Дело № 33-1739 судья Аксенов С.Б. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Крыловой В.Н.,
судей Акатьевой Т.Я., Улыбиной С.А.
с участием прокурора Филипповой В.М.
при секретаре Соколовской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
13 мая 2015 года
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства здравоохранения Тверской области
на решение Кимрского городского суда Тверской области от 04 февраля 2015 года,
которым постановлено:
«Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Кимрская центральная районная больница» устранить нарушения противопожарной безопасности в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес>, и в здании офиса врача общей практики расположенном по адресу: <адрес>, а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить автоматическую пожарную сигнализацию.
Обязать учредителей ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» - Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области принять в пределах компетенции организационные меры, которые позволят ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения противопожарной безопасности в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес>, и в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, установить автоматическую пожарную сигнализацию».
Судебная коллегия
установила:
Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», Правительству Тверской области, Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о возложении обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в зданиях ФАП д.Федоровка, ФАП д.Шутово Федоровского с/п Кимрского района Тверской области, в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес> и в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390.
Также установлено, что ОНД по г.Кимры и Кимрскому району ГУ МЧС России по Тверской области в период с 24 апреля 2014 года по 29 апреля 2014 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях с массовым и круглосуточным пребыванием людей ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», по результатам которой выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности, которые в случае возникновения пожара, могут создать угрозу жизни, а также гибели людей. С целью устранения выявленных нарушений заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору по г.Кимры и Кимрскому району на имя главного врача ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 27/1/15 от 29 апреля 2014 года.
Согласно акту проверки № 73 от 21 августа 2014 года администрацией ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» в установленный срок не выполнены пункты предписания № 27/1/15 от 29 апреля 2014 года, в связи с чем в адрес и.о. главного врача ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 73/1/24 от 21 августа 2014 года.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья граждан, посещающих указанные лечебные учреждения, и медицинских работников, что является нарушением Федерального закона от 21. декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно п.2 Устава ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» учредителем ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках их компетенции.
В соответствии с п.18 Устава ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» имущество ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Определением суда от 24 декабря 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г.Кимры Тверской области, администрация Кимрского района Тверской области, администрация Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области.
Определением суда от 04 февраля 2015 года производство по делу о возложении на ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности в здании ФАП дер.Федоровка Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области и ФАП дер.Шутово Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области прекращено в связи с отказом прокурора от указанной части исковых требований.
В судебном заседании прокурор Уткина Т.В. исковые требования в остальной части поддержала и просила их удовлетворить, уточнила срок, в течение которого подлежат устранению нарушения противопожарной безопасности, установив его – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» по доверенности Воробьева У.Ю. иск прокурора признала, пояснив, что в настоящее время готова проектно-сметная документация на установление АПС.
Представитель третьего лица ОНД по г.Кимры и Кимрскому району ГУ МЧС России по Тверской области Бессмертный Л.В. полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители ответчиков Правительства Тверской области, Министерства здравоохранения Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, представители третьих лиц: администрации г. Кимры Тверской области, администрации Кимрского района Тверской области, администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель администрации Кимрского района Ковалев М.Е. просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель Правительства Тверской области Травкина О.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве указала, что Правительство Тверской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку полномочиями по установке автоматической пожарной сигнализации в зданиях, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, обладает ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», так как управление имуществом включает в себя полномочия по его содержанию, эксплуатации, ремонту. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения Тверской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указывается, что в предписании по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 21.08.2014 установлен срок исполнения до 01.06.2015. Прокурор, обращаясь в суд с требованием об устранении нарушений норм пожарной безопасности и указывая иные сроки его исполнения, фактически обжалует правомерность указанного документа в части сроков исполнения предписания. Однако порядок обжалования ненормативных актов контрольно-надзорных органов и круг лиц, которым предоставлено такое право, четко определен законом, прокурор в перечень указанных лиц не включен. Прокурором не представлены доказательства бездействия должностных лиц по устранению выявленных нарушений, а также наличие оснований для понуждения ответчика к устранению нарушений в судебном порядке. Вместе с тем, представитель ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» пояснил, что готова проектно-сметная документация на установление АПС. Законодательством установлен четкий механизм реализации требований государственных органов, не требующий дублирования в судебном порядке. Судом не приняты во внимание доводы Министерства о наличии специального правового регулирования в отношении зданий и помещений, занятых учреждениями здравоохранения. Так, для учреждений здравоохранения разработан специальный перечень зданий и помещений, оснащаемых средствами автоматической пожарной сигнализации, в который офисы врачей общей практики не включены. Судом не исследованы доказательства наличия права собственности или иного права ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» на спорные объекты недвижимости, соответственно, не подтверждено право ответчика модернизировать или иным образом распоряжаться указанным имуществом. В нарушение требований ст.207 ГПК РФ, постановления Пленума Верховного суда РФ «О судебном решении» суд в резолютивной части решения не определил порядок исполнения решения Министерствами и Правительством Тверской области (солидарное, долевое, описание конкретных действий каждого ответчика). Суд не учел, что в соответствии с Уставом ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано, в том числе осуществлять текущий и капитальный ремонт. Полномочия собственника от имени Тверской области осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Министерство здравоохранения Тверской области, как главный распорядитель бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств, но самостоятельных решений о выделении дополнительных средств из областного бюджета, не принимает. Министерство не вправе принимать и иные организационные меры в отношении ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» в части обязать определенным образом распределить выделенные денежные средства, а также денежные средства, полученные от оказания платных медицинских услуг, обязать заключить договор. В исковом заявлении прокурор не уточнил, какие именно организационные меры должно принять Министерство, факт бездействия Министерства не установлен. Таким образом, требования прокурора в сформулированном виде не подлежали удовлетворению.
В апелляционной жалобе Правительство Тверской области просит отменить решение суда и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобе имеет место ссылка на то, что Правительство Тверской области является ненадлежащим ответчиком. Согласно Уставу ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» собственником имущества учреждения является Тверская область, полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках его полномочий, то есть Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Также уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения Тверской области. Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» отказалось удовлетворить требования, в связи с недостаточностью денежных средств, в связи с чем на Правительство Тверской области не может быть возложена субсидиарная и (или иная) ответственность по обязательствам Учреждения. У истца не было оснований для обращения в суд с настоящим иском, поскольку срок устранения нарушений противопожарной безопасности, установленный надзорными органами, не истек.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Тверской области заместитель начальника ОНД по г.Кимры и Кимрскому району ГУ МЧС России, старший помощник Кимрского межрайонного прокурора Уткина Т.В. указывают на законность и обоснованность решения суда.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Губин М.Ю. ссылается на то, что на Министерство не может быть возложена субсидиарная ответственность, поскольку ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» не является казенным предприятием. Кроме того, субсидиарная ответственность на собственника имущества бюджетного учреждения возлагается только по обязательствам, связанным с причинением вреда.
Представители администрации г. Кимры и Администрации Кимрского района, а также ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», ОНД по г. Кимры и Кимрскому району ГУ МЧС России по Тверской области в суде апелляционной инстанции не присутствовали, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. В связи с чем и в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, а также представителя Министерства здравоохранения Тверской области Солнышкину И.С., представителя Правительства Тверской области Ковалеву Е.В., поддержавших доводы поданных апелляционных жалоб, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Панахову Е.А., поддержавшей возражения на апелляционные жалобы, прокурора Филиппову В.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела - Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в здании офиса врача общей практики, расположенной в <адрес> в здании врача общей практике, расположенной также в <адрес>, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п. 61 Правил противопожарной режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
В соответствии с п.14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утв. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315, здания общественного назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади.
Судом первой инстанции также установлено, что ОНД по г. Кимры и Кимрскому району в период с 24.04.2014 по 29.04.2014 проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности ГБУЗ «Кимрская ЦРБ». В связи с выявленными нарушениями главному врачу ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» было вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком устранения выявленных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ. Данные предписания в полном объеме не исполнены в указанный выше срок. В связи с чем на имя и.о. главного врача ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» ФИО15 было внесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 21.08.2014, с установлением срока исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом требований ст. 34, 37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012, а также исследованных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении на ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности в здании офиса врача общей практики, расположенном в <адрес> в здании офиса врача общей практики, расположенном в <адрес>, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить автоматическую пожарную сигнализацию, являются обоснованными. Как следует из материалов дела, в суде первой инстанции представитель ответчика – ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» иск прокурора признала, не возражала против его удовлетворения.
Однако данная обязанность, помимо ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» должна быть возложена и на Министерство здравоохранения Тверской области. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно Уставу ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», утв. Приказом Министерства здравоохранения Тверской области № 685 от 30.12.2011 (с изменениями от 26 февраля 2013 года), больница является бюджетной некоммерческой организацией.
Учредителем и собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации – Тверская область (п.2,18 Устава). От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках их компетенции.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Тверской области, утв. Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области. Министерство в пределах своей компетенции имеет право осуществлять отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской области в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Тверской области. Согласно п.п. «в» п. 11 раздела Ш Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области от 17.10.2011 г. одной из основных функций данного Министерства является участие в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение. Министерство здравоохранения Тверской области обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение в соответствии с законодательством.
В связи с чем обязанность по устранению нарушений противопожарной безопасности в здании врача общей практики, расположенном в <адрес> в здании врача общей практики, расположенном в <адрес>, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить автоматическую пожарную сигнализацию – необходимо было возложить как на ГБУ «Кимрская ЦРБ» так и на Министерство здравоохранения Тверской области». С учетом изложенного решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению.
Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении данных требований необоснованно не приняты во внимание доводы, изложенные в отзыве Правительства Тверской области о том, что Правительство Тверской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» собственником имущества Учреждения является Тверская область, полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках его компетенции. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
В соответствии с п.7 ст.15, ст.22 Закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области принимает меры по организации оказания населению Тверской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Тверской области. Правительство Тверской области осуществляет закрепленные за ним полномочия самостоятельно или, если иное не установлено федеральным законодательством, через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области.
Следует согласиться с доводом апелляционной жалобы, что возможность исполнения полномочий в сфере здравоохранения одновременно и Правительством Тверской области, и уполномоченным исполнительным органом государственной власти, данным законом не предусмотрена.
В соответствии с п.1 ст.399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарная ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» отказалось удовлетворить требования истца, в связи с недостаточностью денежных средств, возложение субсидиарной ответственности на Правительство Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, является необоснованным.
В остальном обжалуемое решение суда законно и обоснованно. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для обращения в суд с настоящим иском, поскольку срок устранения нарушений противопожарной безопасности, установленный надзорными органами, не истек, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кимрского городского суда Тверской области от 04 февраля 2015 года в части возложения обязанности на Правительство Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области принять в пределах компетенции организационные меры, которые позволят ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения противопожарной безопасности в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес>, и в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, установить автоматическую пожарную сигнализацию – отменить, в удовлетворении исковых требований Кимрского межрайонного прокурора к Правительству Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области - отказать.
В остальной части решение суда изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции: «Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Кимрская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения Тверской области устранить нарушения противопожарной безопасности в здании офиса врача общей практики, расположенном по адресу: <адрес>, и в здании офиса врача общей практики расположенном по адресу: <адрес>, а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить автоматическую пожарную сигнализацию».
Председательствующий В.Н.Крылова
Судьи Т.Я.Акатьева
С.А.Улыбина