судья Шепунова С.В. дело № 33-6066/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 11 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Куденко И.Е., Пашковой Т.В.,
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело № 2-548/2020 по иску прокурора Дзержинского района г. Волгоград, действующего в защиту интересов Российской Федерации, к Шаповалову Виктору Павловичу о применении последствий ничтожных сделок
по апелляционной жалобе Шаповалова Виктора Павловича
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 31 января 2020 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Дзержинского района г. Волгограда, действующего в интересах Российской Федерации, к Шаповалову Виктору Павловичу о взыскании в доход государства денежных средств, полученных в результате ничтожной сделки, совершенной с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности, удовлетворить.
Применить последствия недействительности ничтожных сделок, связанных с незаконным получением Шаповаловым Виктором Павловичем денежных средств, приобретенных в результате незаконного сбыта наркотических средств, в размере 15183800 руб.
Взыскать с Шаповалова Виктора Павловича в доход государства – Российской Федерации денежные средства в размере 15183800 руб.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е., судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района г.Волгограда, действуя в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ, обратился в суд с иском к Шаповалову В.П. о применении последствий ничтожных сделок о взыскании в доход государства денежных средств. В обоснование заявленных требований указано, что приговором Дзержинского районного суда г.Волгограда от 26 марта 2019 года Шаповалов В.П. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 4 статьи 228.1 УК РФ (4 преступления), части 3 статьи 30, пунктами «а», «г» части 4 статьи 228.1, пунктами «а», «г» части 4 статьи 228.1, части 3 статьи 30, части 5 статьи 228.1, пунктами «а», «б» части 4 статьи 174.1 УК РФ. из приговора следует, что в период с 19 января по 20 ноября 2017 года, действуя на <адрес>, участники организованной группы, в составе организатора (руководителя) - лица уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, и исполнителя преступлений - Шаповалова В.П., совершив 5 фактов незаконного сбыта наркотического средства в значительном и крупном размерах, получив от их приобретателей денежные средства в размере не менее чем <.......>
Прокурор просил суд применить последствия недействительности ничтожных сделок, связанных с незаконным получением Шаповаловым В.П. денежных средств за незаконно сбытые наркотические средства от их приобретателей, взыскав с Шаповалова В.П. в доход государства – Российской Федерации 15183 800 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
Ответчик Шаповалов В.П. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Прокурор Дзержинского района г. Волгограда в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя ответчика Шаповалова В.П. – Юдочкина В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Волгоградской области Толстиковой С.С., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.
Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещены законом (статья 228.1 Уголовного кодекса РФ).
Согласно статье 169 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статье 167 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
В соответствии с пунктом 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. В качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. К названным сделкам могут быть отнесены, в частности, сделки, направленные на производство и отчуждение объектов, ограниченных в гражданском обороте (соответствующие виды оружия, боеприпасов, наркотических средств, другой продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан, и т.п.); сделки, направленные на изготовление, распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду; сделки, направленные на изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг; сделки, нарушающие основы отношений между родителями и детьми. Для применения статьи 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности, и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приговором Дзержинского районного суда г. Волгограда от 26 марта 2019 года Шаповалов В.П. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 228.1 (4 преступления), ч. 3 ст. 30, п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1, п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1, п. «а», «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.
Указанным приговором установлено, что в период с 19 января по 20 ноября 2017 года, действуя на <адрес>, участники организованной группы, в составе организатора (руководителя) лица, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, и исполнителя преступлений Шаповалова В.П., совершили 5 фактов незаконного сбыта наркотического средства – <.......>, в значительном и крупном размерах, получили за незаконно сбытые наркотические средства от их приобретателей, денежные средства в размере не менее, чем 15183800 рублей.
Впоследствии, стремясь сохранить в тайне криминальный характер происхождения денежных средств, приобретаемых в результате совершения особо тяжких преступлений – незаконного сбыта наркотических средств, придать видимость правомерности их приобретения, тем самым обеспечив себе возможность свободного владения, пользования и распоряжения денежными средствами и исключив возможность выявления преступной деятельности организованной группы, в области незаконного оборота наркотических средств сотрудниками правоохранительных органов, лицо уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, и Шаповалов В.П. разработали и использовали сложную, многоступенчатую схему по легализации (отмыванию) указанных денежных средств путем проведения ряда сделок с ними.
Так, в период с 19 января по 20 ноября 2017 года лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, и Шаповалов В.П., используя указанные выше денежные средства, приобретенные ими в результате незаконного сбыта наркотических средств, осуществили при помощи <.......> не менее 279 сделок с неустановленными лицами, приобретя в результате <.......> на общую сумму не менее 15183800 рублей (листы 25-26 приговора).
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам от 10 июня 2019 года данный приговор оставлен без изменения.
В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Установив совершение ответчиком сделок купли-продажи запрещенных в гражданском обороте наркотических средств с целью, заведомо противной основам правопорядка, на сумму 15183800 рублей, которыми Шаповалов В.П. и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, распорядились по собственному усмотрению, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о ничтожности данных сделок и необходимости взыскания в доход Российской Федерации всего полученного по таким сделкам сторонами, действовавшими умышленно, в связи с чем принял законное решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусмотрено взыскание с осужденных лиц расходов, понесенных при сборе доказательств их преступной деятельности, отклоняются судебной коллегией, поскольку Шаповалов В.П., передавая на реализацию наркотические средства, совершал тем самым сделки, которые в силу статьи 454 Гражданского кодекса РФ обладали признаками купли-продажи. При этом, при совершении данных сделок ответчик выступал продавцом, а «закупщики» – покупателями. Действия продавцов по сделкам купли-продажи наркотических средств противоречат основам правопорядка и нравственности, вследствие чего являются ничтожными в силу статьи 169 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной нормы при наличии умысла обеих сторон такой сделки – в случае исполнения сделки обеими сторонами – в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке.
Доводы апелляционной жалобы о неверной квалификации действий подсудимого Шаповалова В.П., а также несогласие с установленным судом размером полученных по сделкам денежных средств, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку фактически сводятся к несогласию с вышеприведенным приговором Дзержинского районного суда г. Волгограда от 26 марта 2019 года, вступившим в законную силу, который имеет, в данном случае, преюдициальное значение (часть 4 статьи 61 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Шаповалов В.П. не получал из суда первой инстанции, в том числе, извещение о дне судебного заседания, отклоняются судебной коллегией, поскольку опровергаются материалами дела, в которых имеется его расписка о вручении судебного извещения 30 января 2020 г. (л.д.120).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 31 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаповалова Виктора Павловича – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи