№ 2-198/2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Грязи
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Дудникова С.А.,
при секретаре Полянской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Престорусь» о понуждении разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Престорусь» о понуждении разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что ООО «Престорусь», расположенное по адресу: территория ОЭЗ ППТ Липецка, с. Казинка, Грязинский район, Липецкая область, согласно нормативу выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам в ООО «Престорусь» имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В соответствии со свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № № от 13 апреля 2018 года, объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория. В ходе проведенной проверки было установлено, что ООО «Престорусь» не соблюдались требования по охране атмосферного воздуха, установленные частью 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Истец просит суд обязать ООО «Престорусь» согласовать с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01 мая 2021 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Янко Я.А. заявленные требования уточнила в части увеличения срока выполнения мероприятий – до 31 июля 2021 года. Остальные требования поддержала в полном объеме, указав, что план мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) до настоящего времени не согласован, тем самым ответчиком нарушаются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Представитель ответчика, ООО «Престорусь» Бородин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования признал. Дополнительно пояснил, что в настоящее время ответчиком заключен договор со специализированной организацией на разработку необходимых мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако, учитывая, что разработанный проект мероприятия подлежит последующему согласованию, что требует значительного времени, просил предоставить срок для выполнения всех необходимых мероприятий до 31 июля 2021 года.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления экологии и природоохранных ресурсов Липецкой области не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
По требованию части 1 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Частью 3 статьи 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее по тексту НМУ) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Пунктами 1, 2, 3, 4, 19 Требований предусмотрено, что Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года №899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
По требованию части 2 статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Судом установлено, что ООО «Престорусь» зарегистрировано 15 августа 2013 года с присвоением ОГРН №1137746732804; юридический адрес: Липецкая область, Грязинский район, с. Казинка, территория ОЭЗ ППТ Липецк.
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ответчика - ООО «Престорусь» является производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей, а также прочих пластмассовых изделий.
Решением от 19 ноября 2020 года №72 прокурором Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры была проведена проверка в отношении ООО «Престорусь» в части соблюдения требований природоохранного законодательства в области атмосферного воздуха в части выполнения требований закона в период наступления неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Период проверки - с 19 ноября 2020 года по 15 декабря 2020 года.
В ходе проверки было установлено, что ООО «Престорусь», расположенное по адресу: территория ОЭЗ ППТ Липецка, с. Казинка, Грязинский район, Липецкая область, имеет стационарные источники выбросов в атмосферный воздух, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии со свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № № от 13 апреля 2018 года, объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория.
Вместе с тем, по состоянию на 26 ноября 2020 года при наличии периодов НМУ в нарушение требований части 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ ООО «Престорусь» не имели согласования с управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора.
Таким образом, при проверке ООО «Престорусь» установлены нарушения требований природоохранного законодательства.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтверждены, доказательств устранения допущенных нарушений стороной ответчика не представлено.
Своими действиями ООО «Престорусь» нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
24 ноября 2020 года ООО «Престорусь» заключило с ООО «Регионэкопроект» Договор №Л8978 по разработке и согласованию мероприятий по НМУ, что подтверждает довод прокурора о нарушении ответчиком требований природоохранного законодательства и принятие мер к исполнению представления прокурора, вынесенного по результатам проведенной проверки. Вместе с тем, сведения о согласовании разработанных мероприятий по НМУ в установленном порядке на момент предъявления прокурором заявленных требований суду не представлено, в связи с чем иск является обоснованным и подолежащим удовлетворению.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, по мнению суда, для исполнения ответчиком решения в части совершения определенных действий, последнему должен быть установлен конкретный срок, при несоблюдении которого, постановленное судом решение может быть обращено к принудительному исполнению.
С учетом конкретных обстоятельств, пояснений сторон, суд полагает возможным установить для ООО «Престорусь» срок для устранения допущенных нарушений норм природоохранного законодательства, до 31 июля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Престорусь» в срок до 31 июля 2021 года выполнить мероприятия по согласованию с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с ООО «Престорусь» государственную пошлину в бюджет Грязинского муниципального района Липецкой области в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Грязинский городской суд Липецкой области.
Судья Дудников С.А.
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2021 года.