К делу № 2-1641/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2012 года г. Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Караминдова Д.П.,
при секретаре судебного заседания Бушмиц И.С.,
с участием истца Романенко В.З. и его представителя Романенко В.В., действующего на основании доверенности № 23АА1110497 от 20.07.2012 года,
представителя ответчика – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (государственное учреждение) – Гусенкова А.С., действующего на основании доверенности № 01.15/07/5213 от 20.04.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко Валентина Захаровича к Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (государственное учреждение) об изменении страховых выплат за полученное трудовое увечье,
УСТАНОВИЛ:
Романенко В.З. обратился в суд с иском к Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (государственное учреждение) об изменении страховых выплат за полученное трудовое увечье.
Иск мотивирован тем, что Романенко В.З. является пенсионером, ветераном труда с трудовым стажем 43 года, инвалидом третьей группы с потерей 40% трудоспособности.
Трудовое увечье получил в июле 1958 года, работая трактористом в совхозе «<данные изъяты>», - отрыв пальцев левой руки в возрасте 19 лет. После полученной травмы всю жизнь работал в качестве тракториста, комбайнера, скотника, помощника бригадира. С июля 1958 года по 1962 год пенсию по инвалидности в размере 38 рублей 32 копеек Романенко В.З. выплачивал пенсионный фонд. В 1962 году пенсионный фонд Тихорецкого района прекратил выплаты, возложив это на совхоз «Тихорецкий». Хозяйство пенсию истцу не выплачивало, хотя он ежегодно проходил комиссию по переосвидетельствованию. Со 02.03.1979 года по 31.12.1998 года пенсию по инвалидности в размере 38 рублей 32 копеек вновь стал выплачивать Пенсионный фонд Тихорецкого района до выхода истца на пенсию по возрасту. С 1999 года Пенсионный фонд перестал выплачивать пенсию по 3-й группе инвалидности, и только с 2001 года Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования филиал №23 стал производить ежемесячные выплаты по 200 рублей. Впоследствии выплаты индексировались, и на сегодняшний день составили 817 рублей 44 копейки.
Истец считает, что начисленная и выплачиваемая ему страховая выплата в размере 817 рублей 44 копейки не соответствует компенсации потери трудоспособности 40% от заработной платы тракториста в сельскохозяйственном производстве. Фондом социального страхования при расчете страховой выплаты был взят заработок 1957 года, согласно представленной архивной справке №127 от 23.02.2001 года. Осовремененный на сегодняшний день заработок составляет 1869 рублей 71 копейку и от него взято 40%, что и составило 817 рублей 44 копейки.
Истец неоднократно обращался в Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования с ходатайством о перерасчете компенсации согласно закону № 125-ФЗ, но в досудебном порядке Фонд отказал в перерасчете, ссылаясь на то, что выплата назначена в полном соответствии с действующим законодательством.
Краснодарское региональное отделение осуществляет обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве на основании Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве носит компенсационный характер, возмещая размер утраченного заработка. После окончания профессионального училища 04.03.1957 года Романенко В.З. был зачислен прицепщиком в «Тихорецкий зерносовхоз». 02.12.1957 года переведен трактористом. На момент наступления трудового увечья истец работал в качестве стажера – тракториста. В данной должности проработал всего 7 месяцев со 02.12.1957 года по 11.07.1958 года.
Истец считает, что согласно статье 12 Закону № 125-ФЗ «О размерах ежемесячных страховых выплат» п. 3 не может быть применен, так как повлекшая повреждение здоровью работа продолжалась менее 12 месяцев, и среднемесячный заработок тракториста на тот момент времени невозможно правильно рассчитать по архивной справке № 127, так как в ней не были указаны отработанные дни. Истец не вырабатывал рабочие дни потому, что работа была сезонной, а первый год после окончания училища Романенко В.З. работал стажером, учеником у опытных механизаторов в течение года. Для подтверждения прилагается архивная справка № 1697 от 12.11.2012 года. Таким образом, архивная справка № 127 от 23.02.2001 года без отработанных рабочих дней, предоставленная ранее для начисления страховых выплат, не является достоверной при расчете утраченного заработка тракториста.
Согласно п. 6 ст. 12 Закону №125-ФЗ, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного) при подсчете его среднемесячного заработка учитывается только тот заработок, который он получил или должен был получить после соответствующих изменений.
Романенко В.З. полагает, что в данном случае страховые выплаты должны производиться согласно п.п. 6, 7 ст. 12 указанного Закона. После окончания учебного заведения истец был принят прицепщиком с низкой заработной платой, и только потом имущественное положение стало постепенно улучшаться. После перевода на должность по основной профессии тракториста была повышена заработная плата. В 1975 году истцу была присвоена классность – тракторист – машинист 1 класса с доплатой 20% к заработной плате. Все эти факты не были учтены при начислении компенсации от потери 40% трудоспособности тракториста. Согласно п. 7 ст. 12 Закона о страховании №125-ФЗ при невозможности получении документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.
До 2000 года истец работал в ООО «<данные изъяты>». В 2001 году на момент обращения в Фонд социального страхования уже не работал. В это время трактористом работал ФИО5, сведения о заработной плате за 2001 год которого представлены для перерасчета компенсации от потери заработка тракториста на тот период времени.
По указанным основаниям Романенко В.З. просит признать архивную справку №127 от 23.02.2001 года без отработанных рабочих дней недействительной для начисления страховых выплат; обязать ГУ - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования РФ за счет средств Федерального бюджета ежемесячно выплачивать ему компенсацию за трудовое увечье, полученное на производстве в размере 5256 рублей, согласно представленному расчету по справке о заработной плате тракториста ООО «<данные изъяты>» за 2001 год, и взыскать с ГУ - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования РФ за счет средств Федерального бюджета недополученную компенсацию за период с 2001 год по 2012 год в размере 612522 рублей.
В судебном заседании истец Романенко В.З. и его представитель Романенко В.В. заявленные требования по выше изложенным основаниям поддержали и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Гусенков А.С. исковые требования не признал и суду пояснил, что Краснодарское региональное отделение осуществляет обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве на основании Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве носит компенсационный характер, возмещая размер утраченного заработка с учетом процента утраты профессиональной трудоспособности. Статьей 12 Закона о страховании установлен порядок расчета ежемесячных страховых выплат: «размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности». При этом, «среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве. Как следует из справки о заработной плате № 127 от 23.02.2001 года, представленной истцом для назначения обеспечения по страхованию, размер его средней месячной зарплаты за 12-ти месячный период, предшествовавший несчастному случаю (18.07.1958 года) составляет 278, 23 рубля (1 869, 71 рубль на дату обращения - 21.05.2001 года). Пункт 7 Закона о страховании применяется только в том случае, если «нет возможности получить документ о размере заработка застрахованного..», такой документ в личном (учетном) деле пострадавшего имеется - это справка, представленная Архивным отделом администрации города Тихорецка от 23.02.2001 года №127. Данная справка никем не обжалована, и сомневаться в достоверности представленной заработной платы застрахованного у регионального отделения нет оснований. Исходя из этой суммы, с учетом всех предусмотренных законом коэффициентов индексации и степени утраты профессиональной трудоспособности Романенко В.З. были назначены ежемесячные страховые выплаты, которые на 01.11.2012 года составляют 817,44 рублей. Ежемесячная страховая выплата назначена в полном соответствии с действующим законодательством на основании заявления пострадавшего и представленных документов. Произвести расчет размера ежемесячной страховой выплаты по пункту 6 Закона «О страховании» (устойчивые изменения в заработке, улучшающие имущественное положение застрахованного) возможно было бы на основании заявления Романенко В.З. и только из заработной платы за период с декабря 1957 года по июнь 1958 года (в этот период согласно трудовой книжке «переведён на должность тракториста»). В результате такого расчета на 01.11.2012 года получается размер ежемесячной страховой выплаты 838 рублей 03 копейки. Это связано с тем, что истец, работая прицепщиком, получал заработную плату выше, чем после перевода на должность тракториста. Такого заявления в филиале, осуществляющем выплаты пострадавшим, не зарегистрировано. В соответствии с п. 9 Закона «О страховании» исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты. Данный перечень является исчерпывающим. Ежемесячная выплата истцу впервые была назначена в 2001 году и должность до травмы согласно трудовой книжке - «тракторист». По указанным основаниям представитель ответчика просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Романенко В.З.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1). При этом определение условий и порядка реализации данного конституционного права отнесено к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Осуществляя предоставленные полномочия, законодатель в целях реализации права граждан на возмещение вреда, причиненного несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, вправе устанавливать, с учетом каких именно периодов и в каком порядке исчисляется средний заработок для целей определения размера ежемесячной страховой выплаты застрахованному лицу в случае наступления страхового случая.
Положения пункта 3 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливают возможность выбора застрахованным наиболее благоприятного периода работы для подсчета среднемесячного заработка из периодов, предусмотренных законодателем, и направлены на обеспечение определения ежемесячных страховых выплат в размере, позволяющем наиболее полно компенсировать заработок, утраченный в связи со страховым случаем.
Материалами дела установлено и никем не оспаривается, что истец Романенко В.З. является инвалидом третьей группы с потерей 40% трудоспособности. Трудовое увечье - отрыв пальцев левой руки получено истцом в июле 1958 года при работе трактористом в совхозе «Тихорецкий».
С июля 1958 года по 1962 год истец являлся получателем пенсии по инвалидности в размере 38 рублей 32 копеек, выплаты производились Пенсионным Фондом РФ. В 1962 году Пенсионный фонд Тихорецкого района прекратил выплаты, возложив это на совхоз «Тихорецкий».
Со 02.03.1979 года по 31.12.1998 года выплату пенсию в том же размере вновь стал производить Пенсионный фонд РФ до выхода истца на пенсию по возрасту. С 1999 года выплаты прекращены.
С 2001 года ежемесячные страховые выплаты в размере 200 рублей Романенко В.З. производил филиал №23 Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования филиал. Впоследствии выплаты индексировались, и на сегодняшний день составляют 817 рублей 44 копейки.
Истец считает, что начисленная и выплачиваемая страховая выплата в размере 817 рублей 44 копейки не соответствует компенсации потери трудоспособности 40% от заработной платы тракториста в сельскохозяйственном производстве, так как Фондом социального страхования при её расчете был взят заработок 1957 года согласно представленной архивной справке №127 от 23.02.2001 года. Полагает, что выплаты должны производиться в соответствии с пунктами 6,7 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Судом установлено, что страховой случай с истцом произошел 18 июля 1957 года. Исполняя трудовые обязанности, истец получил трудовое увечье, утратив 40 % трудоспособности.
Краснодарское региональное отделение осуществляет обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве на основании Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве носит компенсационный характер, возмещая размер утраченного заработка с учетом процента утраты профессиональной трудоспособности.
Порядок расчета ежемесячных страховых выплат установлен статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».
Согласно пункту 3 статьи 12 указанного Закона среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка
(с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Согласно справке о заработной плате №127 от 23.02.2001 года, представленной истцом для назначения обеспечения по страхованию, размер его среднемесячной заработной платы за двенадцатимесячный период, предшествовавший наступлению страхового случая, (18.07.1958 года) составляет 278, 23 рубля (1 869, 71 рубль на дату обращения - 21.05.2001 года).
В части 1 пункта 7 статьи 12 Закона предусмотрено, что при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного, сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами. Таким образом, по смыслу данной правовой нормы, пункт 7 названного Закона применим только в случае отсутствия возможности получения документа о размере заработка застрахованного.
Как установлено в судебном заседании, такой документ в личном (учетном) деле пострадавшего имеется. Таковым документом является представленная архивным отделом администрации города Тихорецка справка от 23.02.2001 года №127, на основании которой, с учетом предусмотренных законом коэффициентов индексации и степени утраты профессиональной трудоспособности
Романенко В.З. назначена и выплачивается ежемесячная страховая выплата в размере 817,44 рублей. Ежемесячная страховая выплата назначена в полном соответствии с действующим законодательством на основании заявления пострадавшего и представленных документов.
Что касается применения пункта 6 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», как того хочет истец, то расчет ежемесячной страховой выплаты в соответствии с данной правовой нормой возможен на основании заявления Романенко В.З., исходя из заработной платы истца за период с декабря 1957 года по июнь 1958 года (в этот период согласно трудовой книжке «переведён на должность тракториста»). В результате такого расчета размер ежемесячной страховой выплаты истцу составил бы 838 рублей 03 копейки.
Между тем, как установлено судом, такое заявление Романенко В.З. в филиал, осуществляющий выплаты, не поступало. Доказательств обратного истцом не предоставлено.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных Романенко Валентином Захаровичем требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Романенко Валентина Захаровича к Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (государственное учреждение) об изменении страховых выплат за полученное трудовое увечье отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья