Судья Балаба Т.Ю. дело № 33-2746-20(2-42-20)
22RS0013-01-2019-003600-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Рудь Е.П.,
при секретаре Трифаченкове Ю.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска», Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 января 2020 года по делу
по иску прокурора города Бийска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска», Министерству социальной защиты Алтайского края о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Бийска Алтайского края обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил:
- признать бездействие КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещения по <адрес> незаконным;
-возложить на КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» обязанность по выполнению работ, связанных с доступом маломобильных групп населения в учреждения социальной защиты, согласно заключению экспертизы;
-возложить на Министерство социальной защиты Алтайского края обязанность по выделению денежных средств КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» с целью выполнения работ в КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» по адресам<адрес>.
В обоснование исковых требований прокурор г.Бийска ссылался на результаты проведенной проверки, в ходе которой установлено, что КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» (далее Центр социального обслуживания населения) осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг в полустационарной, стационарной форме социального обслуживания на дому в отношении граждан, признанных нуждающимися в данных формах социального обслуживания, по <адрес>.
Структурными подразделениями Центра социального обслуживания населения является отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, расположенное по <адрес>; отделение организации социально-психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса для детей и членов их семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании - <адрес>; отделение по предоставлению мест временного проживания женщинам с детьми, находящимся в социально-опасном положении -<адрес>.
Проверкой, экспертным исследованием выявлено, что в помещениях Центра по указанным адресам имеются несоответствия требованиям СНиП, СП, приведенные в иске, исключающие возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 14.01.2020 требования прокурора удовлетворены и постановлено.
Признать бездействие КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещения по <адрес>, незаконным.
Возложить на КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обязанность по произведению следующих работ:
- привести лестницы в помещениях по <адрес> в соответствие с требованиями п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001 от 27.12.2011;
- боковые края ступеней на лестницах структурных отделений, расположенных по <адрес> сделать закругленными, поверхность ровной в соответствии с п. 5.2.9 СНиП 35-01-2001 от 27.12.2011 и п. 6.2.8 СНиП 35-01-2001 от 14.11.2016;
- увеличить размеры входных площадок при входе в помещения Комплексного центра, расположенные по <адрес> до установленных п. 5.1.3 СП 59.13330.2012;
- привести входные двери, ведущие из тамбура в нежилое помещение по <адрес> в соответствие с п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 в части ширины входной двери и п. 5.2.4 СП 59.13330.2012 в части ширины проема в помещение, где осуществляется прием граждан; по <адрес> <адрес> в соответствие с п. 5.2.4 СП 59.13330.2012 в части нанесения контрастной окраски;
- привести высоту порога в зданиях по <адрес> на пути движения в соответствие с требованиями п. 5.2.4 СП 59.13330.2012;
- изменить ширину между поручнями пандуса, уклон пандуса и высоту одного подъема последнего на входе в помещение по пер. <адрес> в соответствие с п. 4.1.14, п. 5.2.13 СП 59.13330.2012;
- увеличить площадь помещения для индивидуального приема посетителей по <адрес> до норматива, утвержденного п. 7.1.13 СП 59.13330.2012;
- оборудовать здания по <адрес> предупреждающей информацией для инвалидов в соответствии с п. п. 5.5.2, 5.5.3, 5.5.4 СНиП 35-01-2001 от 27.12.2011 и п. 3.40, 6.5.4 СНиП 35-01-2001 от 14.11.2016;
- оборудовать здания по <адрес> мнемосхемами в соответствии с п. 7.1.8 СП 59.13330.2012;
- оборудовать помещения по <адрес> уборными, соответствующими требованиям п. п. 6.3.1, 5.3.3 СП 59.13330.2012;
- обеспечить наличие кнопки вызова персонала учреждений на входе в здания по <адрес>.
Возложить на Министерство социальной защиты Алтайского края обязанность по выделению денежных средств КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» с целью выполнения вышеуказанных работ по адресам: <адрес>.
В апелляционной жалобе ответчик Центр социального обслуживания населения просил решение суда отменить и отказать прокурору г.Бийска в иске.
В качестве доводов незаконности решения суда автор жалобы указал, что выводы суда об отсутствии согласия собственников квартир многоквартирных домов, в которых находятся структурные подразделения Центра, на переоборудование помещений, не могут умалять прав инвалидов и малоподвижной категории населения сделан без учета фактических обстоятельств по финансированию работ. Полагает, что поскольку для приспособления общего имущества многоквартирного дома необходимо привлечение денежных средств, то в силу ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) необходимо получение решения общего собрания собственников помещений.
Указал, что поскольку здания Центра были возведены более 18 лет назад, то отсутствие некоторых элементов доступности для инвалидов на существующих и не предполагающих реконструкцию объектах Центра нельзя расценить как нарушение, поскольку переходный период адаптации таких объектов еще не завершен, и ответчик продолжает работы по реализации мероприятий по обеспечению доступности объектов для маломобильных групп населения, срок которых определен до 2030 года в рамках реализации «дорожной карты».
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социальной защиты Алтайского края просил решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в иске.
В обоснование доводов незаконности решения суда автор жалобы, ссылаясь на положения ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указал, что государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.04.2016 №152 утверждена государственная программа Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае», финансируемая за счет средств краевого и местного бюджетов, в рамках которой финансирование Центра не планируется.
Полагает, что судом не учтено, что мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг имеют сложный, многоуровневый характер и требуют значительных временных затрат. Поскольку положения ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ст.15 Закона от 24.11.1994 №181-ФЗ «О социальный защите инвалидов» в части обеспечения доступности инвалидов применяются с 01.07.2016 и исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию объектам или прошедшим реконструкцию, модернизацию, к которым спорные объекты Центра не относятся, то для них предусмотрен иной порядок приведения в соответствие, который законодателем определен до 2030 года в рамках соблюдения принципа «разумного приспособления», при этом Центром предусмотрены виды работ по оборудованию входов пандусами для преодоления порогов внутри помещений, оснащением оборудования, обеспечивающим дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации в период с 2015 года. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у Центра обязанности по завершению работ, направленных на создание условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение комплексного центра.
Полагает, что поскольку Центром запланированы мероприятия по обеспечению доступа маломобильных групп населения и инвалидов в помещения Центра, то решение суда о признании бездействий Центра незаконным является необоснованным. Судом не дана оценка мотивам ответчика о том, что «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр применим исключительно к вновь возводимым зданиям, а также реконструированным, к которым объекты Центра не относятся. Не принято судом во внимание и то обстоятельство, что ряд работ по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объектам, требует проведения работ по перепланировке и переустройству, что необходимо с соблюдением ст.ст.25,26 ЖК РФ и получением согласия собственников общего имущества многоквартирного дома.
В письменных возражениях прокурор города Бийска просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков поддержали доводы жалобы, представитель процессуального истца возражал против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Судом установлено, что КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг в полустационарной, стационарной форме социального обслуживания на дому в отношении граждан, признанных нуждающимися в данных формах социального обслуживания, по адресу: <адрес>.
Структурными подразделениями КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» является отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, расположенное по <адрес> в <адрес>, отделение организации социально-психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса для детей и членов их семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, - <адрес> в <адрес>; отделение по предоставлению мест временного проживания женщинам с детьми, находящимся в социально-опасном положении, - <адрес> в <адрес>.
КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» на праве оперативного управления переданы помещения, расположенные по адресу: <адрес> <адрес> в <адрес>. Собственником указанных помещений является Алтайский край.
Согласно п. 3.2 Устава КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» предметом деятельности учреждения является предоставление социальных услуг в полустационарной, стационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому в отношении граждан, признанных нуждающимися в данных формах социального обслуживания, путем оказания им необходимых социальных услуг с учетом индивидуальной потребности.
Основной целью деятельности (создания) учреждения является обеспечение реализации прав граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Разрешая исковые требования прокурора, которые с учетом выводов строительно-технической экспертизы направлены исключительно на выполнение ответчиком работ по восстановлению поверхностей лестниц, исключающих создание препятствий для указанной группы населения в доступе в структурные подразделения Центра, приведение входных дверей в части ширины проемов, высоты порогов, оборудования уборной, мнемосхемой, предупреждающей информацией, суд первой инстанции исходил из положений ст.7 Конституции Российской Федерации, ст.9 Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и с учетом характера допущенных Центром нарушений, возможности их устранения без проведения работ по реконструкции помещений, расположенных в многоквартирных домах, пришел к обоснованному выводу о законности требований прокурора г.Бийска.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения ч.1 ст.15 Федерального закона 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Кроме того, ч.1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" также предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Между тем частью второй той же статьи в целях унификации действующего законодательства установлена необходимость применения строительных норм и правил, принятых до вступления в силу Федерального закона от 20.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в контексте понятия "Свод правил", при этом такие нормы и правила применяются на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Так, согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.6 вышеуказанного Закона в перечень национальных стандартов и сводов правил могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
При этом Свод правил 59.13330.2016 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в актуализированной редакции, предусмотрен пунктом 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1521 в составе перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Так, согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" требования данного документа должны учитываться при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, системный анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сформулировать вывод о том, что указание на применение норм ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ч.1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может рассматриваться (расцениваться) в качестве препятствия для реализации прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, поскольку несоблюдение требований законодательства в соответствующей сфере является нарушением конституционных прав граждан Российской Федерации - инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" распространяется и на уже существующие объекты, которые в силу требований законодательства должны приспосабливаться для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, а доводы апелляционных жалоб в указанной части признает основанными на неверном толковании норма права.
Действительно, поэтапный план мероприятий по реализации «дорожной карты», направленный на увеличение доли доступных для инвалидов объектов государственных организаций в сфере социальной защиты определен в период с 2015 года до 2030 года постановлением Администрации Алтайского края от 25.09.2015 №373.
Как следует из Плана мероприятий, устройство и оборудование путей движения (лестницы, лестничные площадки), расширение входных проемов, оборудование санитарно-гигиенических помещений, оснащение организаций оборудованием, обеспечивающим дублирование необходимой для инвалидов зрительной и звуковой информации, а также надписей, знаков и иной текстовой графической информации предусмотрено в период с 2015 года по 2030 год, без указания конкретных дат.
Вместе с тем, Планом мероприятий Центра на период 2019-2030 года выполнение вида работ, возложенных судом, в указанных помещениях г.Бийска не предусмотрено, за исключением оснащения оборудованием, обеспечивающим дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации только в двух зданиях: по <адрес>.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» не предусмотрен перечень действий, направленных на обеспечение доступности маломобильных групп населения в помещениях учреждений социальной защиты.
Поскольку деятельность ответчика осуществляется в помещениях, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, при этом используются лестничные проемы подъездов, то приведенные входных узлов в соответствие с действующим законодательством лежит на этих организациях и не может быть возложено на иных собственников помещений МКД.
В соответствии с ч.4.1 ст.36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Таким образом, вопреки доводам ответчиков приведение лестничных проемов в надлежащее состояние для беспрепятственного доступа малоподвижных групп населения в учреждения социальной защиты населения возможно без привлечения денежных средств иных собственников помещений, в связи с чем необходимость проведения общего собрания собственников помещений МКД не может служить препятствием в реализации возложенных на ответчика полномочий, как и получение согласия собственников помещений МКД на проведение работ по переустройству в том случае, когда будет задействовано общее имущество МКД.
Доводы жалоб ответчиков основаны на ошибочном толковании норм материального права, регламентирующего спорные правоотношения, при том, что судом на ответчика (Центр) возложена обязанность выполнения работ, которые не отнесены экспертным заключением к неустранимым недостаткам, и направлены исключительно на приспособление пользования маломобильными группами населения и инвалидами помещениями Центра.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 января 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков КГБСУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска», Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: