Дело № 2-150/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Заводоуковск 5 февраля 2019 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Дмитриевой М.Ю.,
с участием
прокурора Чернышевой А.В.,
представителя ответчика Правительства
Тюменской области Подойниковой Е.Н.,
при секретаре Семёновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-150/2019 по исковому заявлению Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту интересов Буторина В.В. к Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Заводоуковский межрайонный прокурор (далее прокурор) в интересах Буторина В.В. (далее истец) обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области (далее ответчик, Правительство ТО), Администрации Заводоуковского городского округа (далее ответчик, Администрация ЗГО) о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что Буторин В.В., ... года рождения, остался без попечения родителей, так как мать Буторина С.В., умерла, отец Буторин В.В., записан в свидетельстве о рождении ребенка на основании заявления матери. Договором ... от ... несовершеннолетний Буторин В.В., ... года рождения передан на воспитание в приемную семью Бердюгину Н.А. и Бердюгиной Л.Г.. Согласно приказу сектора по опеке, попечительству и охране прав детства ... Буторин В.В., ... года рождения, включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Упоровского муниципального района. Согласно справке, выданной администрацией Упоровского муниципального района от 17.12.2018г. с Буториным В.В. письменные договоры социального найма жилого помещения, либо об указании его в качестве члена семьи нанимателя в заключенном в письменной форме договоре социального найма жилого помещения не заключались. Из справки ... от 21.11.2012 выданной администрацией Нижнеманайского сельского поселения следует, что Буторин В.В. участия в приватизации не принимал, недвижимости на территории сельского поселения не имеет, договора на передачу квартиры в собственность с Буториным В.В. не заключался. Согласно справке о наличии недвижимого имущества в собственности от 07.03.2013 ..., выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Буторин В.В., право бесплатной приватизации не использовал, в собственности недвижимого имущества в ... не значится. Согласно выпискам из реестра Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области по состоянию на 17.12.2018 сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Буторина В.В. отсутствуют. Из справки, выданной ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум» от ... ... следует, что Буторин В.В. обучается на ... курсе по очной форме обучения на бюджетной основе среднего профессионального образования базовой подготовки в ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум». По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. 11 ЖК РФ, ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст.5, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», Закон Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области», прокурор просит:
Обязать Правительство Тюменской области представить Буторину В.В., ... года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа, после предоставления специализированного жилого помещения Правительством Тюменской области, заключить с Буториным В.В., договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник Заводоуковского межрайонного прокурора А.В. Чернышева поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.
Истец Буторин В.В., представитель ответчика администрации Заводоуковского городского округа, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.86, 90), в судебное заседание не явились.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд проводит судебное заседание в отсутствие истца и представителя ответчика администрации ЗГО.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области Подойникова Е.Н., действующая на основании доверенностей соответственно № ... от 10.11.2017 года, возражений по иску не имеет, иск признала в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования, заявленные прокурором подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч.7 ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 3.3. Постановления Правительства Тюменской области от 29.12.2012 N 583-п жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Законом Тюменской области от 7.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее Закон Тюменской области №137) установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учёта и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда. Так же предусмотрено предоставление указанным категориям лиц по месту их жительства или месту временного пребывания в границе соответствующего муниципального района или городского округа благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и требованиям в соответствии с нормой предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади.
Согласно ст.2 Закона Тюменской области от 3.10.2012 года №78 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае если дети (лица), оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 Закона Тюменской области № 137 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 статьи 30.2 Закона Тюменской области №137 в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 30.1 настоящего Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Порядок ведения Списка определяется Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п утверждён «Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1. указанного Порядка (в ред. от 15.11.2018) Решение о предоставлении лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае отнесения к его полномочиям полномочия органа государственной власти Тюменской области по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в разрезе муниципальных районов и городских округов при возникновении оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 3.3. Порядка, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела (копии паспорта, копии свидетельства о рождении, копии свидетельства о смерти, копии справка о рождении ..., приказа Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства ... Департамента социального развития Тюменской области от 23.05.2013 года ..., справки Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 27.09.2016 года ..., информации Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 21.12.2018г. ... (л.д.8,9,10,11,24,29,31), судом установлено, что Буторин В.В., ... года рождения является лицом из числа детей-сирот, в связи с тем, что его мать Буторина С.В. ... умерла, а сведения об отце Буторине В.В. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. 23.05.2013 года Буторин В.В., ... года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда на территории Упоровского муниципального района, по состоянию на 21.12.2018г. года номер в списке ....
Согласно уведомлений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 18.12.2018г., 27.02.2013г., 11.05.2012г., 16.12.2016г., 09.01.2019г. (л.д. 46, 48,49,50,51,66,74) у Буторина В.В., ... года рождения, в собственности недвижимое имущество отсутствует.
Из договора ... о передаче детей на воспитание в приемную семью от 01.01.2008г. (л.д. 12) судом установлено, что сектор по опеке, попечительству и охране прав детства передает приемным родителям: Бердюгину Н.А., Бердюгиной Л.Г., а они принимают на воспитание в приемную семью детей: Шанаурова А.Н., ... года рождения; Шанаурова Е.Н., ... года рождения; Буторина В.В., ... года рождения; Буторина В.В., ... года рождения.
Согласно справке Нижнеманайского сельского поселения от 21.11.2012 ... (л.д. 14) согласно записям похозяйственных книг администрации Нижнеманайского сельского поселения Бердюгин Н.А. имеет состав семьи: жена Бердюгина Л.Г., ... года рождения; приемный ребенок Буторин В.В., ... года рождения; приемный ребенок Буторин В.В., ... года рождения.
Из справки Упоровского районного отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 07.03.2013 года (л.д. 45) следует, что Буторин В.В., ... года рождения, собственником недвижимого имущества в ... не значится. Право бесплатной приватизации не использовано.
Согласно сведений отдела договоров найма Департамента имущественных отношений Администрации ... от 17.12.2018г. (л.д. 37) сведения о заключении в письменной форме договора социального найма жилого помещения с Буториным В.В., ... года рождения, либо об указании его в качестве члена семьи нанимателя в заключенном в письменной форме договоре социального найма жилого помещения, отсутствуют.
Согласно справке Администрации Упоровского муниципального района от 20.02.2013г. ... (л.д.40) Буторин В.В., ...., на территории ... нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма не является. Жилые помещения по договору социального найма не предоставлялись.
В соответствии со справкой ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» от 30.01.2019 года (л.д.91-93), в отношении Буторина В.В., ... года рождения, сведения о существующем и прекращенном праве собственности на объекты капитального строительства на территории ... отсутствуют.
Справкой администрации Заводоуковского городского округа от 25.01.2019 года подтверждается у Буторина В.В., ... года рождения, права на жилое помещение по договору социального найма на территории Заводоуковского городского округа.
Согласно сообщения отдела по вопросам миграции МО МВД России «Заводоуковский» от 25.01.2019 года (л.д. 82) Буторин В.В., ... года рождения, значится зарегистрированным по месту пребывания по адресу: ... с 29.11.2018 года по 30.06.2019 года.
Учитывая, что адрес временного пребывания истца в Заводоуковском городском округе и его желание проживать в данной местности (л.д.7), с учетом требований п.6 ст.30.1 Закона Тюменской области №137, прокурор правомерно обратился в суд с иском о предоставлении Буторину В.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Заводоуковского городского округа.
Законом Тюменской области от 7.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее Закон Тюменской области №137) установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учёта и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда. Так же предусмотрено предоставление указанным категориям лиц по месту их жительства или месту временного пребывания в границе соответствующего муниципального района или городского округа благоустроенного жилого помещения
Таким образом, Буторин В.В., исходя из положений вышеуказанных норм действующего законодательства и представленных по делу доказательств имеет право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. Правительство Тюменской области обязано обеспечить Буторина В.В., жилой площадью из специализированного жилого фонда Тюменской области не менее установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Тюменской области от 24.04.2006 № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений», Главное управление строительства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования), необходимых для приобретения (строительства), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда Тюменской области, в текущем году.
В соответствии с подпунктами 6 и 7 ст.8 Закон Тюменской области от 26.12.2014 N 125 (ред. от 23.03.2018) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 18.12.2014), отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области:
по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) (п.6);
по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений (п.7).
Следовательно, обязанность принять решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключить с Буториным В.В., договор найма на специализированного жилого помещения, после обеспечения предоставления Правительством Тюменской области из специализированного государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Заводоуковского городского округа общей площадью не менее 18 кв.м., лежит на Администрации Заводоуковского городского округа. А, учитывая, что Главное управление строительства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области без персонифицирования граждан, в отношении которых необходимо органу муниципального образования принять решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, то прокурором правомерно заявлен иск как к Правительству Тюменской области о предоставлении жилья Буторину В.В., так и к администрации Заводоуковского городского округа о принятии решения по заключению с Буториным В.В., как лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту интересов Буторина В.В. к Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области представить Буторину В.В., ... года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа, после предоставления специализированного жилого помещения Правительством Тюменской области, заключить с Буториным В.В. ... года рождения, договор найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский облсуд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья М.Ю. Дмитриева
Мотивированное решение составлено 8.02.2019 года.