Решение по делу № 2-1464/2024 от 28.03.2024

    УИД № 57RS0022-01-2024-001145-21                            Производство № 2-1464/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    5 августа 2024 г.                                                                                                      г. Орёл

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Богданчиковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Банниковой А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Гришина Александра Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,

установил:

Гришин А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указал, что в период с 23.06.1990 по 29.02.2024 был зарегистрирован и проживал в (адрес обезличен) Орловской области, территория которого с 26.04.1986 относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Также указывал, что с 17.05.2006 по 09.02.2010, с 10.02.2010 по 31.05.2017, с 02.07.2012 по 31.03.2017 истец работал в ОАО «(информация скрыта) и ООО «(информация скрыта)», расположенных в (адрес обезличен) Орловской области на территории, которая относилась к зоне проживания с правом на отселение с 26.04.1986 по 20.10.2015. Ссылался на то, что 01.03.2024 истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием и работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако, решением ответчика от 13.03.2024 в досрочном назначении пенсии было отказано, поскольку истец имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» только по одному из оснований, предусмотренных нормам ст. 30-37 указанного закона, то есть по достижении возраста 57 лет.

Полагая данный отказ незаконным, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 5 лет и возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию по старости в соответствии со ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.03.2024. Ссылаясь на то, что истцом были понесены расходы на оплату услуг представителя, в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела, просил взыскать с ответчика в пользу Гришина А.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.

В судебное заседание Гришин А.А. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, реализовал свое право на участие в судебном заседании посредством представителя.

В судебном заседании представитель истца Гришина А.А. по доверенности Павлив М.М. просил уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске и заявлении об уточнении исковых требований.

Представитель ответчика Чеботарева О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в решении об отказе истцу в установлении пенсии, кроме того, просила уменьшить сумму судебных расходов на оплату услуг представителя, считая ее чрезмерно завышенной.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1992 № 12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 33 Закона РФ от 15.05.1992 № 12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Согласно ст. 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с абз. 3 ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-Р, с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582, с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Исходя из вышеуказанных Перечней, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловской области отнесен к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по настоящее время. Территория (адрес обезличен) Орловской области относилась к зоне проживания с правом на отселение с 26.04.1986 по 20.10.2015.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 27) каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06. 1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 01.03.2024 Гришин А.А. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием (работой) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением от 13.03.2024 в установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истцу было отказано в связи с отсутствием права, поскольку в отношении лиц, проживавших после 26.04.1986 (момент аварии на ЧАЭС) на территории нескольких зон радиоактивного загрязнения, руководствуясь положениями ст. 3 и ст. 28.1 Закона № 1244-1, предусмотрено назначение пенсии по старости с уменьшением возраста только по одному из оснований, предусмотренных нормами ст. 30-37 указанного закона, так как в данном случае речь идет об одинаковых мерах социальной поддержки, предоставленных по разным основаниям. По подсчетам ответчика документально подтвержденные периоды проживания Гришина А.А. на загрязненной территории составили: 33 года 8 месяцев 7 дней – зона проживания с льготным социально-экономическим статусом, периоды работы Гришина А.А. в зоне проживания с правом на отселение составили 9 лет 1 месяц 4 дня. В решении ответчика указано, что истец имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, то есть по достижении возраста 57 лет.

Согласно данным паспорта и сведениям УМВД России по Орловской области истец Гришин А.А., 20.09.1968 года рождения, с 23.06.1990 по настоящее время зарегистрирован по адресу: Орловская область, (адрес обезличен).

Как следует из сведений, содержащихся в трудовой книжке истца и сведениях индивидуального лицевого счета на застрахованное лицо Гришина А.А., (дата обезличена) г.р., последний работал с 17.05.2006 по 09.02.2010 в АООТ «(информация скрыта)», с 10.02.2010 по 31.05.2017 в ООО «(информация скрыта)», с 02.07.2012 по 31.03.2017 в ООО «(информация скрыта)» - в организациях, которые расположены на территории (адрес обезличен) Орловской области.

Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7) и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

Поскольку действующим пенсионным законодательством не установлен запрет на суммирование дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание в зонах радиоактивного загрязнения, право на назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, выехали ли они добровольно из загрязненной зоны или были отселены, так как вред, причиненный в связи с проживанием (работой) в различных зонах радиоактивного загрязнения должен возмещаться в адекватном размере.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии у Гришина А.А. права на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста на 5 лет, за период работы в районе относящейся к зоне проживания с правом на отселение на 3 года, и за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 3 года, и назначении Гришину А.А. пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При таких обстоятельствах суд не принимает во внимание доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста за проживание и работу в разных зонах радиоактивного загрязнения: в зоне с правом на отселение и зоне с льготным социально-экономическим статусом, для снижения пенсионного возраста на требуемую величину 5 лет, поскольку запрет на предоставление мер социальной поддержки по различным основаниям не предусмотрен.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом признания за Гришиным А.А. права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 33, 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принимая во внимание, что в пенсионный орган истец обратился 01.03.2024, то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с 01.03.2024, поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

По смыслу ст. 100 ГПК РФ в каждом конкретном случае суду при взыскании расходов на оплату услуг представителя надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.

В соответствии с представленным в материалы дела договором об оказании юридических услуг №241 от 18.03.2024 сумма понесенных истцом расходов составила 30000 руб. Оплата услуг подтверждается чеком от 19.03.2024.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на установление баланса между правами лиц, участвующих в деле, против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя.

По смыслу ст. 100 ГПК РФ законодатель предоставил суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя, реализация которого возможна лишь в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела.

Согласно Определению от 17 июля 2007 г. N 382-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

В соответствии с абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 21 января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

На основании п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 21 января 2016 г. расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно абз. 1 п. 13 вышеуказанного Постановления Пленума разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности может учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Исходя из принципа разумности, учитывая обстоятельства и категорию сложности данного дела, фактически затраченное представителем время, конкретный объем и характер оказанных ответчику юридических услуг, их фактическую оплату, объем защищаемого права, возражения другой стороны о чрезмерном характере взыскиваемых с нее расходов, с учетом цен, которые устанавливаются за аналогичные юридические услуги в Орловской области, принимая во внимание, что истцу были оказаны услуги по составлению искового заявления, представитель истца по доверенности участвовал в судебных заседаниях: 23.04.2024, 06.06.2024, 28.06.2024, 29.07.2024, 05.08.2024, учитывая, что судебные заседания откладывались, в том числе для подготовки уточенных исковых требований стороной истца, и в связи с удовлетворением ходатайства стороны истца о направлении запроса, учитывая баланс интересов сторон, а также с учетом соотносимости взыскиваемых расходов с целями и способом защиты с точки зрения разумности, суд считает возможным снизить данную сумму до разумной на и взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Гришина А.А. 20000 руб. на оплату услуг представителя.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Гришина Александра Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить.

Признать за Гришиным Александром Александровичем, (дата обезличена) года рождения, право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет в соответствии со ст. 33, 34 Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Гришину Александру Александровичу с 01.03.2024.

Взыскать с Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ИНН 5753002380, ОГРН 1025700826744) в пользу Гришина Александра Александровича ((дата обезличена) г.р., паспорт (номер обезличен)) судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2024.

Судья                                                                                                   М.В. Богданчикова

2-1464/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гришин Александр Александрович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области
Другие
Администрация Злынского сельского поселдения Болховского района Орловской области
Питерина Елена Валерьевна
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Богданчикова Марина Викторовна
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.04.2024Предварительное судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024Дело оформлено
05.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее