Дело № 2–4535/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Демьяненко Т.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному после увольнения месте жительства, возложении обязанности принять на соответствующий учет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства – <адрес> на состав семьи 3 человека и возложении на ответчика обязанности принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по указанному выше избранному после увольнения из Вооруженных Сил РФ месту жительства на состав семьи 3 человека. В обоснование требований указал, что проходил действительную военную службу в МО РФ (в/ч 10103) до 2016 года и в соответствии с выслугой лет имеет право на получение жилья от Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства – <адрес> на состав семьи 3 человека. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на соответствующий учет ввиду непредставления документов, подтверждающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, тогда как все необходимые для этого документы были им предоставлены в полном объеме. Полагает, что действиями ответчика нарушены его права, предусмотренные ст.ст. 15, 27, 40, 55 Конституции РФ, а принятое им решение нарушает его право, предусмотренное абз. 9 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Указал, что уведомление о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее – НИС) он не получал. Ранее, в ходе судебного разбирательства пояснял, что проходил военную службу в должности матроса в войсковой части 10103, имеет необходимый стаж воинской службы для предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства. Рапорт на включение его в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил РФ, представленный в материалы дела Военным комиссариатом г. Петропавловска-Камчатского, он не писал. Участником НИС он не является, денежные средства на приобретение жилья по указанной программе НИС он не получал.
Представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал, просил их удовлетворить. Указал, что истец участником НИС не является, поскольку рапорт на включение в указанную программу он не писал, денежные средства по программе НИС для приобретения жилья не получал, расчетный счет для перечисления денежных средств он не открывал, тогда как участие в программе НИС подтверждается фактическим получением денег. Заявил о подложности представленного в материалы дела рапорта ФИО1 о включении его реестр участников НИС, так как почерк, которым написан рапорт, отдаленно напоминает почерк истца, но указанный рапорт он не писал. Сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено письмо об исключении его из программы НИС. Считает, что сам факт участия истца в НИС не является основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства, поскольку право на получение денежных средств для приобретения жилья по НИС им не реализовано, что ответчиком не оспаривалось. Полагает, что истец имеет право на обеспечение его жилым помещением за счет бюджетных средств по линии Министерства обороны РФ по любым основаниям, предусмотренным действующим законодательством, для данной категории лиц. Ранее, в ходе судебного разбирательства представитель истца пояснял, что решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма является незаконным, поскольку все необходимые документы для постановки на учет были предоставлены истцом. Кроме того, он указывал, что истец был уволен с военной службы по льготным основаниям и имеет необходимый стаж для получения жилья по линии Министерства обороны РФ. Право на обеспечение жилым помещением им не реализовано, так как денежные средства на приобретение жилья им не получены.
Ответчик ФГКУ «Востокрегионжилье» извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. Ранее, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика по доверенности ФИО6 исковые требования ФИО1 полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истец является участником программы НИС. Документы, необходимые для включения военнослужащего в НИС, подготавливает войсковая часть, в которой проходит службу военнослужащий. Подразделение ФГКУ «Востокрегионжилье» в <адрес> обрабатывает такие заявления, а включение военнослужащего в реестр НИС осуществляет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. То обстоятельство, что истец не реализовал свое право на получение денежных средств на приобретение жилого помещения по НИС, не означает, что он не является участником НИС.
Третье лицо Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
С учетом мнения истца и его представителя, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12 п. 1 ст. 15).
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 10103. Исключен из списков части с ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части 87272 от ДД.ММ.ГГГГ № на основании приказа командующего войсками и силами на Северо-Востоке по личном составу от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому он досрочно уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Общая продолжительность военной службы ФИО1 в Вооруженных Силах РФ на момент увольнения в календарном исчислении составила 16 лет 01 месяц 15 дней.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» (3 отдел) с заявлением, в котором просил принять его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ.
Решением начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 на состав семьи из 4-х человек, включая супругу ФИО7, а также несовершеннолетних детей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.54 Жилищного Кодекса РФ, а именно, предоставлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В письме начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО1 одновременно с направлением выписки из указанного решения разъяснено, что в ходе рассмотрения представленных документов установлено, что он является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с п. 15 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» осуществляется путем предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений. Других форм обеспечения жилыми помещениями участников НИС действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Жилищным кодексом РФ и ФЗ «О статусе военнослужащих» нет.
Изучив представленные суду доказательства, суд не находит оснований для признания вышеназванного решения, принятого ответчиком, незаконным в силу следующего.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, своевременно заявившие о своем праве на обеспечение жильем до момента исключения их из списков личного состава, обеспечиваются жилыми помещениями от Министерства обороны РФ при увольнении с военной службы.
Согласно пункту 15 указанной статьи обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон о накопительно-ипотечной системе). При этом согласно абзацу второму пункта 15 на военнослужащих – участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не распространяется действие ряда положений статей 15 и 23 указанного Федерального закона, регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих, включая абз. 12 пункта 1 ст. 15, предусматривающего обеспечение военнослужащих при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, по договору социального найма.
В силу положений пункта 4 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе» к участникам накопительно-ипотечной системы в относятся, в том числе, матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы, которые включаются в реестр таких участников на основании письменного обращение об их включении в реестр участников.
Из материалов дела следует, что на основании рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в реестр участников НИС он с указанного времени является участником НИС и согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, представленному суду Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, включен в соответствующий реестр.
На это также указано в выписке из приказа командира восковой части 87272 от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении ФИО1 в связи с увольнением с военной службы из списков личного состава части.
Таким образом, ФИО1 в период прохождения военной службы в должности матроса посредством волеизъявления реализовал право выбора вида жилищных гарантий, предусмотренных федеральными законами «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и «О статусе военнослужащих», в форме предоставления ему денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в рамках накопительно-ипотечной системы, в связи с чем, в силу абз. 2 п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при вынесении решения № от ДД.ММ.ГГГГ оснований для постановки ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имелось.
Довод истца и его представителя о том, что рапорт о включении в реестр участников НИС он не писал и не подписывал, не может являться основанием для удовлетворения требований истца, поскольку на основании исследованных в ходе судебного разбирательства представленных сторонами доказательств нашел подтверждение тот факт, что ФИО1 на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке его на вышеуказанный учет, являлся участником НИС, и является таковым на момент рассмотрения дела, что исключает возможность предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
То обстоятельство, что ФИО1, будучи участником НИС, право на предоставление целевого жилищного займа не реализовал, в связи с чем им подано заявление об исключении из реестра участников НИС, не имеет правового значения при рассмотрении данного дела, поскольку факт включения его в соответствующую программу им в установленном порядке не оспорен и из числа участников программы НИС он не исключен.
Довод истца о нарушении ответчиком прав, гарантированных Конституцией РФ, в частности предусмотренного ст. 40 Конституции РФ права на жилище, суд признает несостоятельным, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции РФ не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей, относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей. Федеральными законами «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и «О статусе военнослужащих» предусмотрены формы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуемые за счет средств федерального бюджета, в связи с чем отказ в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права истца, поскольку положениями вышеуказанных Федеральных законов предусмотрены условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет бюджетных средств в зависимости от условий прохождения и увольнения их с военной службы.
При таких обстоятельствах оснований для признания ФИО1 нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения из ВС РФ месту жительства не имеется, в связи с чем он не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем заявленные ФИО10 требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения из ВС РФ месту жительства и возложении на ФГКУ «Востокрегионжилье» обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения из ВС РФ месту жительства – <адрес> на состав семьи 3 человека оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А. Демьяненко