91RS0012-01-2023-001683-11
дело № 2-1282/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания, помощником судьи – Рафаиловой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Керчи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
В апреле 2023 года ФИО1 обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» (далее - ГУП РК «КМП»), в котором с учетом заявления об уточнении и дополнении исковых требований, в окончательном варианте просит взыскать с ответчика в её пользу задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 727,62 рублей; компенсацию за задержку выплаты заработной платы на день вынесения решения суда; компенсацию за задержку выплаты заработной платы (86 727,62 рублей) с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга исчисленную из расчета 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей в период задержки выплат (л.д. 48-51).
Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности ведущего юрисконсульта службы правовых и имущественных вопросов. Между работником и работодателем заключены трудовой договор, коллективный договор, которыми в том числе определены система оплата труда работника. С ДД.ММ.ГГГГ был увеличен минимальный размер оплаты труда, однако работодатель в нарушении норм трудового законодательства не произвел перерасчет заработной платы истца, определенной коллективным договором, а соответственно не произвел их выплаты, что послужило основанием для обращения в суд с вышеназванными требованиями.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом, в адрес Керченского городского суда Республики Крым направила письменное ходатайство о рассмотрении дела без её участия, указала, что исковые требования с учетом ранее направленного заявления об уточнении и дополнении исковых требований поддерживает, настаивает на удовлетворении судом (л.д. 86).
В судебное заседание ответчик ГУП РК «КМП», явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Керченского городского суда Республики Крым от генерального директора ФИО3 поступил письменный отзыв на заявленные исковые требования, из содержания которого следует, что действительно в течение 2022 года оклад работника не изменялся, расчет работником произведен в соответствии с установленной коллективным договором системой оплаты труда, однако в связи с тяжёлым финансовым положением просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, гражданское дело рассматривать в отсутствие представителя ГУП РК «КМП» (л.д. 39-41, 89).
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Цели и задачи трудового законодательства определены в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 9 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Статьей 41 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено в том числе, что в коллективный договор могут включаться обязательства работодателя по вопросам формы, системы и размеры оплаты труда.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации (ч. 3 ст. 43 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ между ГУП РК «КМП» и ФИО1 заключён трудовой договор №, по условиям которого ФИО1 принята на должность юрисконсульта, место работы – основное (л.д. 3-5).
В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № ФИО1, работающей в должности ведущего юрисконсульта службы правовых и имущественных вопросов с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере 86 100,00 рублей (л.д. 5 оборот).
Из справки ГУП РК «КМП» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 работает в Государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымские морские порты» в должности ведущего юрисконсульта службы правовых и имущественных вопросов. С ДД.ММ.ГГГГ ежемесячный должностной оклад истца составлял 86 100,00 рублей в месяц. С ДД.ММ.ГГГГ ежемесячный должностной оклад истца составлял 100 600,00 рублей в месяц. На протяжении 2022 года ежемесячный должностной оклад не менялся (л.д. 46).
С учётом положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации при разрешении споров работников по поводу индексации заработной платы с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На предприятии действует коллективный договор ГУП РК «КМП» на 2022-2024 годы (далее – коллективный договор) (л.д. 6-10, 42-45).
Условиями коллективного договора предусмотрена система оплаты труда, а также механизм индексации заработной платы работников ГУП РК «КМП».
Из содержания коллективного договора (пункты 3.2-3.4) следует, что оклады (должностные оклады) работников рассчитываются на основании:
- минимального оклада (должностного оклада), определённого на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом на очередной год (но не ниже величины минимального размера оплаты труда в <адрес>);
- коэффициента соотношения оклада (должностного оклада) работника к минимальному окладу (должностному окладу), определённому в размере 1,2;
- коэффициента оклада (должностного оклада) работника в зависимости от занимаемой им должности в соответствии с Приложением 1 к Коллективному договору.
Приложением № к коллективному договору коэффициент оклада ведущего специалиста аппарата управления ГУП РК «КМП» определён в размере 5,16 (таблица 3) (л.д. 9, 45).
Таким образом, согласно установленной на предприятии системе оплаты труда, должностной оклад ФИО1 рассчитывается по следующей формуле: МРОТ (не ниже действующего на территории Республики Крым) ? 1,2 ? 5,16.
Пунктом 3.5 коллективного договора в качестве индексации заработной платы работников установлен следующий механизм: увеличение окладов (должностных окладов) производится с 1 января каждого года в соответствии с установленным минимальным окладом (должностным окладом), определённым пунктом 3.2 Коллективного договора.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2022 и 2023 годах принимать решения, предусматривающие особенности исчисления и установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (пункт 18 части 1 статьи 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда…» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда, установленный с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», подлежит увеличению на 10 процентов.
В соответствии со статьей 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей ДД.ММ.ГГГГ подписано Соглашение о минимальной заработной плате в <адрес> на 2021-2023 годы (л.д. 61-66).
Пунктом 1.1 указанного Соглашения стороны определили, что минимальная заработная плата для работников, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики Крым и местных бюджетов, устанавливается на уровне не ниже МРОТ, утверждённого Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда…» послужило основанием для повышения МРОТ в Республике Крым с 1 июня 2022 года до утверждённого указанным постановлением уровня - 15 279 рублей.
По результатам анализа установленной в ГУП РК «КМП» коллективным договором системе оплаты труда суд приходит к выводу о том, что размер оклада работника напрямую зависит от показателя МРОТ, действующего на территории Республики Крым.
Следовательно, при изменении величины МРОТ, действующей на территории Республики Крым, изменению подлежит и минимальный оклад (должностной оклад) работника, из которого согласно коллективному договору рассчитывается его заработная плата.
Аналогичным образом на предприятии реализуется механизм индексации заработной платы, установленный пунктом 3.5 коллективного договора.
Учитывая, что МРОТ, входящий в установленную коллективным договором формулу расчёта оклада работников ГУП РК «КМП», дополнительно увеличен с ДД.ММ.ГГГГ, работодатель обязан был с этой даты производить расчёт заработной платы истца с учётом изменённого оклада.
Однако ответчик, в нарушение установленной на предприятии системы оплаты труда не произвёл с ДД.ММ.ГГГГ перерасчёт оклада ФИО1, чем нарушил требования статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Так, согласно отзыву ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № оклад работника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассчитывался работодателем в соответствии с установленной коллективным договором системой оплаты труда, исходя из МРОТ, установленного с ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 890,00 рублей. В течение 2022 года оклад работника не изменялся (л.д. 39-41).
Вместе с тем, ответчик не отрицает необходимость увеличения окладов работников (индексации заработной платы) с ДД.ММ.ГГГГ в связи с повышением МРОТ, что подтверждается перепиской с представительным органом работников (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ; исх. № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом заседания примирительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 22, 57, 58, 59-60).
Кроме того, ответчик в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что расчёт, представленный работником, произведён в соответствии с установленной коллективным договором системой оплаты труда.
Правомерность требований работников о проведении с ДД.ММ.ГГГГ индексации их окладов также подтверждается письмом Министерства труда и социальной политики Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, письмом Южной транспортной прокуратуры (исх. №/Он49-23 от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 14, 20).
Таким образом, суд приходит к выводу о неправомерности бездействия работодателя относительно перерасчёта оклада работника в связи с повышением МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ, что привело к недополучению им заработной платы.
Возражения ответчика не опровергают доводов истца, не основаны на нормах трудового законодательства.
Ответчик возражений относительно расчета истца или контррасчет не представил.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ компенсация за задержку выплаты заработной платы ФИО1 составляет 9 111,28 рублей, исходя из следующего расчета:
Сумма задолженности, руб. | Сумма, на которую начисляется компенсация, руб. | Период | Ставка, % | Кол-во дней просрочки | Компенсация, руб. |
16 810,75 | 16 810,75 – 13 % = 14 625,35 | ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 9,5 | 16 | 148,20 |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 8 | 56 | 436,81 | ||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 7,5 | 269 | 1 967,11 | ||
293,91 | 293,91 – 13 % = 255,70 | ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 8 | 38 | 5,18 |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 7,5 | 269 | 34,39 | ||
8 354,79 | 8 354,79– 13 % = 7 268,67 | ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 8 | 9 | 34,89 |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 7,5 | 269 | 977,6 | ||
8 088,93 | 8 088,93 – 13 % = 7 037,37 | ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 7,5 | 247 | 869,12 |
33 638,19 | 33 638,19 – 13 % = 29 265,23 | ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 7,5 | 216 | 3 160,64 |
11 479,80 | 11 479,80 – 13 % = 9 986,8 | ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 7,5 | 187 | 933,77 |
8 061,25 | 8 061,25 – 13 % = 7013,29 | ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | 7,5 | 155 | 543,53 |
ИТОГО: | 9 111,28 |
В соответствии со статьёй 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку в ходе судебного разбирательства по делу нашло свое подтверждение нарушение трудовых прав истца, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что представленными доказательствами полностью установлена обоснованность исковых требований, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Разрешая вопрос о взыскании расходов по оплате государственной пошлины, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в размере 3 075,17 рублей, исходя из требований имущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании недополученной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» (ИНН 9111000450, КПП 911101001, ОГРН 1149102012620) в пользу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> (ИНН 911106728152), недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 727,62 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 9 111,28 рублей, а всего 95 838 (девяносто пять тысяч восемьсот тридцать восемь) рублей 90 копеек.
Возложить обязанность на Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» (ИНН 9111000450, КПП 911101001, ОГРН 1149102012620) выплатить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> (ИНН 911106728152), компенсацию в размере одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы заработной платы (86 727,62 рублей) за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчёта включительно.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» (ИНН 9111000450, КПП 911101001, ОГРН 1149) в доход муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым государственную пошлину в размере 3 075 (три тысячи семьдесят пять) рублей 17 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ю.А. Сафонцева
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2023 года.
Копия верна: Решение суда не вступило в законную силу
Судья: Судья: