Решение по делу № 2-971/2021 от 22.03.2021

УИД 61RS0020-01-2021-001189-41

             Дело №2-971/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года.                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Малыгиной Ю.Н.

с участием представителя истцов адвоката Филатич И.В., действующей на основании ордера ...... от 22.04.2021,

представителя ответчика Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности от 06.05.2019 ......,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчук Р.И., Ковальчук О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ковальчук В.А. к Администрации города Новошахтинска о включении жильцов дома в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

    Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области включить Ковальчук Р.И., Ковальчук О.А., Ковальчук В.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ шахтами «Коминтерновская» и «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: <адрес>-а. В обоснование своих требований истцы указали, что они зарегистрированы и проживают жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>-а с 1983 года. Данный жилой дом принадлежит Ковальчук Р.И. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.01.1985, удостоверенного ГНК г. Новошахтинска Ростовской области 11.08.1985, реестровый ......, зарегистрировано в МП БТИ <адрес> 28.01.1985 в реестре ....... <адрес>-а по <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области, в котором они проживают, является ветхим и небезопасным для их проживания, физический износ дома по состоянию на апрель 2018 года составляет 72 %, что подтверждается данными технического паспорта на жилой дом, выданного МП БТИ г. Новошахтинска. Из отчета о научно-исследовательской работе по оценке степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-а, составленного Северо-Кавказским филиалом ООО «МНЦ ГЕОМЕХ», следует, что в результате выполненных расчетов установлено, что расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>-а, превысили предельные значения, следовательно, горные работы ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» (согласно Отчету шахт «Коминтерновская» и «Несветаевская») негативно повлияли на техническое состояние строения. Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом по адресу: <адрес>-а, в г. Новошахтинске, данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемых шахт ОАО «Ростовуголь». Впервые, в июне 2018 года они обратились с письменным заявлением и документами к ответчику с просьбой включить <адрес>-а по <адрес> в г. Новошахтинске в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированных шахт «Коминтерновская» и «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Ответ на свое заявление по данному обращению они не получили. Повторно они обратились в Администрацию г. Новошахтинска с вышеуказанной просьбой в июле 2020 года. Из полученного ответа исх. ...... от 13.08.2020 Администрации г. Новошахтинска следует, что жильцы <адрес>-а по <адрес> в списках граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности не значатся. На основании п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, вопрос о включении граждан, проживающих по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, не может быть рассмотрен в виду отсутствия на то оснований, предусмотренных законодательством РФ, регулирующим реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Списки граждан на переселение формировались ликвидационными комиссиями шахт и были включены в проект ликвидации. Их дом в указанный проект ликвидации не включен. Со ссылками на положения пункта 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 ....... При устном обращении в Администрацию г. Новошахтинска им было рекомендовано обратиться в суд. Считают, что Администрация города Новошахтинска необоснованно отказывает им во включении в Списки на переселение как самого дома, так и его жильцов. Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья. На основании вышеизложенного, просят исковые требования удовлетворить.

    Истцы в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, в заявлении просят рассмотреть дело в их отсутствие, с участием их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Представитель истцов адвокат Филатич И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ОАО «Ростовуголь» был ликвидирован, шахта «Несветаевская» ликвидировалась на основании решения от 25.03.2002. На эту дату истцы уже были зарегистрированы и проживали в данном доме, дочь Ковальчук В.А. соответственно с момента рождения. В материалы дела представлены доказательства того, что дом признан непригодным для проживания и что истцы не имеют иного жилого помещения. Истцы не обращались с такими требованиями в Администрацию города до 2018 года, хотя техническое состояние данного жилого дома действительно было уже неудовлетворительное, поскольку собственник дома пенсионерка, её дочь одна воспитывает дочь, их финансовое положение не позволяло обратиться во ВНИМИ за получением Отчета. Практически все дома на их улице были включены в Списки, а их жители переселены как шахтой, так и впоследствии Администрацией города в добровольном порядке.

    Представитель ответчика Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку считает, что права истцов ответчиком не нарушены. До 2018 года истцы не обращались в Администрацию города с заявлением о признании дома непригодным для проживания. Пол каким причинам данный дом не был включен шахтой для переселения ответчику неизвестно, скорее всего с отсутствием документов и технических оснований. На момент обращения истцов в Администрацию города уже были внесены изменения в п.8 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428, в связи с чем у Администрации города уже отсутствовали полномочия. В связи с этим документы были направлены в Минэнерго РФ, но ответ не поступил. У Администрации города нет оснований и полномочий для включения истцов в списки, так как п.8 Правил содержит исчерпывающий перечень оснований для включения, поэтому ответчик от разрешения данного вопроса не уклонялся. Шахта «Коминтерновская» по спискам шахт не значится. Шахта «Несветаевская» - было принято решение о её ликвидации Приказом Минэнерго РФ от 25.03.2002. ОАО «Ростовуголь» был ликвидирован 02.09.2009. Поскольку истцы обратились несвоевременно, поэтому и включены в Списки не были. Собственники несут ответственность самостоятельно за техническое состояние своего дома.

Представитель 3-го лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, в письменном возражении на иск просит рассмотреть в его отсутствие, полагает, что оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из домов, ставших аварийными или не пригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах у Администрации города не имеется с учетом положений п.8 Правил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителей сторон, обозрев материалы инвентарного дела, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996г. № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действовавшим до с 1 января 2005 года, средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.12.2004 №840.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно Постановлению Правительства РФ №428 от 13.07.2005 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.

Согласно п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ №428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В силу п. 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В Постановление Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 №976 были внесены дополнения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, и в соответствии с которыми «основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Указано, что предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.»

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Согласно п.9,10,11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ №428, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.

В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином.

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Социальные выплаты предоставляются при условии, что: гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, материалов инвентарного дела, истец Ковальчук Р.И. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>-а., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.01.1985, удостоверенного ГНК <адрес> 11.08.1985, реестровый ......, зарегистрировано в МП БТИ <адрес> 28.01.1985 в реестре .......

В указанном жилом доме зарегистрированы и проживают по настоящее время: Ковальчук Р.И. – с 23.03.1983, её дочь, Ковальчук О.А. 24.01.1983 года рождения, с момента рождения, зарегистрирована по достижении возраста с 24.07.1999, и соответственно её внучка, Ковальчук В.А., 10.08.2009 года рождения, с момента рождения. Сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении отсутствуют.

Как следует из материалов дела, материалов инвентарного дела, вышеуказанный жилой <адрес>-а по <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области, 1962 года постройки, является набивным.

В соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 ......, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Как следует из материалов инвентарного дела, процент износа данного жилого дома составлял на 1990 – 59%, на 2000 – 68%, на 2018 – 72%. Таким образом, данный дом уже по состоянию на 2000 год являлся непригодным для постоянного проживания.

Из Отчета о научно-технической работе об оценке степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. <адрес>, изготовленного СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» 07.06.2018, данный жилой дом находится в зоне подработки горными работами шахт «Коминтерновская» и «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь» по пластам, подработанным в 1976-1977, 1993-1997 годах. Условия отработки угольных пластов под гражданскими зданиями без конструктивных мер защиты определяются сравнением расчётных показателей деформаций земной поверхности с допустимыми и предельными показателями (приложение Ж-сводная таблица суммарных деформаций). В результате выполненных в настоящей работе расчётов установлено, что расчётные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом по адресу: <адрес>, данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь».

Оснований не доверять данному экспертному заключению у суда не имеется, стороны с ними ознакомлены, ответчик мотивированных возражений не представил. В силу вышеуказанных заключений, технической документации, проживание в данном жилом доме невозможно и представляет угрозу для проживающих. При этом из материалов дела, материалов инвентарного дела следует, что истцами на протяжении всего времени предпринимались меры по поддержанию данного дома в надлежащем состоянии, в том числе и в отношении фундамента и стен, как с внешней, так и внутренней стороны, однако принятые меры в силу вышеуказанных обстоятельств к положительному результату не привели.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами истцы обращались к ответчику Администрации <адрес> по вопросу их переселения с приложением вышеуказанного отчета с заявлением о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь». Из ответа ответчика от 13.08.2020 следует, что им в удовлетворения заявления в части включении в списки было отказано со ссылкой на дополнения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, внесенные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428., и с указанием на то, что в списке на переселение семья истцов не значится.

Вместе с тем, суд полагает, что ссылка ответчика на данное дополнение п.8 Правил в данном случае является необоснованной, поскольку данным дополнением был указан лишь конкретный перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, и ранее включенных в список, соответственно он не регулирует отношения, возникшие между сторонами. В этой же части п. 8 изменений не претерпел. Указанные обстоятельства, в том числе подтверждаются и возражениями Минэнерго РФ, в котором указано на то, что исключительным правом органа местного самоуправления является формирование списков граждан на переселение из ветхого жилья, уточнение этих списков с учетом вышеуказанного перечня оснований, и установление очередности предоставления социальных выплат.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов, поскольку в судебном заседании установлена совокупность того, что как на момент принятия решения о ликвидации шахты «Несветаевская», так и на момент ликвидации ОАО «Ростовуголь», истец Ковальчук Р.И. являлась и является собственником жилого <адрес>-а по <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области, данный дом признан ветхим и рекомендуется к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь», собственник дома вместе с членами её семьи постоянно проживали и проживают в данном доме, в том числе как родитель вселила в него и зарегистрировала в нем свою дочь Ковальчук В.А., что не противоречит, в том числе, и положениям п.8 вышеуказанных Правил, иного жилья согласно представленным выпискам из ЕГРН, справкам МП БТИ г. Новошахтинска не имеют. Заявленные истцами требования соответствуют вышеуказанным положениям Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 (с изм.).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:    

Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области включить Ковальчук Р.И., Ковальчук О.А., Ковальчук В.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ шахтой «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                    Судья

Решение изготовлено 01.06.2021.

2-971/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ковальчук Оксана Анатольевна
Ковальчук Раиса Ивановна
Информация скрыта
Ответчики
Администрация города Новошахтинска
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Филатич Ирина Валерьевна
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Ленивко Елена Анатольевна
Дело на странице суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Подготовка дела (собеседование)
11.05.2021Подготовка дела (собеседование)
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021Дело оформлено
19.07.2021Дело передано в архив
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее