Решение по делу № 12-136/2022 от 02.02.2022

№12-136/2022

                                24RS0004-01-2022-000276-10

РЕШЕНИЕ

п. Березовка     22 декабря 2022 года             

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тоночакова И.В.,

при секретаре Потапчик О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Березовского района Красноярского края Микериной Л.И.,

защитника АО «Зеленый город» Марченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Зеленый город» Чернявской Е.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Кайсиной А.А. №02-4/15-3 от 17.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении АО «Зеленый город»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении №02-4/15-3 от 17.01.2022 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Кайсиной А.А. АО «Зеленый город» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Генеральный директор АО «Зеленый город» Чернявская Е.Н. обратилась в суд с жалобой, мотивируя свои требования тем, что 17.01.2022 принято постановление №02-4/15-3 о назначении АО «Зеленый город» административного наказания. Указывает, что п. 66 СанПиН 2.1.3684-21, раздел 1 СанПиН 1.2.3685-21 установлены правила и гигиенические нормативы, применяемые к качестве атмосферного воздуха на территории городских и сельских поселений. Полигон «Серебристый», а также установленная для него санитарно-защитная зона, не входят в границы какого-либо городского или сеельского поселения, что искл.чает возможность применения к нему гигиенических нормативов по качестве атмосферного воздуха. Заявителем указано, что материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о том, что превышение содержания в атмосферном воздухе вредных веществ (гидрохлорида, формальдегида) связано с деятельностью АО «Зеленый город». Испарение формальдегида и гидрохлорида в ходе проводимой проверки в период с 22.10.2021 по 23.10.2021 непосредственно на полигоне «Серебристый» установлено не было. Из содержания оспариваемого постановления, также как из содержания постановления прокурора, невозможно установить место, в котором было зафиксировано превышение содержания в атмосферном воздухе вредных веществ. Согласно общедоступным данным, размещенным на сайте ФГБУ «Среднесибирское УГМС», превышение ПДКмр по взвешенным веществам, в том числе, гидрохлориду, формальдегиду, неоднократно фиксировались на территории г. Красноярска в том числе 16, 17, 18 и 19 октября 2021 года, так в указанный период на территории г. Красноярска вводился режим «Черного неба», при этом рассеивание загрязняющих веществ, зафиксированных на территории города, в том числе происходит по направлению полигона «Серебристый», что свидетельствует о том, что сам полигон не является источником выбросов. Для АО «Зеленый город» в 2020 году была выполнена инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ, проведена экспертиза соответствующей документации и получено разрешение на выброс. Источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу на полигоне «Серебристый» являются: установка «Экотром-2» для демеркуризации ртутьсодержащих отходов, установка обезвреживания замазученных грунтов УЗГ-1ГМ, автотранспортные средства и специализированная техника, обеспечивающая доставку, разгрузку отходов, для которой на промплощадке организована открытая стоянка. Для установления максимально-разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для неорганизованных источников применены расчетные методики, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Расчет максимально разовых и валовых выбросов от установок «Экотром-2» и «УЗГ-1ГМ» выполнен по результатам инструментальных замеров, предоставленных Филиалом «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» - ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Красноярска. Согласно указанным документам, гидрохлорид и формальдегид не могут поступать в атмосферу от источников загрязнения атмосферного воздуха АО «Зеленый город». Просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебное заседание защитник АО «Зеленый город» Марченко И.В. доводы, изложенный в жалобах поддержал, дополнительно пояснил, что фактов захоронения отходов в емкостях с нарушением норм действующего законодательства, в спорный период установлено не было, согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для АО «Зеленый город», определены источники загрязняющих веществ и нормативов ПДВ, связанных с эксплуатацией полигона, и не установлено, что использование объекта приводит к выбросу в атмосферный воздух гидрохлорида, формальдегида.

Старший помощник прокурора Березовского района Красноярского края по поручению Красноярского пририодоохранного прокурора Микерина Л.И. просила постановление по делу об административном правонарушении от 17.01.2022 в отношении АО «Зеленый город» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, отставить без изменения.

В судебное заседание представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, квалифицированного по указанной норме КоАП РФ в настоящем деле выражается в осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без специального разрешения.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В силу ч. 8 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ, в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Статья 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ при эксплуатации объектов хозяйственной или иной деятельности должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарными и гигиеническими нормами и правилами.

Согласно положениям ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе нормативы допустимого воздействия на окружающую среду допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч. 1 ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено судом, в период с 22.10.2021 по 23.10.2021 Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением государственных инспекторов отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проведена проверка на территории полигона «Серебристый», расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район 3,5 км. юго-западнее д. Кузнецово, и за границей санитарно-защитной зоны (500 м. от границы территории полгоны «Серебристый») полигона «Серебристый», для оценки негативного воздействия полигона «Серебристый» на атмосферный воздух, в том числе специалистами КГБУ «ЦРМПиООС» отобраны пробы атмосферного воздуха, на нижней площадке.

Согласно справке к протоколу результатов измерений, исследований атмосферного воздуха №-801-А от 29.10.2021, зафиксированы превышения максимально разовой предельно допустимой концентрации гидрохлорида, установленной СанПиН 1.2.3685-21, в 1,45 раза (время отбора проб 06:05, акт отбора проб атмосферного воздуха №1344-А от 22.1.2021), в 1,9 раз (время отбора проб 14:22, акт отбора проб атмосферного воздуха №1346-А от 22.1.2021. Также согласно справки №801-А от 29.10.2021 зафиксированы превышения среднесуточных предельно допустимых концентраций формальдегида в 1,11 раза, гидрохлорида в 1,81 раза.

Наличие установленных превышений среднесуточных предельно допустимых концентраций формальдегида и гидрохлорида в атмосферном воздухе, на территории полигона «Серебристый», по мнению административного органа, подтверждает факт осуществления деятельности на полигоне «Серебристый», в процессе которой в атмосферный воздух выделяются вышеуказанные незарнормированные вещества от незарномированных источников.

В ходе проверки выявлено не соблюдение требований, установленных п. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 22, ст. 31.1, ст. 34, ст. 39, ст. 51 Федерального закона от от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1, ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 13.4, ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 20, п. 1 ст. 22 ФЗ №, п. 8 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 158, 165, 215, 218, 219, 220, 221 СанПин 2.1.3684-21, п. 2.1, 2.3, 2.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на территории полигона «Серебристый», расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, 3,5 км юго-западнее д. Кузнецово, сооружение 1, а именно ненадлежащим образом захоронены отходы хлороформа, смеси галогеносодержащих органических веществ с преобладающим содержанием хлороформа, смеси галогеноседержащих органических веществ с преобладающим содержанием хлороформа, отходы соляной кислоты, которые являются источником поступления в атмосферный воздух хлористых, что создает угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, повлекли загрязнение окружающей среды.

В отношении загрязняющих веществ в атмосферный воздух - гидрохлорида, формальдегида АО «Зеленый город» не установлены нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, не проведена инвентаризация и не получено соответствующее разрешение.

Выявленные нарушения требований законодательства в части выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без наличия соответствующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, послужили основанием для привлечения 17.01.2022 АО «Зеленый город» должностным лицом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Так, АО «Зеленый город эксплуатирует объект размещения отходов - полигон «Серебристый», расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, 3,5 км юго-западнее д. Кузнецово, сооружение 1.

Деятельность АО «Зеленый город» на полигоне «Серебристый» регламентируется лицензией от 10.12.2019 №(24)-6692-СТОРБ/П на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проектом «Пункт захоронения отходов. Корректировка» Пусковой комплекс и обоснования деятельности с опасными отходами ЗАО «Зеленый город», разрешением №03-1/32-8 от 12.05.2020 на выброс загрязняющих веществ в атмосферный сроком действия с 12.05.2020 по 31.12.2024.

Наличие у АО «Зеленый город» действующего разрешения № №03-1/32-8 от 12.05.2020 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух свидетельствует о первичном проведении юридическим лицом инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников.

Согласно Проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для АО «Зеленый город» (Промплощадка №2 (ПЗО), источниками, создающими негативное воздействие на окружающую среду, определены: установка «Экотром-2» для демеркуризации ртутьсодержащих отходов, установка обезвреживания замазученных грунтов «УЗГ-1МГ», спецтранспорт, обеспечивающий доставку, разгрузку отходов, площадка приема промышленных отходов.

Между тем, положенные в основу постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и обжалованного постановления - выводы Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о превышении концентраций загрязняющих веществ в результате осуществления деятельности АО «Зеленый город» по эксплуатации объекта по размещению промышленных отходов, носят характер предположения, указывая на то, что в случае ненадлежащего хранения отходов, они способны выделять хлористый водород в атмосферный воздух.

При этом, представленными в дело доказательствами, не опровергнуты доводы защитников о том, что отходы АО «Зеленый город» в период проведения проверки на территории полигона, захоронены в емкостях на полигоне надлежащим образом, фактов захоронения отходов в емкостях с нарушением норм действующего законодательства либо проекта, на момент проведения проверки, установлено не было.

Согласно общедоступным данным, размещенным на сайте ФГБУ «Среднесибирское УГМС», превышение ПДКм.р. по взвешенным веществам, в том числе, гидрохлориду, формальдегиду, неоднократно фиксировались на территории г. Красноярска в том числе 16, 17, 18 и 19 октября 2021 года, так в указанный период на территории г. Красноярска вводился режим «Черного неба», при этом рассеивание загрязняющих веществ, зафиксированных на территории города, в том числе происходит по направлению полигона «Серебристый», что свидетельствует о том, что сам полигон не является источником выбросов.

Таким образом, возможность осуществления выбросов загрязняющих веществ иными источниками и оказания влияния на результаты исследований отобранных проб атмосферного воздуха, не проверялась и в настоящем деле не исключена.

Согласно представленного заключения №17/21 от 20.12.2021, методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в отмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (2004 года) к полигону «Серебристый» не применима; полигон «Серебристый» с учетом реализуемой АО «Зеленый город» технологии захоронения промышленных отходов, а аткже состава и объема захороненных отходов не может являться самостоятельным источником выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ формальдегида и гидрохлорида. В ином случае превышение ПДК загрязняющих веществ должно иметь постоянный (ежедневный) неизменный характер и сопрвождаться инмыи проявлениями, в том числе соляными высолами на поверхности, а также наличием загрязняющих веществ в почве и воде; отбор проб 22.10.2021 специалистами КГБУ «ЦРМПиООС» был прведен с существенными нарушениями, исключающими возможность их дальнейшего использования при исследовании. Результаты прведенного специалистами КГБУ «ЦРМПиООС» анализов проб атмосферного воздуха не подтверждают наличие превышения ПДК гидрохлорида и формальдегида, как на территории полигона «Серебристый», так и за его границами. Учитывая, что полигон «Серебистый» расположен вне границ города Красноярска и иных поседений, применение к нему ПДК загрязняющих веществ, установленных СанПиН 1.2.3685-21, недопустимо.

Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия в деле доказательств, с достоверностью подтверждающих осуществление вследствие деятельности АО «Зеленый город» выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, вывод о виновности указанного юридического лица в совершении таких выбросов нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление № 02-4/15-3 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора кайсиной А.А. от 17.01.2022 о признании АО «Зеленый город» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях АО «Зеленый город» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора АО «Зеленый город» Чернявской Е.Н. удовлетворить.

Постановление № 02-4/15-3 осударственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Кайсиной А,А. от 17.01.2022 о признании АО «Зеленый город» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ - отменить.

Судья                                     И.В. Тоночаков

12-136/2022

Категория:
Административные
Ответчики
АО "ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД"
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Тоночаков И.В
Статьи

8.21

Дело на странице суда
berez.krk.sudrf.ru
02.02.2022Материалы переданы в производство судье
04.02.2022Истребованы материалы
02.03.2022Поступили истребованные материалы
04.05.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее