Решение по делу № 2-3052/2023 от 06.02.2023

КОПИЯ:

Дело № 2-3052/2023

УИД 74RS0002-01-2023-000780-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск                            07 июня 2023 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Д.А. Лисицына, при секретаре К.А. Емельяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магистраль» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к ООО «Магистраль» в котором просит обязать ответчика в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: разработать проекты санитарно-защитных зон для площадок по адресам: <адрес>; и предоставить их в установленном порядке для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз; обратиться в установленном порядке в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области с заявлениями о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам проектов санитарно-защитных зон для площадок по адресам: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенных проверок установлено, что ООО «Магистраль» осуществляет эксплуатацию объектов негативного воздействия, расположенных по адресам: <адрес>. В нарушение действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ООО «Магистраль» осуществляет эксплуатацию указанных объектов негативного воздействия в отсутствие проекта расчетной санитарно-защитной зоны, получившего санитарно-эпидемиологическое заключение.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Магистраль» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года выносились представления об устранении нарушений закона, однако, нарушения в полном объеме не устранены.

Впоследствии в адрес ООО «Магистраль» ДД.ММ.ГГГГ года направлено требование о предоставлении подтверждающих документов по устранению нарушений.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Магистраль» нарушения природоохранного законодательства в полном объеме не устранены до настоящего времени.

Выявленные нарушения являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Истец требует обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

Представитель истца – помощник прокурора Центрального района г. Челябинска Табаков И.Н., действующий на основании поручения, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика ООО «Магистраль» - Фоминых А.С. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Челябинской области – Рауцкая Ю.А. исковые требования поддержала.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании п. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I – III класса опасности является обязательной.

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

В соответствии с п.п.4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

- оценки риска здоровью населения.

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.);

На основании ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;

Согласно п. 2 ст. 42 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 №747 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

Согласно п. 14 указанного Административного регламента срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны не может превышать 15 рабочих дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Пунктом 16 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Пунктом 43 Административного регламента определен состав административных процедур по предоставлению государственной услуги, который включает:

- прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;

- формирование и направление межведомственных запросов;

- экспертизу документов (сведений), представленных заявителем;

- принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, внесение сведений в Реестр;

- получение заявителем результата предоставления государственной услуги;

- переоформление (отказ в переоформлении) санитарно-эпидемиологического заключения.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В соответствии с п. 68 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, расчет канцерогенных и неканцерогенных рисков должен осуществляться хозяйствующими субъектами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью при установлении санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ, определяющими порядок установления таких зон.

Согласно п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Судом установлено, что в ходе проведенных Магнитогорской природоохранной прокуратурой проверок установлено, что ООО «Магистраль» осуществляет эксплуатацию объектов негативного воздействия, расположенных по адресам: Площадка г. Магнитогорск, ул. Северный переход, 2/2; Площадка г. Магнитогорск, ул. Шоссейная, д. 46; Площадка г. Курган, расположенная по адресу: Челябинская область, г. Карталы, ст. Карталы, 2, кадастровый квартал 74:08:4702044; Площадка г. Троицк по адресу: Челябинская область, г. Троицк, асфальтный завод в районе нового элеватора; Площадка р-н Брединский, п. Бреды, производственная база АБЗ. В нарушение действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ООО «Магистраль» осуществляет эксплуатацию указанных объектов негативного воздействия в отсутствие проекта расчетной санитарно-защитной зоны, получившего санитарно-эпидемиологическое заключение.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Магистраль» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года выносились представления об устранении нарушений закона, однако, нарушения в полном объеме не устранены.

Впоследствии в адрес ООО «Магистраль» ДД.ММ.ГГГГ года направлено требование о предоставлении подтверждающих документов по устранению нарушений.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Магистраль» нарушения природоохранного законодательства в полном объеме не устранены до настоящего времени.

Учитывая пояснения сторон, суд, принимая во внимание степень сложности и характер необходимых мероприятий, выполнение которых истец просит возложить на ответчика, также учитывая необходимость привлечения к выполнению требуемых мероприятий третьих лиц, суд полагает, что истцу необходимо установить срок для исполнения требований не менее восьми месяцев.

Исходя из изложенного, поскольку ответчиком не представлены доказательства устранения нарушений природоохранного законодательства в полном объеме, суд полагает возможным обязать ответчика в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты санитарно-защитных зон для площадок по адресам: <адрес> и предоставить для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам проектов санитарно-защитных зон для площадок по адресам: Челябинская область, г. Карталы, ст. Карталы 2; Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, производственная база АБЗ; Челябинская область, г. Троицк, асфальтный завод в районе элеватора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магистраль» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты санитарно-защитных зон для площадок по адресам: <адрес> и представить для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз;

обратиться в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам проектов санитарно-защитных зон для площадок по адресам: <адрес>.

В удовлетворении остальной части иска Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Д.А. Лисицын

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын

Секретарь: К.А. Емельянова

Решение вступило в законную силу

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын

Секретарь:

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2023 года.

2-3052/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области Ботвинкин В.Е.
Ответчики
ООО "Магистраль"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Лисицын Денис Анатольевич
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
06.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2023Передача материалов судье
07.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2023Подготовка дела (собеседование)
21.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.04.2023Предварительное судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Дело оформлено
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее