Решение по делу № 7р-290/2016 от 20.07.2016

Судья Емельянова Е.В.    Дело № 7р-290/2016

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола     25 августа 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А., при секретаре Мироновой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Белокопытова Д.И. на постановление государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору от 20 июня 2016 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Белокопытова Д.И., родившегося <дата> в <...>, проживающего по адресу: <адрес>, состоящего в браке, имеющего на иждивении малолетнего ребенка, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору от 20 июня 2016 года <№> Белокопытов Д.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности, выразившегося в строительстве на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном в СНТ «<...>», квартал <...>, участок
<№>, в непосредственной близости от лесного массива, садового дома ближе 30 м (фактически 18,8 м) до лесных насаждений ГКУ Республики Марий Эл «<...> лесничество».

Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года постановление изменено в части административного наказания, Белокопытову Д.И. назначено предупреждение.

В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл Белокопытов Д.И. ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

Выслушав Белокопытова Д.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл А.А.А., просившую в удовлетворении жалобы отказать, изучив доводы жалобы, отзыва, исследовав материалы дела об административном правонарушении <№>, материалы дела по жалобе, судья приходит к следующим выводам.

Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков).

В силу пункта 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Согласно пункту 4.14 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года
№ 288 (далее - СП 4.13130.2013) противопожарные расстояния от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 30 м.

Как следует из материалов дела, 18 мая 2016 года в ходе проведения государственным инспектором Медведевского и Оршанского муниципальных районов на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности Медведевского и Оршанского муниципальных районов <№> от 28 апреля 2016 года внеплановой выездной проверки территорий, зданий и помещений СНТ «<...>» (<адрес>), расположенных в непосредственной близости от лесного массива и подверженных угрозе природного пожара, были выявлены нарушения собственником земельного участка <№> квартала <...> СНТ «<...>» Белокопытовым Д.И. требований пожарной безопасности, предусмотренных частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», пунктом 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно: с 2013 года по настоящее время Белокопытов Д.И. допустил строительство садового дома ближе 30 м (фактически 18,8 м) до лесных насаждений ГКУ Республики Марий Эл «<...> лесничество».

По результатам внеплановой проверки государственным инспектором Медведевского и Оршанского муниципальных районов составлен протокол измерений противопожарного расстояния <№> от 23 мая 2016 года, согласно которому противопожарное расстояние от границы лесных насаждений до строения, расположенного на земельном участке <№> квартала <...> СНТ «<...>», составляет 18,8 кв.м, акт проверки <№> от 6 июня 2016 года, в котором указаны требования пожарной безопасности, нарушение которых допущено собственниками земельных участков, расположенных на территории СНТ «<...>», в том числе Белокопытовым Д.И.

В связи с выявленными нарушениями в отношении Белокопытова Д.И. 20 июня 2016 года был составлен протокол об административном правонарушении, а постановлением государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору <№> от 20 июня 2016 года Белокопытов Д.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Указанные обстоятельства и виновность Белокопытова Д.И. в совершении административного правонарушения подтверждается вышеуказанными письменными доказательствами, имеющимися в материалах производства по делу об административном правонарушении.

Действия Белокопытова Д.И. по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.

При рассмотрении жалобы Белокопытова Д.И. судья районного суда, установив наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые, наличие на иждивении малолетнего ребенка), пришел к выводу об изменении вида административного наказания со штрафа на предупреждение. Решение судьи в части снижения назначенного наказания не обжалуется.

Доводы жалобы Белокопытова Д.И. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения ввиду добровольного, а не обязательного характера применения СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а также нарушения порядка регистрации и опубликования указанного Свода правил, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года
№ 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности (статья 34).

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определяет Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 6 данного федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, законодателем предусмотрены различные способы обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты. Выбор того или иного способа обеспечения данных требований возложен на правообладателя объекта и определяется им самостоятельно.

Исходя из смысла данной нормы, можно прийти к выводу, что действующее законодательство под добровольностью применения сводов правил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.

Поскольку в данном случае расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемом объекте не производился, то заявитель обязан исполнять в полном объеме положения, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 4.13130.2013.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 2 и 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ).

Согласно статье 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (пункт 1).

В перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (пункт 2).

Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов (пункт 4).

То есть несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, допускается только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом.

Выполнение требований технического регламента в рассматриваемом случае иным способом материалами дела не подтверждено.

Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков); от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

Согласно Приказу Росстандарта от 1 июля 2010 года № 2450 «Об утверждении изменений, которые вносятся в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 года № 1573», в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» включен СП 4.13130.2013 (пункт 216).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года № 858 утверждены Правила разработки и утверждения сводов правил (действовавшие до 6 июля 2016 года), в соответствии с которыми своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 3) и являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации (пункт 4).

Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно, правила носят обязательный для исполнения характер.

Таким образом, включение свода правил в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от
22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не влечет отсутствие необходимости исполнения требований соответствующего технического регламента.

Согласно пункту 5* таблицы 2 приложения 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», являющегося переизданием СНиП 2.07.01-89 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 года № 61, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 года
№ 18-32, расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м.

Как разъяснено в письме Минрегиона РФ от 15 августа 2011 года
№ 18529-08/ИП-ОГ, статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
(далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ) предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в:

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р);

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 года № 2079).

В Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были включены разделы 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*), 7 - 9; Приложение 2 (Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р). Пункт 5* таблицы 2 Приложения 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», на исполнение которого ссылается заявитель, в такой Перечень включен не был.

Минрегион России во исполнение статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с данным Федеральным законом сводами правил и включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года
№ 820 с 20 мая 2011 года введена в действие актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – СП 42.13330.2011, которая норматива расстояния от застройки до лесных массивов садоводческих товариществ в 15 м не содержит.

Таким образом, доводы жалобы о соблюдении требований технических регламентов юридически несостоятельны.

Доводы жалобы о нарушении административным органом срока проведения административного расследования опровергаются фактическими обстоятельствами дела.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено должностным лицом 18 мая 2016 года. Протокол об административном правонарушении в отношении Белокопытова Д.И. составлен 20 июня 2016 года, то есть в установленный частью 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях месячный срок, поскольку последний день процессуального срока приходился на выходной день.

В соответствии с частью 3 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Согласно распоряжению начальника отдела надзорной деятельности Медведевского и Оршанского муниципальных районов <№> от 28 апреля 2016 года проверка проводилась в отношении территории, зданий, помещений и сооружений СНТ «<...>», расположенных в непосредственной близости от лесного массива. Земельный участок Белокопытова Д.И. находится на территории данного товарищества, в связи с чем проверка его земельного участка является обоснованной, а доводы жалобы в указанной части – несостоятельными.

Представленный Белокопытовым Д.И. акт натурного осмотра территории государственного лесного фонда от 23 августа 2016 года не свидетельствует о наличии обстоятельств, освобождающих
Белокопытова Д.И. от административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку предложения рабочей группы по созданию противопожарного барьера со стороны примыкания земельного участка Белокопытова Д.И. к лесному массиву ГКУ Республики Марий Эл «<...> лесничество» свидетельствует о необходимости проведения компенсационных мероприятий в области соблюдения требований пожарной безопасности и до их проведения, при условии, что данные мероприятия обеспечивают выполнение требований пожарной безопасности, сохраняется обязанность соблюдения противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара.

Учитывая изложенное, жалоба Белокопытова Д.И. удовлетворению не подлежит.

Порядок и срок давности привлечения Белокопытова Д.И. к административной ответственности не нарушены.

Нарушений закона, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору от
20 июня 2016 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белокопытова Д.И. оставить без изменения, жалобу Белокопытова Д.И. – без удовлетворения.

Судья И.А. Медведева

7р-290/2016

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Другие
Белокопытов Д.И.
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Медведева Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
21.07.2016Материалы переданы в производство судье
15.08.2016Судебное заседание
25.08.2016Судебное заседание
25.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее