответствует категории лиц, имеющих право на предоставление услуги (льготная категория заявителя не поименована в перечне лиц, имеющих право на услугу).

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Под предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 22 данного федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В силу действующего законодательства субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и определять условия для их реализации на основании законодательства отдельного субъекта Российской Федерации, в частности Тульской области.

В Тульской области на основании закона Тульской области от 03.12.2012 № 1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области» регламентированы условия присвоения жителям Тульской области звания «Ветеран труда Тульской области», меры социальной поддержки в связи с таким званием, а также условия их реализации.

В частности, данный закон определяет условия, порядок признания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области и награжденных медалями «За особый вклад в развитие Тульской области», «Трудовая доблесть», «Честь и мужество», почетным знаком Тульской области «Материнская слава», то есть учрежденных именно субъектом Российской Федерации, ветеранами труда Тульской области. Звание ветеран труда Тульской области по своим правовым последствиям федерального значения не имеет. Соответственно и меры социальной поддержки, условия и порядок их предоставления для такой категории лиц определяются законом Тульской области «О ветеранах труда Тульской области».

«Ветеран труда» и «ветеран труда Тульской области» - это разные по условиям предоставления, порядку присвоения и льготам, категории ветеранов.

Как видно из материалов дела, Горобец Ю.В. удостоверение «ветеран труда Тульской области» не имеет, а, следовательно, не вправе рассчитывать на льготы предоставляемые по закону Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗTO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», лицам, имеющим такое удостоверение, в виде ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией лицам, признанным ветеранами труда Тульской области.

На момент рассмотрения дела в суде с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в орган социальной защиты Горобец Ю.В. не обращалась. Суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований Горобец Ю.В. о признании ее права на заявленную органу социальной защиты ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией лицам, признанным ветеранами труда Тульской области, отсутствуют.

Оценка ее права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», является преждевременной, поскольку не соблюден досудебный порядок обращения за назначением такой выплаты и отсутствует отказ органа социальной защиты в ее реализации.

Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы истца об отнесении к льготной категории граждан, получающих право льготного проезда на общественном транспорте.

Так, в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком вынесен формальный отказ о применении к Горобец Ю.В. такой льготы только вследствие того, что в заявлении о ее предоставлении как приложение внесено удостоверение ветерана труда Тульской области, но фактически было представлено удостоверение ветерана труда, действующее на всей территории Российской Федерации.

Это привело к ущемлению права истца, гарантированного законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Исковые требования о возложения на ответчика обязанности предоставить меры социальной поддержки в форме предоставления льготного (бесплатного) проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Тульской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Горобец Юлии Владимировны удовлетворить частично.

Признать право Горобец Юлии Владимировны на получение меры социальной поддержки в виде льготного транспортного обслуживания, как ветерану труда.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Горобец Юлии Владимировне меру социальной поддержки путем предоставления льготного (бесплатного) проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Тульской области.

Отказать Горобец Юлии Владимировне в удовлетворении исковых требований в остальной части.

Истец Горобец Ю.В., паспорт гражданина РФ <данные изъяты>; ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», ИНН 7107521785.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд города Тулы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                             И.А.Бушуева

Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2024 года.

2-2844/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Горобец Юлия Владимировна
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения ТО"
Другие
Министерство труда и социальной защиты Тульскй области
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Дело на странице суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
22.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2024Передача материалов судье
28.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2024Судебное заседание
12.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее