Р Е Ш Е Н И Е к делу № 2а- 2327/19
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 23 » декабря 2019 года г. Белореченск
Белореченский районный суд Краснодарского края, в составе председательствующего судьи Тыль Н.А., при секретаре Федоровой Ю.В., с участием административного истца Пинчука В.В., представителя ответчика администрации МО Белореченский район Какаевой О.И., представителя ответчика администрации Белореченского городского поселения Белореченского района Косицина Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пинчука В.В. к Администрации МО Белореченский район Краснодарского края, Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании действий (бездействия) неправомерными,
у с т а н о в и л :
Пинчук В.В. просит признать незаконным уведомление от 18.07.2019 года за № 30 администрации МО Белореченский район в части отказа ему в согласовании размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым №, расположенного по <адрес>.
В обоснование иска указал, что является собственником з/участка для ИЖС, площадью 1 865 кв.м., расположенного - <адрес>, №, кадастровый №. Обжалуемым уведомлением от 18.07.2019 г. № 30 администрация МО Белореченский район ему отказала в согласовании размещения объекта ИЖС на данном з/участке по причине нахождения его в границах ориентировочной санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, что он считает незаконным, поскольку орган местного самоуправления (ответчик) не наделен полномочиями по установлению размера и границ санитарно-защитных зон. Отображение на карте границ санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Однако ориентировочная санитарно - защитная зона от предприятия ООО «Деревообрабатывающий Цех» и Карьера ГПС (дробилка гравия), на что ссылается ответчик, не была установлена в порядке, установленном действующим законодательством. Просит удовлетворить иск.
Представители ответчиков Администрации МО Белореченский район, Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района полагают, что обжалуемый ответ администрации от 18.07.2019 года за № 30 о невозможности размещения объекта капитального строительства (жилого дома) на з/участке, площадью 1 865 кв.м., с кадастровым № для ИЖС, расположенном по адресу: <адрес>, правомерен, дан Пинчуку В.В. в рамках действующего законодательства. Согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 испрашиваемый з/участок попадает в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны от производственных, сельхоз.предприятий и объектов спец.назначения. Отказ основан на Правилах землепользования и застройки Белореченского городского поселения, утвержденных Решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 27.05.2019 года №332. Просят иск оставить без удовлетворения, как необоснованный, и учесть, что, ввиду изменения законодательства, с 2020 года вышеуказанные функции возлагаются на Администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
ФЗ от 03.08.2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ" в федеральное законодательство внесены изменения, касающиеся установления санитарно-защитных зон.
Согласно ст.56 ЗК РФ, при использовании земельных участков, могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Исходя из положений ст.105 ЗК РФ (введена ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ), могут быть установлены определенные виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, санитарно-защитная зона.
Согласно п.4 ст.1 ГрК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, … водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, … иные зоны, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 04.08.2018 года, в соответствии с абз.2 и 3 п.2 ст.12 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-защитные зоны объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 года № 222 были утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п.2 названного Постановления, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п.14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п.7 ч.8 ст.23 ГрК РФ). Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п.1 ч.4 ст.23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п.п.4,5 ч.7 ст.23 ГрК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует к действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
Согласно ст.12 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III класса опасности могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (п.3 СанПиН).
Пункт 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. N 554) предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений. В сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы).
В силу п.25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН
В соответствии с п.3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Как установлено в судебном заседании, Пинчук В.В. является собственником земельного участка для ИЖС, площадью 1 865 кв.м., расположенного - <адрес>, №, кадастровый №, права на него зарегистрированы в органах Росреестра. что подтверждено документально и не оспаривается сторонами.
Предметом настоящего спора (после уточнения Пинчуком В.В. исковых требований) является «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома...», выданное администрацией МО Белореченский район 18.07.2019 г. за № 3 в ответ на обращение истца, которым ему отказано в согласовании размещения объекта ИЖС на принадлежащем ему з/участке со ссылкой на нормы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, т.к. испрашиваемый з/участок подпадает в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны от производственных предприятий и объектов специального назначения.
Однако с данной позицией ответчика суд не может согласиться, поскольку орган местного самоуправления не уполномочен устанавливать границы санитарно-защитных зон. Ни ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Согласно действующему земельному законодательству, земельные участки, находящиеся в границах санитарно- защитной зоны, можно использовать по целевому назначению, но с определенными ограничениями в их использовании. В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Приложением к Правилам землепользования и застройки Белореченского городского поселения, утвержденных Решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 27.05.2019г. №332, является Карта границ территориальных зон, на которой обозначена санитарно-защитная зона от производственных предприятий и объектов специального назначения, в которую, возможно, входит спорная территория, однако постановление об утверждении спорной санитарно-защитной зоны государственным санитарным врачом Краснодарского края не принималось. Сведения о спорной санитарно-защитной зоне в ЕГРН отсутствуют.
А при таких обстоятельствах, отображение на карте границ территориальных зон Белореченского городского поселения ориентировочных санитарно-защитных и охранных зон, не утвержденных в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. Фактически ответчик вышел за пределы своей компетенции, установив в правилах землепользования и застройки санитарно-защитную зону, не утвержденную в установленном порядке постановлением главного государственного санитарного врача.
Как указано выше, в настоящее время порядок отнесения территории к санитарно-защитной зоне устанавливается Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 (ред. от 31.05.2018 г.) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Согласно п.3 указанных Правил, решение об установлении, существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией принимают территориальные органы ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Разрешая данный спор по существу, следует учитывать тот факт, что Решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации (Краснодарского края) или его заместителя по вопросу установления санитарно-защитной зоны вокруг предприятия ООО «Деревообрабатывающий Цех» и Карьера ГПС (дробилка гравия) не принималось. При этом Закон N 131-Ф3 (3акон о местном самоуправлении) и Закон N 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Следовательно, отображение на карте зон с особыми условиями использования земельных участков Белореченского городского поселения Белореченского района санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит действующему законодательству, поскольку факт отображения на Карте границ санитарно-защитной допускается только после установления их уполномоченным органом (Решением Главного государственного санитарного врача Краснодарского края), что в данном случае не имеет места быть, а поскольку орган местного самоуправления, согласно действующему законодательству, не уполномочен устанавливать границы санитарно-защитных зон, то ссылка ответчиков на сведения о включении спорной территории в границу санитарно-защитной зоны, которыми располагает отдел ИОСГД администрации МО Белореченский район, является необоснованной.
Таким образом, доводы административного ответчика о невозможности размещения жилого дома на земельном участке, изложенные в письме от 18.07.2019 года за №30, основаны на неправильном применении норм материального права.
Учитывая возникшие правоотношения сторон и требования действующего законодательства, суд пришел к выводу, что действия Администрации МО Белореченский район в части отказа, данного истцу в форме уведомления от 18.07.2019 г. № 30 о невозможности размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером 23:39:1101007:166 по причине его нахождения в границах ориентировочной санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, являются неправомерными, нарушающими законные права и интересы Пинчука В.В., содержание оспариваемого решения администрации не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, что служит основанием исковые требования Пинчука В.В. удовлетворить, как обоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Действия Администрации МО Белореченский район Краснодарского края, в части отказа Пинчуку В.В., данного в виде уведомления от 18.07.2019 года за № 30, в согласовании размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером № по причине его нахождения в границах ориентировочной санитарно-защитной зоне от производственных предприятий - признать незаконными.
Обязать Администрацию МО Белореченский район Краснодарского края, а также Администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района устранить допущенные нарушения - каждому ответчику в рамках своих полномочий, действующих на момент вступления настоящего решения в законную силу, рассмотреть по существу заявление Пинчука Владимира Владимировича о согласовании размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, с соблюдением соответствующих норм действующего законодательства и, при отсутствии причин для отказа, принять обоснованное решение.
Решение может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Тыль Н.А.