Решение по делу № 2-469/2024 от 23.09.2024

32RS0016-01-2024-000373-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2024 года                         г. Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,

при секретаре Тутевич Е.Н.,

с участием помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Моисеенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Коржовоголубовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Клинцовского района Брянской области обратился с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, ссылаясь на то, что прокуратурой Клинцовского района Брянской области была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в с.Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области. В рамках проверочных мероприятий прокуратурой района с участием специалиста ОГИБДД МО МВД России по Брянской области было осуществлено обследование элементов улично-дорожной сети, в том числе по ул.Речная с.Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области. В результате обследования было выявлено, что в нарушение п.5.2.4 Требований к эксплуатационном состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, на дорожном покрытии грунтовой дороги по ул.Речная имеются углубления, заполненные водой, способствующие застою воды и образованию келейности. Решением Коржовоголубовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области от 20.04.2012 № 130 утвержден Перечень муниципальной собственности автомобильных дорог местного значения, в который включена ул.Речная в с.Коржовка-Голубовка, Коржовоголубовская сельская администрация обязана осуществлять меры, направленные на организацию условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения по указанной грунтовой дороге. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы Коржовоголубовской сельской администрации 16.04.2024 года внесено представление. В ходе осмотра дорожного покрытия было установлено, что до настоящего времени нарушения не устранены. Ссылаясь на положения и нормы Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ, Основные положения по допуск транспортных средств, ст.12 ГК РФ, ст.45 ГПК РФ, указывая, что в данном случае защищаются личные неимущественные права граждан, интересы и права неопределенного круга лиц, истец с учетом уточнения, просил обязать администрацию Коржовоголубовского сельского поселения привести дорожное полотно грунтовой дороги местного значения по ул.Речная в с.Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Клинцовского района Брянской области поддержала заявленные требования полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава администрации Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал относительно заявленных требований.

Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области ----ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражений против заявленных требований не представлено.

Привлеченный по делу в качестве третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Клинцовский» надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора Клинцовского района Брянской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным Законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ).

Основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении (ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст.132 Конституции РФ).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;

- ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно -транспортных происшествий.

Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 установлено, что под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы»: (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 1 ст.5 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги, федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (части 2-3 ст.5 Закона № 257-ФЗ).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (ч.10 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В силу пунктов 6, 11 ч.1 ст.13 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.17 и ч.1 ст.18 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих, органов исполнительной власти. В соответствии с ч.1 ст.37 указанного выше Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании Методологических положений по статистике транспорта, утвержденных Приказом Росстата от 29.12.2017 N 887 (разд.4), в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.

ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» установлены следующие термины:

-дорожная одежда переходного типа: дорожная одежда с покрытиями из щебня прочных пород, щебеночно-гравийно-песчаных смесей или из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими, булыжного и колотого камня (мостовых), применяемая на автомобильных дорогах категорий IV – V (п.3.6.);

-дорожная одежда низшего типа: дорожная одежда с покрытиями из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей, из малопрочных каменных материалов и шлаков, из грунтов, улучшенных различными местными материалами, техногенных грунтов, отходов и побочных продуктов промышленности, применяемая на автомобильных дорогах категории V (п.3.7).

Согласно п.7.1.2 ГОСТ Р 59120-2021 дорожные одежды автомобильных дорог должны быть запроектированы так, чтобы обеспечивать безотказную работу в течение расчетного межремонтного и расчетного сроков службы дорожной одежды со значениями предельного коэффициента разрушения, назначаемого в соответствии с таблицей 1, на последний год межремонтного срока или срока службы в зависимости от капитальности дорожной одежды и категории дороги. При расчете коэффициента разрушения следует учитывать, в том числе отремонтированные дефекты, если они не были устранены полностью путем замены верхних слоев дорожной одежды.

В силу п.7.1.3 ГОСТ Р 59120-2021 дорожные одежды низшего типа устраивают на автомобильных дорогах с низкой интенсивностью движения категории V.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы».

Требования ГОСТ Р 50597-2017 являются обязательными, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.,1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Решением главы Коржовоголубовской сельской администрации от 20.04.2012 № 130, в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог местного значения включена автомобильная дорога местного значения, расположенная в границах населенного пункта Коржовоголубовского сельского поселения – с.Коржовка-Голубовка, ул.Речная.

Таким образом, установлено, что автомобильная дорога в с.Коржовка-Голубовка, по ул.Речная является дорогой общего пользования местного значения муниципального образования «Коржовоголубовское сельское поселение Клинцовского района Брянской области» и обязанность по содержанию данной автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, также возложена на ответчика, который не совершил действий по проведению оценки технического состояния указанной автомобильной дороги в порядке, установленном приказом Минтранса Российской Федерации от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».

Из Выписки ЕГРН указанной дороги следует, что она поставлена на кадастровый учет с кадастровым номером 32:13:0100101:1927, её протяженность составляет 900 м.

Прокуратурой Клинцовского района Брянской области в ходе проведения проверки исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, было установлено, что дорожное покрытие автомобильной грунтовой дороги местного значения по адресу ул.Речная в с.Коржовка-Голубовка Клинцовского района, расположенной на территории Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района, не соответствует п.5.2.4 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: нарушен ГОСТ Р 50597-2017.

16.04.2024 прокурором Клинцовского района Брянской области в адрес главы Коржовоголубовской сельской администрации Коржовоголубовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Согласно акту обследования улично-дорожной сети от 01.04.2024г., при обследовании состояния покрытия улично-дорожной сети на автомобильных дорогах местного значения в с.Коржовка-Голубовка Клинцовского района установлено, что на всем протяжении участка автомобильной дороги местного значения – ул.Речная, имеется грунтовое покрытие. Данное грунтовое покрытие проезжей части не устойчиво к погодным условиям и воздействию колес автомобилей. На момент обследования дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии ввиду наличия нарушения требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дефектов: углубления, заполненные водой; колея (на всем протяжении обследуемого участка от 2 см. до более 15 см).

Таким образом, из материалов дела установлено ненадлежащее состояние дорожного полотна автодороги местного значения, а именно: не соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Колейность значительно затрудняет движение транспортных средств по автомобильной дороге.

В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований, а также в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе прав на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированного государством (часть 1 ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), поскольку ненадлежащее состояние транспортной инфраструктуры сельского поселения снижает мобильность экстренных служб, а зачастую и затрудняет их деятельность.

Бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение в нормативное состояние автомобильной дороги местного значения, способствует созданию аварийной обстановке, может повлечь нарушение прав граждан-участников дорожного движения по охране здоровья и имущества; нарушает неимущественные права граждан, в том числе на получение скорой медицинской помощи и иной специализированной помощи; а также на защиту от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, чем нарушаются права и законные интересы как жителей с.Коржовка-Голубовка Клинцовского района, так и неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, суд признает исковые требования прокурора Клинцовского района обоснованными и подлежащими удовлетворению и считает возможным установить срок для исполнения настоящего решения в течение 3 месяцев.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Клинцовского района Брянской области удовлетворить.

Обязать администрацию Коржовоголубовского сельского поселения привести дорожное полотно грунтовой дороги местного значения по ул.Речная в с.Коржовка-Голубовского Клинцовского района Брянской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

Мотивированное решение составлено ----- 2024 года.

Председательствующий судья Е.Н.Кобызь

2-469/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Клинцовского района Брянской области
Ответчики
Администрация Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района
Другие
Коржовоголубовское сельское поселение Клинцовского района
ОГИБДД МО МВД России "Клинцовский"
Суд
Клинцовский районный суд Брянской области
Судья
Кобызь Евгения Николаевна
Дело на сайте суда
klincovsky.brj.sudrf.ru
23.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2024Передача материалов судье
27.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2024Подготовка дела (собеседование)
15.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее