Дело № 2-3940/2023
УИД 35RS0010-01-2022-017606-98
резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 12 июля 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.,
при секретаре Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Павлову С. М., Арзумановой В. Г.. Мельникову Н. А., Соколову А. С., Соколовой Н. С. о возложении обязанности и по встречному исковому заявлению Арзумановой В. Г. к Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области о признании недействующим приказа,
у с т а н о в и л:
__________________________________________________________________
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.
обязать Павлова С. М., Арзуманову В. Г., Мельникова Н. А., Соколова А. С., Соколову Н. С. в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить противоаварийные работы, связанные с устранением просадок в пристройках (ретирады и крыльца), разработав научно-проектную документацию и получив разрешение на проведение вышеуказанных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (деревянный)», 19 века, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении встречного искового заявления Арзумановой В. Г. о признании недействующим приказа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Бахарева
Дело № 2-3940/2023
УИД 35RS0010-01-2022-017606-98
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 12 июля 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.,
при секретаре Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Павлову С. М., Арзумановой В. Г.. Мельникову Н. А., Соколову А. С., Соколовой Н. С. о возложении обязанности и по встречному исковому заявлению Арзумановой В. Г. к Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области о признании недействующим приказа,
у с т а н о в и л:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с иском к Павлову С.М. о возложении обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить противоаварийные работы, связанные с устранением просадок в пристройках (ретирады и крыльца) объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (деревянный)», 19 века, расположенного по адресу: <адрес>, разработать научно-проектную документацию и получив разрешение на проведение вышеуказанных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения.
Протокольными определениями Вологодского городского суда от 27.03.2023 и 16.05.2023 в качестве соответчиков по делу привлечены Мельниклв Н.А., Арзуманова В.Г., Соколов А.С. и Соколова Н.С. соответственно.
В ходе рассмотрения дела представитель Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области уточнила заявленные требования в части срока выполнения мероприятий, просила исполнить возложенные на ответчиков обязанности в срок до 31 декабря 2024 года.
Ответчик Арзуманова В.Г. обратилась с встречным исковым заявлением к Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области о признании недействующим Приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 17.04.2020 года №
В судебном заседании представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности Якуничева А.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, встречные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на встречное исковое заявление, а также пояснила, что установленный срок считает разумным, так как противоаварийные работы – это работы, которые проводятся для того, тобы здание достояло до реставрации. Законодательство об объектах культурного наследия говорит о том, что собственники обязаны обеспечивать сохранность здания не взирая на наличие или отсутствие утвержденного охранного обязательства.
В судебное заседание ответчик Павлов С.М. исковые требования признал.
В судебное заседание ответчик Соколов А.С. исковые требования признал.
В судебное заседание ответчик Мельников Н.А. исковые требования не признал, пояснил, что в предложенный Комитетом срок им не уложиться, в том числе по финансовой стороне вопроса. Он является пенсионером, лишних денег у него нет. Доказательств того, что в срок не уложиться, у него нет.
В судебное заседание ответчик Арзуманова В.Г. исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении, встречные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, а также пояснила, что установленный Комитетом срок, считает не разумным, только составление проектно-сметной документации может занять один год. Кроме того, в досудебном порядке предлагалось выполнить эти же работы в течение двух лет. Противоаварийные работы это вопрос не только временный, но еще и денежный. Она является пенсионером, иного дохода, кроме пенсии, у нее нет. Приказ от 17.04.2020 просит признать недействующим по следующим основаниям. Данным приказом в 2020 году был утвержден состав видов работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения дом жилой 19 века по <адрес>, а охранное обязательство, по которому у нее возникло обязательство по сохранению данного объекта получено ею только 30 июня 2023 года. Считает, что в отношении нее данный приказ не имеет юридической силы. Кроме того, как следует из содержания приказа, перечень работ и их сроки были определены с учетом мнения собственников, что не соответствует действительности, поскольку о собственниках Комитету стало известно только в ходе рассмотрения дела в суде. Соответственно, мнение собственников не учитывалось.
Ответчик Соколова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Суд, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых и встречных исковых требований, заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения: «Дом жилой (деревянный), 19 века».
Согласно сведениям ЕГРН собственниками объекта недвижимости с кадастровым номером № на праве общедолевой собственности являются Павлов С.М. (доля в праве 22/60), ФИО1 (доля в праве 1/6).
Объект культурного наследия федерального значения «Дом жилой (деревянный), 19 века» с кадастровым номером № расположен на земельной участке с кадастровым номером № собственниками которого в соответствии с выпиской из ЕГРН являются Павлов С.М. (доля в праве 22/60), ФИО1 (доля в праве 1/6), Арзуманова В.Г. (доля в праве 3/10), Мельников Н.А. (доля в праве 1/6).
Копией записи акта о смерти № от 29.09.2014 года подтверждается, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Наследником умершего ФИО1 по закону являются его сын – Соколов А.С. и дочь – Соколова Н.С., которые согласно свидетельства о праве на наследство по закону являются собственниками 1/6 доли в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № и жилой дом с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Поскольку, земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, то Павлов С.М., Соколов А.С., Соколова Н.С., Мельников Н.А.,Арзуманова В.Г. являются надлежащими ответчиками по делу.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании пункта 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закон N 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу абзаца 2 пункта 3 названной статьи решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972, (далее - Положение) предусмотрено, что режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом ряда требований, в том числе: ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм (подпункт "б"); сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов (подпункт "г"); обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств (подпункт "д").
В соответствии пунктом 1 статьи 40 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 44 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73 ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 2 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Из ч.1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 3 ст. 11 названного закона установлено, что региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положением о Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области, утверждённым Постановлением Правительства Вологодской области от 19.01.2015 N №, установлено, что Комитет является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации (п. 1.1 Положения).
Указом Президента РФ от 20.02.1995 № «об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в такой перечень.
Из ч.1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 3 ст. 11 названного закона установлено, что региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положением о Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области, утверждённым Постановлением Правительства Вологодской области от 19.01.2015 N № установлено, что Комитет является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации (п. 1.1 Положения).
Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 17.04.2020 года № «Об утверждении состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Жом жилой (дер.), 19 века», расположенного по адресу: <адрес>, утвержден состав, перечень работ и сроки проведения таких работ в отношении объекта культурного наследия, в соответствии с которыми необходимо провести следующие работы: выполнить противоаварийные работы, связанные с устранением просадок в пристройках (ретирады и крыльца), разработав научно-проектную документацию и получив разрешение на проведение вышеуказанных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Приказом Комитета № от 17.04.2020 года утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенный по адресу: <адрес>.
Из приложения к приказу Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области следует, что собственник или иной законный владелец объекта обязан выполнить противоаварийные работы, связанные с устранением просадок в пристройках (ретирады и крыльца) объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (деревянный)», 19 века, расположенного по адресу: <адрес>, разработать научно-проектную документацию и получить разрешение на проведение вышеуказанных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения.
Доказательств выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе по разработке научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ, в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ в установленные приказом сроки и до настоящего времени не представлено.
Судом установлено и ответчиками не опровергнуто, что спорный жилой дом требует проведения противоаварийных работ по его сохранению с разработкой проектной документации, тогда как ответчики, для которых императивно установлена обязанность выполнять охранные обязательства, длительное время не проводят работы по сохранению объекта культурного наследия.
Ответчики наличие у них обязанности разработать научно – проектную документацию на проведение противоаварийных работ и выполнить противоаварийные работы, связанные с устранением просадок в пристройках (ретирады и крыльца), получить разрешение на проведение вышеуказанных работ не отрицали, однако, сослались на отсутствие денежных средств, на не разумный срок на выполнение работ, а ответчик Арзуманова В.Г. на позднее получение охранного обязательства, заявив встречные исковые требования о признании приказа Комитета недействительным, рассматривая которые, суд не находит оснований для их удовлетворения и при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 9 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия...
Таким образом, в силу пункта 2 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-Ф вне зависимости от наличия либо отсутствия охранного обязательства и определения предмета охраны объекта культурного наследия в охранном обязательстве на собственника законом возложена обязанность соблюдения пунктов 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
На сегодняшний день пункт 1 приказа Комитета № от 17.04.2020 о проведении противоаварийных работ на ОКН не исполнено.
Отсутствие у ответчиков достаточных финансовых средств на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия не является основанием для освобождения от выполнения установленных законом обязанностей по его сохранению.
С учетом вышеизложенных норм права и обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что ответчики как владельцы имущества, обязаны были принять меры к сохранению объекта культурного наследия, таким образом, исковые требования направлены на предотвращение указанных нарушений, в связи с чем полагает, что на ответчиков должна быть возложена обязанность по принятию мер, направленных на проведения комплекса мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия регионального значения, в срок 24 месяца, который суд считает более разумным, с учетом объема и стоимости работ, подлежащих выполнению, материального положения и возраста ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.
обязать Павлова С. М., Арзуманову В. Г., Мельникова Н. А., Соколова А. С., Соколову Н. С. в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить противоаварийные работы, связанные с устранением просадок в пристройках (ретирады и крыльца), разработав научно-проектную документацию и получив разрешение на проведение вышеуказанных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (деревянный)», 19 века, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении встречного искового заявления Арзумановой В. Г. о признании недействующим приказа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Бахарева
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2023 года