Решение по делу № 2а-2327/2019 от 27.11.2019

                                                     Р Е Ш Е Н И Е                                        к делу № 2а- 2327/19

               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 23 » декабря 2019 года                                                              г. Белореченск

Белореченский районный суд Краснодарского края, в составе председательствующего судьи Тыль Н.А., при секретаре Федоровой Ю.В., с участием административного истца Пинчука В.В., представителя ответчика администрации МО Белореченский район Какаевой О.И., представителя ответчика администрации Белореченского городского поселения Белореченского района Косицина Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пинчука В.В. к Администрации МО Белореченский район Краснодарского края, Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании действий (бездействия) неправомерными,

                                                      у с т а н о в и л :

        Пинчук В.В. просит признать незаконным уведомление от 18.07.2019 года за № 30 администрации МО Белореченский район в части отказа ему в согласовании размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым , расположенного по <адрес>.

        В обоснование иска указал, что является собственником з/участка для ИЖС, площадью 1 865 кв.м., расположенного - <адрес>, , кадастровый . Обжалуемым уведомлением от 18.07.2019 г. № 30 администрация МО Белореченский район ему отказала в согласовании размещения объекта ИЖС на данном з/участке по причине нахождения его в границах ориентировочной санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, что он считает незаконным, поскольку орган местного самоуправления (ответчик) не наделен полномочиями по установлению размера и границ санитарно-защитных зон. Отображение на карте границ санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Однако ориентировочная санитарно - защитная зона от предприятия ООО «Деревообрабатывающий Цех» и Карьера ГПС (дробилка гравия), на что ссылается ответчик, не была установлена в порядке, установленном действующим законодательством. Просит удовлетворить иск.

         Представители ответчиков Администрации МО Белореченский район, Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района полагают, что обжалуемый ответ администрации от 18.07.2019 года за № 30 о невозможности размещения объекта капитального строительства (жилого дома) на з/участке, площадью 1 865 кв.м., с кадастровым для ИЖС, расположенном по адресу: <адрес>, правомерен, дан Пинчуку В.В. в рамках действующего законодательства. Согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 испрашиваемый з/участок попадает в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны от производственных, сельхоз.предприятий и объектов спец.назначения. Отказ основан на Правилах землепользования и застройки Белореченского городского поселения, утвержденных Решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 27.05.2019 года №332. Просят иск оставить без удовлетворения, как необоснованный, и учесть, что, ввиду изменения законодательства, с 2020 года вышеуказанные функции возлагаются на Администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района.

        Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

       Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

       ФЗ от 03.08.2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ" в федеральное законодательство внесены изменения, касающиеся установления санитарно-защитных зон.

        Согласно ст.56 ЗК РФ, при использовании земельных участков, могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Исходя из положений ст.105 ЗК РФ (введена ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ), могут быть установлены определенные виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, санитарно-защитная зона.

       Согласно п.4 ст.1 ГрК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, … водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, … иные зоны, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       С 04.08.2018 года, в соответствии с абз.2 и 3 п.2 ст.12 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-защитные зоны объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

       Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 года № 222 были утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

      Согласно п.2 названного Постановления, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п.14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

       Приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

      Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п.7 ч.8 ст.23 ГрК РФ). Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п.1 ч.4 ст.23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п.п.4,5 ч.7 ст.23 ГрК РФ).

      Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует к действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

      Согласно ст.12 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

      Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III класса опасности могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (п.3 СанПиН).

       Пункт 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. N 554) предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений. В сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

       В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

       Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы).

       В силу п.25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН

       В соответствии с п.3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

       Как установлено в судебном заседании, Пинчук В.В. является собственником земельного участка для ИЖС, площадью 1 865 кв.м., расположенного - <адрес>, , кадастровый , права на него зарегистрированы в органах Росреестра. что подтверждено документально и не оспаривается сторонами.

       Предметом настоящего спора (после уточнения Пинчуком В.В. исковых требований) является «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома...», выданное администрацией МО Белореченский район 18.07.2019 г. за № 3 в ответ на обращение истца, которым ему отказано в согласовании размещения объекта ИЖС на принадлежащем ему з/участке со ссылкой на нормы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, т.к. испрашиваемый з/участок подпадает в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны от производственных предприятий и объектов специального назначения.

       Однако с данной позицией ответчика суд не может согласиться, поскольку орган местного самоуправления не уполномочен устанавливать границы санитарно-защитных зон. Ни ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.

       Согласно действующему земельному законодательству, земельные участки, находящиеся в границах санитарно- защитной зоны, можно использовать по целевому назначению, но с определенными ограничениями в их использовании. В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

      Приложением к Правилам землепользования и застройки Белореченского городского поселения, утвержденных Решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 27.05.2019г. №332, является Карта границ территориальных зон, на которой обозначена санитарно-защитная зона от производственных предприятий и объектов специального назначения, в которую, возможно, входит спорная территория, однако постановление об утверждении спорной санитарно-защитной зоны государственным санитарным врачом Краснодарского края не принималось. Сведения о спорной санитарно-защитной зоне в ЕГРН отсутствуют.

       А при таких обстоятельствах, отображение на карте границ территориальных зон Белореченского городского поселения ориентировочных санитарно-защитных и охранных зон, не утвержденных в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. Фактически ответчик вышел за пределы своей компетенции, установив в правилах землепользования и застройки санитарно-защитную зону, не утвержденную в установленном порядке постановлением главного государственного санитарного врача.

        Как указано выше, в настоящее время порядок отнесения территории к санитарно-защитной зоне устанавливается Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 (ред. от 31.05.2018 г.) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Согласно п.3 указанных Правил, решение об установлении, существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией принимают территориальные органы ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

       Разрешая данный спор по существу, следует учитывать тот факт, что Решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации (Краснодарского края) или его заместителя по вопросу установления санитарно-защитной зоны вокруг предприятия ООО «Деревообрабатывающий Цех» и Карьера ГПС (дробилка гравия) не принималось. При этом Закон N 131-Ф3 (3акон о местном самоуправлении) и Закон N 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.

       Следовательно, отображение на карте зон с особыми условиями использования земельных участков Белореченского городского поселения Белореченского района санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит действующему законодательству, поскольку факт отображения на Карте границ санитарно-защитной допускается только после установления их уполномоченным органом (Решением Главного государственного санитарного врача Краснодарского края), что в данном случае не имеет места быть, а поскольку орган местного самоуправления, согласно действующему законодательству, не уполномочен устанавливать границы санитарно-защитных зон, то ссылка ответчиков на сведения о включении спорной территории в границу санитарно-защитной зоны, которыми располагает отдел ИОСГД администрации МО Белореченский район, является необоснованной.

      Таким образом, доводы административного ответчика о невозможности размещения жилого дома на земельном участке, изложенные в письме от 18.07.2019 года за №30, основаны на неправильном применении норм материального права.

     Учитывая возникшие правоотношения сторон и требования действующего законодательства, суд пришел к выводу, что действия Администрации МО Белореченский район в части отказа, данного истцу в форме уведомления от 18.07.2019 г. № 30 о невозможности размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером 23:39:1101007:166 по причине его нахождения в границах ориентировочной санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, являются неправомерными, нарушающими законные права и интересы Пинчука В.В., содержание оспариваемого решения администрации не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, что служит основанием исковые требования Пинчука В.В. удовлетворить, как обоснованные.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд

                                                    р е ш и л :

Действия Администрации МО Белореченский район Краснодарского края, в части отказа Пинчуку В.В., данного в виде уведомления от 18.07.2019 года за № 30, в согласовании размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером по причине его нахождения в границах ориентировочной санитарно-защитной зоне от производственных предприятий - признать незаконными.

Обязать Администрацию МО Белореченский район Краснодарского края, а также Администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района устранить допущенные нарушения - каждому ответчику в рамках своих полномочий, действующих на момент вступления настоящего решения в законную силу, рассмотреть по существу заявление Пинчука Владимира Владимировича о согласовании размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, с соблюдением соответствующих норм действующего законодательства и, при отсутствии причин для отказа, принять обоснованное решение.

Решение может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья:                                                                    Тыль Н.А.

2а-2327/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пинчук Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация МО Белореченский район
Суд
Белореченский районный суд Краснодарского края
Судья
Тыль Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
belorechensk.krd.sudrf.ru
28.11.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.11.2019Передача материалов судье
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.12.2019Предварительное судебное заседание
13.12.2019Судебное заседание
19.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Дело оформлено
23.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее